У шкипера, пересаживающего с небольшого судна на крупную мегаяхту, происходит крутой поворот в голове. В качестве примера можно привести руководителя яхткомпании «Кабестан» и капитана суперяхты гоночного типа Intuition Ю. Фадеева, который нынешней зимой пересел из 40-футовой лодки в 80-футовый гигантский болид Weddell. Проведя гоночный сезон на этом судне, он познал достаточно много нового и полезного…
Процессом необходимо командовать, а не управлять
Суперяхты максимальных размеров в качестве чартера практически не сдаются. С самого начала это может показаться обидным: как будто во всем мире не существует отличных шкиперов и баковых помимо тех, которые работают на данном судне. Но в скором времени четко улавливаешь, что яхты гигантских размеров – это параллельный мир. И хоть ты с большим опытом на своем 40-футовом судне, здесь нужно будет немного подучиться.
На небольшой современной суперяхте, даже если команда не имеет опыта, хороший шкипер моментально организует рабочий процесс. На худой конец можно самостоятельно пойти на бак и все, что нужно исправить.
На мегаяхте больших размеров шкипер становится в качестве декорации. Тут категорически запрещается что-либо просто «потянуть». Здесь каждая маневренность – это целое искусство. Для подъема стакселя нужно пять человек: главный в зоне кокпита переключает брашпили, мачтовый – работает с фалами, а баковый – работает в носовой части. Это сродни управление корпорацией: если ты очень крутой программист, то это еще ничего не значит. Здесь очень много веревок, лебедок, а также движущихся частей, поэтому каждый, кто находится на своих местах должен разбираться в своей работе.
Нужно много чего обдумывать, особенно это касается последствий.
Необходимо беспрерывно помнить тот факт, что маневренность – это крайне долго и трудоемко, и перед тем, как дать команду экипажу, нужно все взвесить.
Обыкновенный случай при гонке: порывы ветра утихает и необходимо третий стаксель сменить на первый. На лодке «Интуиция» Ю. Фадеев мог дать команду сразу, и это заняло бы не более десяти минут, но на новом судне – это целое действие.
Первым делом нужно вывести на палубу новый стаксель, вес которого составляет около 100 кг и свернут в специальном отсеке лодки. Свободный трос мачтовый начинает откреплять, после чего подхватывает его и фиксирует к парусу. По продольному направлению борта судна выстраиваются определенное количество человек, готовые принять кису, а в кокпите в это же время переставляют лебедки. Итак, рабочий процесс идет полным ходом: гриндеры производят крутку, баковые – тянут, вследствие чего парус шаг за шагом поднимается на палубу и осуществляется на скоростном ходу в одиннадцать узлов.
Через какое-то время парус был полностью поднят, расчехлен, а углы заведены. Тем временем ветер начинает подниматься и иногда проскальзывает мысль, стоит ли продолжать дальше? Но экипаж вкалывает уже на протяжении получаса и прервать маневренность – это означает подвести команду, и вот на грот-штаге взамен третьего номера виднеется заветная единичка. Однако порыв ветра продолжает набирать обороты, и спустя сорок минут команда делает те же действия, но в обратную сторону.
После этой гонки, Фадеев и команда усвоили очень важный для них урок: на крупногабаритной яхте необходимо думать на несколько шагов вперед.
Установить непоколебимую и железобетонную координацию
Суперяхта имеет огромные размеры, поэтому нагрузки на нее довольно-таки немалые, поэтому на каждом участке необходимо, чтобы был свой «главнокомандующий».
К примеру, на мегаяхте Weddell присутствует 13 брашпилей: 1 – для гик-шкота, 2 – для каретки на погонах грота, 2 – для мобильных снастей, 4 – у пианино, а также 4 штоковых, имеющие параметры тумбочки, расположены по бортам. Управление брашпилями осуществляется при помощи кофемолок либо мельниц. Как правило, на каждую единицу припадает несколько брашпилей, по одной на каждую сторону, однако если потребуется максимально быстро поставить спинакер либо сменить стаксель, то могут в полной мере работать несколько кофемолок одновременно.
На одной гигантской яхте произошла ошибка: баковый пошел в носовую зону, зафиксировав стаксель-фал к привязке для того, чтобы его не упустить. Тем временем гринеры начали налегать на мельницы, полагая, что они тримят спинакер, однако они были выведены на стаксель-фал. В результате баковый взлетел в небо.
И это далеко не один случай: брашпили до такой степени мощные, что гринеры способны выдернуть что-либо из палубы ввиду неосторожности.
Координация полностью лежит на человеке, который находится в кокпите. Его основная задача была в том, что он приводил в работу мельницы и выводил их на нужные брашпили, подсоединял вспомогательные мельницы, а также производил смену скорости брашпилей и убирал лишние.
Необходимо создать свою собственную систему жестикуляции
Как известно, донести до человека, находящийся от тебя в несколько десятков метров довольно-таки трудно, а против сильного ветрового порыва, когда парус ударяется о нос, попросту невозможно.
Вынудить мачтовых проводить ретрансляцию команды с кормовой части на бак, однако это крайне плохая идея, так как в большинстве случаев им далеко не до вас. Поэтому самым оптимальным вариантом станет переход на жесты, но тут главное разработать специальную систему, которую бы понимали все. Не стоит полагаться на «общеустановленные знаки», поскольку у одних кулак, поднятый вверх может означать «стоп», а у других – «действие нужно продолжать дальше».
Оптимальней всего собрать «главнокомандующих» со всех участков и прийти к одному решению о конкретных значениях жестикуляции. Поначалу это может выглядеть смешно, но на крупногабаритных судах без этого просто не обойтись.
Общение с другими суперяхтами
Гоняясь на двадцатипятиметровой лодке, иногда хорошо было бы припомнить, как макси-яхты воспринимают 40-футовые лодки. Как правило, они их воспринимают как ужас, леденящий душу, который готов полностью переехать, при этом не моргнув глазом. Крики про галс такое судно попросту не сможет услышать.
И вот по какой причине: очень большие суперяхты коммуницируют между собой только по рации. На РОРК Каррибиан 600 яхты должны иметь в обязательном порядке Коммуникейшнс Оффицер. Он представляет собой офицера связи, который связывается с другими морскими судами и объясняет дальнейшие действия для вашего судна. Гоночный инструктаж делает акцент на том, что данный человек должен блюсти исключительно радиоэфир.
Планирование альтернативных вариантов заблаговременно
Время, проведенное на макси-яхте, проходит с сумасшедшей скоростью. Так, на мегаяхте Рефлекс 38, имеющая скоростной ход до 10 узлов, расстояние в 50 морских миль преодолевается за пять-шесть часов. Это невиданная роскошь: за четверть суток можно отдохнуть, вздремнуть, принять пищу, а также взяться за навигацию.
Современный болид, дина которого составляет восемьдесят футов, который несется под спинакером, преодолевает данное расстояние всего лишь за пару часов. Такое судно имеет скорость существенно больше, маневренность дольше, вследствие чего время на принятие правильного решения сокращается в несколько раз.
Планировать нужно практически молниеносно, при этом производить расчеты запасных вариаций.
Так, лавирование в узком проходе канала, где глубина достигает не более 6 м, проход маленькой лодки будет беспроблемным, а вот крупногабаритному судну потребуется время и это более одной минуты. Кроме того, надо четко иметь представление о том, куда передвигаешься на скорости в двенадцать узлов после прохождения поворота, а также как долго сможешь идти в таком направлении и скорости.
Не менее острым вопросом является расхождение суперяхт. Все знают, как «лениво» ведут переговоры шкипер и гротовый, находящийся в кормовой части 40-футовой лодки. Если на таких мегаяхтах пройти можно без проблем, то на больших яхтах необходимо все тщательно заранее продумывать.