Тримаран относится к многокорпусным судам, дебютировал он в XVI веке. Островитяне выходили в Тихий океан на небольших лодочках, сделанных из двух параллельных корпусов, которые назывались в те времена «Проа». Суть современных устройств сильно не изменилась, но сегодня они более стильные, интересные с точки зрения технического устройства, обладают впечатляющими скоростными показателями.
Интересные исторические факты
Полинезийцам, жившим больше 4000 лет назад, удалось создать первые модели тримарана. Особенную популярность они имели в 60-70-е годы. Их преимущество было в том, что они были разборного характера, легко транспортировались с помощью трейлеров.
Знаменательным для строительства многокорпусных судов стал 2005 год, когда был представлен 127-метровый тримаран, доставленный в Испанию под названием «Benchijigua Express». Практически он служил полноценной альтернативой кораблю, вмещая 1280 пассажиров, целых 340 транспортных средств. Не менее впечатляющими были скоростные значения в 40 узлов. На тот момент в мировом масштабе это было длиннейшее судно из алюминия.
Почему тримараны популярны?
По отношению к однокорпусным судам эти изделия наделены целый «палитрой» положительных характеристик. Они имеют широкие бимс, стабильные параметры остойчивости, более мелкую осадку, возможность преодолеть длительные маршруты. Ввиду наличия не узкого бимса, в него не требуется добавлять тяжелый киль, чего не скажешь об однокорпусных судах. Итогом прогрессивных конструкторских изысканий являются более широкие возможности технического характера по сравнению с лодками из одного корпуса. Модель отлично справляется с мелководьем, уверенно ведет себя при штормовых ветрах.
Управление требует некоторого опыта, поскольку широкий бимс модели нуждается в особой силе при маневрах.
По отношению к однокорпусникам у тримаранов есть неоспоримые преимущества: они более легки, обладают быстрыми скоростными показателями, несмотря на аналогичные размеры с корпусным судном. У отдельных тримаранов устроен киль в более легком весе. Некоторые варианты прекрасно справляются со штормом, уверенно преодолевая морскую пучину. Несмотря на инженерный успех в этой модели, следует помнить, что широкий бимс может сослужить плохую службу в шторм. Стоит ли рисковать жизнью?
Носовая часть при определенных условиях, из-за трамплина, исполняет роль могучего весла. В связи с этим, во избежание катастрофы, лучше выбирать яхту с трамплином, имеющим широкое переплетение, позаботиться о надежном якоре.
Мир узнал об этих удивительных «лодках» благодаря украинскому иммигранту, киевлянину, являвшемуся ярым поклонником трехкорпусной лодки. Его опыт в качестве пилота-истребителя в годы Первой Мировой войны помог легендарному изобретателю в сооружении тримаранов. После войны он стал жителем США, успешно реализовав свои мечты о выпуске многокорпусника: ему удалось сконструировать два тримарана «Eggnog» длиной 24 фута каждый.
Секреты технической составляющей
О непотопляемости тримаранов ходят легенды. Судно останется на плаву при двух затопленных частях. Именно в этом успех их востребованности у яхтсменов. Рулевой ощущает полный комфорт при управлении «посудины», благодаря доступному контролю бокового поплавка. Капитан всегда с легкостью определит нагрузку на тримаран, успеет сориентироваться, брать ли риф, либо уйти на берег.
Несчастные случаи с тримаранами случаются значительно реже по сравнению с катамаранами. Переворачивание судна случается, когда подветренный поплавок глубоко уходит под воду, что происходит крайне редко и медленно. Таким образом, экипаж получает дополнительное время для исправления положения. Жизнеспособность судна продлевается за счет наличия трех поплавков, а не двух.
Эти громадины с распростертыми металлическими крыльями создают ощущение легкого парения над волной. Укрощение океанических штормов дается нелегко, но тримараны могут справиться со сложной ситуацией, стараясь сохранить жизнь экипажу. Скорость практически приближена к скорости ветра, легкое на вид судно может гораздо быстрее двигаться, чем килевая яхта. Весла на нем использовать неудобно. Установив крылья под углом 45 градусов, крен будет полностью отсутствовать.
Конструктивно в тримаранах все продумано тщательно. Отличные ходовые качества обеспечиваются за счет легкости корпуса, наделенного волновым сопротивлением. Мачта не оказывает сильного давления на поперченные балки, синхронизирующие балки с поплавками. Для яхтсмена это настоящая мечта.
Основной корпус – прекрасный жесткий базис для натяжения продольного такелажа. Если подбросит основной корпус, создается крайне нежелательная ситуация, в связи с чем, не рекомендуется отправляться «бороздить океаны» при плохом прогнозе погоды.
Рассматривая параметры безопасности, можно отметить: в среде специалистов яхтенного спорта бытует мнение о большей безопасности многокорпусников. Чаще всего они подвергаются переворотам «оверкиль», но тонут более всего однокорпусные суда. Основной причиной гибели, скорее, можно назвать столкновение с крупной рыбиной или камнем. За стабилизацию поворотного момента отвечает шверт, и при умелом управлении тримараны на бок не переворачиваются.
Единственное – их может опрокинуть через носовую часть в штормовую погоду. При сильном ветре, и волнении на воде высокая мачта сыграет отрицательную роль. Во избежание проблем команде следует подумать об уменьшении площади паруса и надежной их фиксации с возможностью ослабить в любой подходящий момент. Сетка помогает гасить гигантские волны, давая воде с легкостью просачиваться сквозь нее. Уменьшить риски также позволит установка плавучего парашютного якоря.
Современные тримараны созданы надежно, с применением инновационных методик и оборудования, обеспечивая комфортабельные прогулки по воде.