Жан-Люк Ван Ден Хид выиграл гонку «Золотой глобус» после удивительных 211 дней и 23 часов в море в невероятной демонстрации мастерства моряков.
Шкипер пересек финишную черту под спинакером, возвращаясь в серый и влажный Ле-Сабль-д’Олон. Полностью исчерпав топливо, Ван Ден Хид затем поплыл по знаменитому каналу Ле-Сабль под гротом.
Это была первая победа в гонке в мире для 73-летнего игрока, который также установил новый рекорд для самого старого шкипера, совершившего одиночное плавание без остановки по всему миру. Он провел сольную гонку почти полностью и финишировал с перевесом более 300 миль впереди Марка Слатс, занявшего второе место.
И он, и его яхта, Rustler 36 Matmut, оказались в отличном состоянии после семи месяцев непрерывного плавания. По прибытии Ван Ден Хид был в приподнятом настроении, руководил толпой, пел песни и философствовал на протяжении всей пресс-конференции. Он не производил впечатление уставшего человека, и говорил, что с нетерпением ждёт ванны, стейка и пива – именно в таком порядке.
Между тем первые впечатления от Matmut заключались в том, что судно действительно находилось в удивительно хорошем состоянии – на корпусе не было явных ракушек (которые так мучили других конкурентов «Золотого глобуса»), палуба не была зелёной, а верхние части были блестящими. Небольшой рост транца и некоторые линии, проложенные вокруг первого распределителя порта, были единственным намёком на то, через что прошла яхта и её шкипер.
«Золотой глобус» стартовал 1 июля 2018 года с 18 участниками, из которых только четверо в настоящее время участвуют в гонках, а Ван Ден Хид с огромным опытом был с самого начала одним из лидеров гонки. После ухода в отставку французского шкипера и лидера ранней гонки Филиппа Печа, Ван Ден Хид создал почти неприступное лидерство на мысе Доброй Надежды.
В то время как в Южном Атлантическом и Индийском океанах было несколько выходов из гонки, а многие яхты разбирались и оставлялись, Ван Ден Хидэ прибыл на обязательный пит-стоп в Хобарте практически невредимым. К тому времени у его судна была небольшая утечка в один иллюминатор, но в остальном он хорошо противостоял суровым гонкам в Южном океане.
Перед стартом Ван Ден Хид вместе со своим береговым менеджером Лионелем Регнье обеспечил себя всем необходимым ровно на столько, чтобы Matmut был одной из самых тщательно подготовленных яхт в гонке – включая укороченную мачту и совершенно новые оснастки и паруса, дополнительные водонепроницаемые переборки и улучшенную палубу.
Но в ноябре, в середине южной части Тихого океана, Ван Ден Хид был сбит сильным ветром и волнами. Несмотря на то, что мачта держалась, соединительный болт, который прикреплял нижние кожухи на стороне порта мачты, был поврежден, в результате чего Ван Ден Хид не смог натянуть его оснастку. Он осуществил временный ремонт, сначала планируя сделать ремонт в Чили, но затем решил продолжить гонку, перемонтировав веревки, чтобы поддержать плащаницу.
На сегодняшней пресс-конференции он вспомнил: «Три дня я думал о том, как спасти лодку, и поэтому сбился с курса. Я начал планировать свою остановку в Чили… и затем сказал себе: мачта такая… черт побери! У нас были самодельные установки, которые были обязательными на борту.»
«Раньше я никогда не оставлял ни одной гонки. Сказать честно, взбираться на мачту – это занятие уже не для моего возраста. Но я поднялся семь раз!»
Благодаря тому, что Ван Ден Хид смог починить свою яхту вверх по Атлантике, голландский моряк Марк Слатс сократил своё преимущество с почти 2000 миль до менее 100. В середине января трекер продемонстрировал теоретическое преимущество всего лишь в 49 миль, Ван Ден Хид был уже в лучшем положении.
Затем Ван Ден Хид смог восстановить своё лидерство в течение последних недель, и, несмотря на сложный переход через Бискайю, который привел к окончательному испытанию 50-узловыми ветрами и 7-метровыми волнами моря, 29 января 2019 года, утром, он благополучно прибыл в Ле-Сабль как раз перед условиями приближающейся штормовой силы.
Гонка «Золотой глобус» 2018-19 годов потребовала от шкипера сноровки решить множество оригинальных задач по всему миру, включая отсутствие современных навигационных средств. Тем не менее, его Rustler 36 Matmut был на целых 100 дней быстрее, чем оригинальное кругосветное плавание Робина Нокса-Джонстона, первое в мире безостановочное путешествие в Сухайли.
Это первая победа Ван Ден Хида в гонке. Но он является рекордсменом по быстрому кругосветному плаванию с востока на запад, установленному в 2004 году на 122 днях, и дважды возвращался в Ле-Сабль-д’Олон, чтобы встать на трибуну «Ванде-Глоб» (3-й в 1990 году, 2-й в 1994 году). Также занял 2-е место в BOC Challenge Around Alone Race 1986 года и 3-е место в BOC 1995 года.
Несмотря на проливные дожди и жгучий холод, жители Ле-Сабля поприветствовали дома Ван Дена Хида, выстроившись на знаменитом канале и терпеливо ожидая, чтобы поддержать его победу. Он настоящий местный герой и живет в квартире на берегу моря в знаменитом городе Вандее.
Будет ли он делать это снова? «Теперь я буду плавать по миру, только если кто-то не сделает великую вещь, которая всё ещё интересует меня. Но, вообще нет, я не планирую снова путешествовать. Моя лодка выставлена на продажу, и я хочу заниматься коучингом».