За последние несколько лет парусный спорт претерпел некоторые изменения. Из новшеств появились полужесткие крылатые паруса, подводные крылья и суперлегкие материалы, однако это далеко не весь перечень новинок, внедренных в мире яхтинга. Как правило, такие новшества были задействованы только на судах гоночного типа, но времена меняются с бешеной скоростью…
Послужил революцией в мире яхтинга звонок австралийца А. Каплана, который сообщил архитектору В. Мурникову компании Fazisi о том, что хочет заказать судно, которое бы было быстроходным, но при этом имело простое управление. И таким судном стал новый парусный катамаран. Мурников рассказал о том, что он имеет многолетний опыт по автогонкам и высшему пилотажу на самолетах. Также он поведал о том, что имеет колоссальный опыт применения моторных яхт, однако не является профессионалов в тонкостях парусности, поэтому фалы, фока-шкоты, рифы его не беспокоят. Впрочем, как и все остальное, которое входит в понимание «управление судами парусного типа».
Также он сообщил о том, что он в курсе, что большинство людей предпочитают самолично работать с различными снастями, однако он в поисках оптимального решения, которое бы дало возможность заполучить уютную и быстроходную суперяхту, которая обладает незначительными шумовыми характеристиками, минимальным потреблением энергии и небольшим количеством усилий для управляемости судном. Так, А. Каплану понравилась концепция СпидДрим, поэтому принял решение приобрести лодку, базирующаяся на такой концепции. Таким образом, крейсерский катамаран имеет авангардный внешний вид, быструю проходимость по акватории, а также максимальное внедрение инновационных технологических приемов.
Спустя три дня Каплан прибыл в штат Массачусетс, где расположено офисное помещение В. Мурникова. Как позже выяснилось, Адам является мечтой каждого инженера-проектировщика судов, идеальным заказчиком, который четко понимает, что ему необходимо. Помимо этого, он имеет достаточно оригинальные идеи, но вместе с тем очень ценит и концепции других разработчиков, принимая во внимание и их предложения.
В результате такого взаимосотрудничества появился на свет проект mxCat88 Воланте, который в настоящий момент является самым инновационным проектом во всем мире среди крейсерских мультикорпусных судов.
Согласно требований заказчика, данное судно будет сочетать в себе великолепный интерьер, обеспечивающий высочайший уровень комфортабельности пребывания на борту, быстроходность (до 35 морских узлов) и простое управление. Всего этого получилось достичь за счет ультрасовременной конструкции остова, применению подводных крыльев, а также крылатообразных парусов в «бипланной» концепции. Все детали регулирования парусным сооружением будут расположены в рулевой рубке. Благодаря клавишам и джойстику судном может управлять даже один человек.
Парусное оснащение
Однако, главная изюминка катамарана – это парусное оснащение. Бипланный чертеж, как правило, уже активно применялся в катамаранах гоночного типа, которые предназначены для регаты по акватории океана, правда, пока большим успехом не пользуется. Ее основными особенностями в таком случае являются крайне низкое расположение ЦП мегаяхты и отсутствие колоссальной нагрузки на мост судна, как было бы при наличии единственной мачты, которая размещена в ДП мегаяхты. Однако стопроцентных крылатых парусов на лодках крейсерского типа еще не было.
Одновременно было тщательно изучено определенное количество вариаций парусного оснащения. В следствие этого было промоделировано все это благодаря CFD-анализу, проведенного руководителем отделения CFD Т. Дойлом, предприятия Дойли Сеилмейкер. Заключение главного мирового специалиста по разработке проекта парусов гласит так: «Применение свободно установленных полужестких гидрокрыльев для флагманского катамарана в 88 футов имеет огромное количество неоспоримых преимуществ, к которым относят легкость и безопасность их эксплуатации. Кроме этого, такие крылья гарантируют легендарные ходовые свойства судна. Стандартное оснащение, используемое на крупных суперяхтах, нередко является довольно-таки трудоемким, а под огромной нагрузкой может быть и крайне опасной. Свободно же размещенное крыло не обладает прогрессивной системой передвижной оснастки и с легкостью поворачивается на роликоподшипниках, расположенных в остовах. Наладка парусного оснащения достигается за счет вращения крыльев и видоизменением самого профиля. Действие по управлению катамараном очень схожи на управление авиалайнером. В случае надобности система регулировки может автоматизироваться в полном объеме.»
Как правило, многих волнует вопрос, почему биплановая схема была взята за основу для сооружения судна. По словам В. Мурникова, он и его команда, построившая современный катамаран, выбрала такую схему не случайно. Это обусловлено тем, что с подобным подходом крен будет минимальный, а устойчивость морского судна – существенно больше. Помимо этого, данная схема значительно легче и проще, нежели одна мачта внушительных размеров. Такая конструкция позволяет не нагружать мост, а, соответственно, судно можно сделать существенно легче. Помимо всего вышеперечисленного, катамаран имеет очень роскошный внешний вид.
В случае применения крылатого парусного оснащения, остро встает вопрос: каким образом производить рифтовку данных парусов и полностью убрать их, пришвартовавшись в порту. На современных катамаранах нового поколения, участвующих в «Кубках Америки», где применялись паруса, выполненные в виде крыльев, полужесткого типа, потребовалось двадцать человек, чтобы в вечернее время разоружить лодку, а рано утром, в день состязаний, снова снарядить ее. Судя по всему, в крейсерской мегаяхте такое не предоставляется возможным. Пока одним из обсуждаемых методов минимизации участка парусности является перенос кормовых отсеков крыла в носовую зону.
Также есть и другая, альтернативная вариация: произвести фрагмент паруса, выполненной в виде крыла, крайне гибкой, что даст возможность уменьшить его площадь при помощи закруток.
Также архитектор Мурников сообщил о том, что результаты, проведенные при CFD-исследованиях, доказали, что биплановая схема парусного оснащения может на мегаяхтах различных параметров выдержать порывы ветра, скорость которых не превышает пятьдесят узлов без рифленности. Но, принимая во внимание всю серьезность проблемы, команда работает над разработкой рифленности аналогичных парусов, вместе с тем изучая то, что производят другие архитекторы. Инженер Мурников также сообщил о том, что он и его команда пытается найти оптимальное решение, которое было бы и легким, и прочным одновременно. Таким образом, используя инновационные композитные материалы этого можно добиться. Этим летом произойдет грандиозное событие – испытание масштабной модели собственной системы рифленности.
Подводные крылья
Следующей фишкой будущего судна является наличие подводных крыльев. В случае реализации проекта mxCat 88, он будет первым крупнейшим крейсерским катамараном подобных размеров, который оснащается подводным крылом. Конструктивные особенности крыльев являются консервативными – С-подобные на остовах и Т-подобные на рулевых перьях. Это было сделано не случайно, поскольку более усовершенствованные системы, которые способны поднимать остовы катамаранов из акватории, могут быть крайне опасными в крейсерском путешествии.
Акцент был поставлен на то, что крылья частично разгрузят его, приняв на себя до 3/4 осадки. Помимо этого, были рассмотрены несколько чертежей гидрокрыльев, вследствие чего выбран самый сложнейший вариант, который предусматривает их вертикальную установку на острых путях с целью получения предельно допустимого торцового сопротивления и в приближенном к горизонтальному положению для обеспечения предельно допустимой силы подъема. Таким образом, ожидается, что на острых путях Воланте судно сможет разогнаться до 20 морских узлов, а на полных – до 35 морских узлов.
Также остро стоял вопрос о комфортабельности нахождения на борту при передвижении крылатых суперяхт по морским просторам при волнах. Как сообщил конструктор, ввиду того, что гидрокрылья будут образовывать частичную гидродинамическую силу, а остовы мегаяхты – наивысшую остроту с минимальным сопротивлением, то вышеуказанное препятствие не будет иметь никакого значения.
Внутреннее устройство
Комфортное нахождение на лодке предусматривается на высочайшем уровне. Планировка катамарана особых нововведений не несет, однако катамаран был сооружен таким образом, чтобы изнутри было большое количество простора и кислорода. Для того, чтобы сохранить чувство наполненности светом внутри салона, инженеры остановились на минималистичной отделке интерьера. По левую сторону борта размещена великолепная каюта собственника, оснащенная гальюном, просторной душевой, а также большой ванной.
В кормовой зоне по правую сторону борта размещена одна каюта для гостей, обладающая большими размерами, а в носовой – две каюты, но меньших размеров. Они могут использоваться как для гостей, так и для экипажа. Койки имеют весьма достойное расположение. Они размещены поперек ДП катамарана, что довольно редко можно увидеть на парусных судах.
Мост, который соединяет два корпуса представляет собой единую большую платформу, на которой расположены камбуз, салонное помещение с развлекательным центром, а также большой рулевой пост с капитанским креслом. Из данного поста предусмотрена возможность управления всеми системами катамарана.
Подъемная платформа являет собой малогабаритный частный пляж, с которого можно принимать солнечные ванны, купаться под душем или же в открытой акватории.
Так в общих характеристиках представляется разработка новенького крейсерского морского судна парусного типа, которое, будучи сооруженное, без какого-либо сомнения, станет важным событием для яхтостроения международного класса.