Василий Сенаторов не так давно получил звание первого российского председателя Международной ассоциации класса яхт «Дракон». Этот тип парусных яхт входит в число самых популярных судов, предназначенных для семейного использования. Ежегодно проводится множество состязаний на судах этого класса.
Многие допускают ошибку в определении звания Василия Сенаторова, называя его президентом. На самом деле он является председателем, ведь место президента пожизненно занимает последний король Греции — Константин II. Именно «президент» является самой почтенной должностью в организации, в то время как председатель управляет исполнительным органом данной организации. В его состав входят три вице-председателя, казначей и секретарь.
Почему в руководстве IDA ранее не было россиян?
Россияне ранее никогда не занимали таких высоких руководящих постов как в ассоциации класса, так и в других крупных международных организациях, которые связаны с парусным спортом.
Причин того, что россияне никогда не занимали таких постов, достаточно много. Парусный спорт — один из старейших во всем мире. Разумеется, на территории Древней Греции, где и появилась традиция проведения Олимпийских игр, подобного вида спорта не было. Даже Пьер де Кубертен, который занимался возрождением этой традиции, в первой версии Олимпиады не внес в список дисциплин парусный спорт. Несмотря на это, эта дисциплина стала частью программы достаточно рано — в 1900 году. Конечно, соревнования на судах проводились достаточно давно, но они имели беспорядочный характер и, как правило, серьезных состязаний не было.
Этот вид спорта в современном виде появился только в восемнадцатом столетии, когда на территории Голландии и Великобритании начали появляться первые яхтенные клубы.
Примерно в это же время парусный спорт появился и в Российской Империи — Петр Великий основал первый яхтенный клуб еще триста лет назад. Он получил название «Невский флот», и на его строительство было потрачено более 120 тысяч рублей (в пересчете на вес в серебре — 3 500 килограммов). По приказу правителя было построено десять яхт, 75 буеров и множество других судов. Однако после того, как император умер, данный вид спорта потерял популярность на достаточно длительный срок, клуб закрылся.
Великобритания давно получила звание «владычицы морей». Действительно, во время битвы у мыса Трафальгар, которая произошла в начале девятнадцатого века, английские морские войска победили совместный флот Испании и Франции. После этого страна на протяжении практически столетия была самой сильной на море. Несмотря на то, что она давно потеряла статус гегемона, страна все еще помнит былое величие в морском деле и жители страны теперь относят это к парусному спорту. Парусный спорт входит в число самых сильных спортивных дисциплин, которые популярны в Великобритании. Жители этого островного государства и его бывших колоний очень много занимаются парусным спортам, любят его и получают огромное количество достижений в этой области. Жители Британии хотят вернуть былое величие, но теперь в области спорта, и у них это достаточно неплохо получается.
Уроженцы Великобритании не только побеждают в многочисленных спортивных соревнованиях по парусному спорту, но и оказывают достаточно сильное влияние на развитие этой спортивной дисциплины в мире. Например, Международная федерация парусного спорта расположилась в Великобритании, и другие важные организации, связанные с этой дисциплиной, расположены в Англии или ее бывших колониях — Австралии, Канаде и так далее. Именно англичане или выходцы из стран, когда-то входивших в состав Британской Империи, занимают большинство руководящих постов в крупнейших парусных организациях мира.
Практически во всех федерациях крупных яхтенных классов, к которым относится «Дракон» руководящие посты занимают именно уроженцы Великобритании или стран Содружества. «Дракон» давно завоевал популярность — на нем обучаются яхтингу члены королевской династии Великобритании. Принцесса Елизавета и другие представители династии правителей Великобритании неоднократно участвовали в различных парусных соревнованиях и даже несколько раз занимали призовые места на чемпионатах. Например, принцесса Анна предпочитала именно суда класса «Дракон». Именно она поддерживала организацию чемпионата мира в классе «Дракон», который прошел в 2013 году на территории Портленда. Также она посетила это соревнование.
«Дракон» по многим причинам пользуется огромной популярностью среди аристократических семей Европы. Например, этим классом увлекались монархи Норвегии и Швеции — Олаф и Карл XVI Густав соответственно. Король Испании участвовал в Олимпиаде на судне этого класса, а Константин II, последний из королей Греции и президент ассоциации класса «Дракон», на этом классе получил золотую медаль на Олимпийских играх.
Ассоциацию класса яхт «Дракон» также основали на территории Великобритании — в Лондоне.
История класса и избрание Василия Сенаторова
Причин избрания достаточно много, и они связаны с историей класса «Дракон». Этот класс яхт появился не так давно — в конце двадцатых годов прошлого столетия его разработал норвежский конструктор Йохан Анкер. Он создал этот проект по заказу яхтенного клуба Гетеборга. Руководство клуба, в состав которого входили богатейшие люди Западной Швеции, хотело создать лодку, которая идеально подойдет для прогулок с семьей и обучения юных яхтсменов. При этом судно должно было соответствовать всем требованиям безопасности.
Проект был создан и судно оказалось очень удачным, за счет чего получило огромную популярность во всей Европе еще до начала Второй Мировой. Например, в Нидерландах во время фашистской оккупации нередко устраивались соревнования на яхтах этого класса, хотя приходилось делать это без спинакеров — вся подходящая ткань была реквизирована немецкими войсками для того, чтобы шить парашюты.
После завершения Второй Мировой Войны суда класса «Дракон» вошли в список наиболее популярных в мире и очень быстро распространились не только в Европе, но и в Америке. Еще в 1948 году на Олимпийских играх проводились соревнования на судах этого класса, и «Драконы» участвовали в Олимпиадах до 1972 года. Советский Союз до 1952 года не участвовал в Олимпийских играх в парусном спорте — тогда это считалось буржуазным и наносящим идеологический вред. Однако после снятия запрета руководство страны озаботилось воспитанием профессиональных спортсменов, и для их обучения необходима была матчасть. В Ленинграде и Таллине началось активное строительство «Драконов». В 1972 году в Советском Союзе было примерно пятьсот яхт этого класса. Профессиональные парусные спортсмены-«драконисты» из СССР участвовали в Олимпийских играх всю историю существования этого класса. На Олимпиаде им не удалось завоевать первенство, однако на чемпионате Европы в 1970 году Юрий Анисимов вместе с командой получил золотую медаль. Конкуренция была очень большой.
После того, как на Олимпийских играх перестали использовать суда класса «Дракон», заменив его на «Солинг», в Советском Союзе началось проведение мероприятий, связанных с уничтожением этих яхт. Деньги на содержание судов государство выделяло только для классов, которые присутствуют на Олимпийских играх, из-за этого «Дракон» очень быстро пришел в упадок. Спортсмены переходили в другие классы, а старая матчасть попросту списывалась. Многие из яхт попросту разбирали на дрова, хотя некоторые из яхт сохранились до наших дней.
Так, небольшой флот классических «Драконов», построенный в 1972 году, все еще находится в Петербурге.
Класс начал возрождаться только в начале двадцать первого века. Сразу же с проведением первых соревнований в России появились новые драконисты, которые достигли немалых успехов в относительно короткий период времени. Экипажи состояли из лучших яхтсменов России и СССР, количество судов увеличивалось с каждым годом, в Пирогово соревнования в классе «Дракон» проводились практически каждые выходные. По прошествии нескольких лет количество профессиональных спортсменов этого класса очень сильно увеличилось.
Чемпионаты Российской Федерации по парусному спорту в классе «Дракон» проводились на территории Санкт-Петербурга. В них каждый раз принимали участие до 35 спортсменов, причем многие из них предпочитали гоняться на классических лодках, сделанных из дерева.
Каждый год проводились зачетные регаты, в которых определялись участники, отправляемые на чемпионат Европы. Конкуренция была очень большой, руководство ассоциации класса «Дракон» выделяло средства на постройку и приобретение новых судов.
Российские участники, специализирующиеся на классе «Дракон» начали принимать участие в международных соревнованиях неожиданно и стремительно, но сразу же достигли достаточно больших успехов. Владельцы судов и рулевые были влюблены в свои яхты, и эта любовь отлично сочеталась с профессионализмом спортсменов. Российские участники начали получать призы на многих международных соревнованиях. Так, яхтсмен Анатолий Логинов два года подряд занимал первое место в международном рейтинге на соревнованиях класса «Дракон» и получил Золотой Кубок в 2010 году. Другой спортсмен, Виктор Фогельсон, получил третье место на ЧЕ в Австралии. Сын Василия Сенаторова совместно с другими яхтсменами в 2008 году получил первое место на Чемпионате Европы.
На чемпионате мира 2013 года Андрей Кирилюк получил второе место, а в 2015-м его успех был повторен другим спортсменом — Дмитрием Самохиным.
В 2011 году Василия Сенаторова пригласили на пост вице-председателя ассоциации класса яхт «Дракон», и он сразу же согласился, ведь понимал, что так международное яхтенное сообщество признает достижения российских спортсменов.
В ассоциации очень важную роль играют сложившиеся за многие годы ее существования традиции. Например, председателя выбирают раз в два года, и он может занимать свой пост не более двух сроков подряд.
Ему предложили занять этот пост в 2015-м, и он был уверен в своей победе, но в связи с событиями на Украине консервативные члены ассоциации усомнились в том, что нужно выбирать россиянина.
Выбор председателя
Такое отношение консервативных членов организации задело Василия. Он занимается журналистикой, и отрицательно относится ко многим вещам, которые происходят в России и других странах. Но, несмотря на это, он считает себя патриотом. Он всеми своими силами пытается противостоять ухудшению и так достаточно шатких отношений между Россией и западными странами.
У мужчины есть достаточно большой опыт не только в яхтинге и журналистике, но и в гражданской деятельности. Он всегда имел активную жизненную позицию. Состоял сначала в комсомоле, потом в КПСС. Во время обучения, которое проходило в ГДР, он занял пост председателя Международного студенческого комитета своей академии.
Также он занимается предпринимательством, на протяжении пятнадцати лет возглавляя ассоциацию ряда предприятий.
Предвыборная кампания была построена очень просто. Мужчина попросту начал активно общаться со своими друзьями из различных государств, которые предпочитают яхты класса «Дракон». Так он узнавал о вещах, которые действительно имеют большое значение для спортсменов. Недоброжелатели, которые выступали против его избрания, не могли в качестве причины использовать национальность, и они нашли другой повод. Они заявили о существующей проблеме неравенства любителей и профессиональных спортсменов и утверждали, что Сенаторов будет выражать только интересы профи.
Эта проблема действительно существует достаточно давно, и не только в парусном спорте, но и в других дисциплинах. В связи с этим постоянно ведутся ожесточенные споры, которые разгораются или, наоборот, прекращаются в зависимости от различных обстоятельств. Большинство спортсменов в классе «Дракон» являются любителями — принимают участие, чаще всего, в небольших клубных регатах. Однако национальный и региональный уровень полностью занят профессионалами, и на них практически не проводятся состязания среди любителей.
Профессиональным парусным спортсменом может считаться человек, получающий доход от участия в состязаниях на постоянной основе. Существует ряд причин, по которым профессиональных состязаний гораздо больше, чем любительских. Главная из них — затрачиваемое на международные и региональные соревнования время. На поездку к месту проведения состязания тратится достаточно много времени, а любительская команда из близких знакомых, в большинстве случаев, попросту не может составить календарь соревнований.
Однако появляется еще одна проблема — большое количество профессиональных гонщиков, которые всю свою жизнь посвящают парусному спорту, попросту не дает возможности развиться любителям, для которых яхтинг не является основным занятием.
Однако «Дракон» можно считать в какой-то степени уникальным. На «Драконе» соревнуются, в большинстве случаев, именно любительские спортсмены. Практически все российские капитаны «Драконов» — именно любители. Несмотря на это, они могут состязаться с профессионалами, при этом одерживая уверенные победы. Главное — тренированность, количество пройденных соревнований и умение работать в команде. Существует огромное количество примеров, когда лучшие яхтсмены планеты, решив сменить класс на «Дракона», не могли завоевать призовые места в регатах. Кроме того, сам класс «Дракон» теперь возродился и в нем присутствует немалое количество знаменитых яхтсменов, среди которых многие получали призовые места на Олимпийских играх или чемпионатах Европы в других классах.
Собеседники мужчины, с которыми он общался перед выборами, заявляли, что класс должен стать единым, то есть необходимо полностью убрать разграничение между профессиональными и любительскими командами. Так перспективные любители получат возможность участвовать в состязаниях наравне с ведущими мировыми драконистами. Кроме того, команды любителей должны чаще участвовать в разного рода соревнованиях — например, параллельном зачете. Так они смогут получить заслуженное уважение, участвуя в престижных регатах, которые ранее были для любителей недоступны из-за слишком высокой конкуренции и невозможности сравниться с профессионалами, которые живут парусом.
Планы на будущее
У мужчины сразу же после избрания появилось очень много дел. Класс, конечно, отличается своей консервативностью, но все равно требует изменений. Например, необходимо заняться популяризацией класса «Дракон». Раньше он был одним из самых популярных в мире, но сейчас, когда новые классы появляются практически каждый год, про него попросту забыли.
Кроме того, в парусном спорте есть одна очень большая проблема — слишком мало молодых спортсменов. Средний возраст яхтсменов увеличивается с каждым годом.
Молодые спортсмены предпочитают парусному спорту другие дисциплины.
Также мужчина планирует сделать так, чтобы победы на яхтах «Дракон» одерживались, в первую очередь, благодаря мастерству яхтсменов, а не качеству и современности снаряжения.