Карма, которая так часто встречается в индийской философии, как известно, определяет человеческую судьбу, а также степень переживаемых им горестей либо положительных эмоций на основании его добрых или, наоборот, греховных поступков. Вспоминая о данном моменте, определение «карма» крайне сложно не применить к тридцати четвертому Кубку Америки.
Так, еще много лет тому назад, Кубок Америки стартовал с череды громких скандалов, однако и сейчас он приобрел карму, при которой реакцию на различные события, касающиеся спортновостей, спускают сквозь пальцы, а всевозможные разбирательства закрывают собой все вокруг. Так случилось и сейчас – не успели утихнуть баталии и всевозможные оскорбления командами-участниками регаты друг друга из-за попытки оргкомитета немного изменить правила, касательно проведения соревнований в области конструкционной модификации суперяхт, как разразилась следующая конфликтная ситуация с еще большей силой.
Стоит отметить, что на сей раз конфликт напрямую не касается сегодняшних событий, а, является ретроспективным. Итак, о чем же пойдет речь?
История вопроса
До возведения новеньких катамаранов, предназначенных для участия в Кубках, принадлежащие к категории АС 72, в процессе подготовительных работ к соревнованиям проводились тренировочные гонки на их «младших собратьях» – катамаранах АС 45. Данные морские суда впервые были показаны в Орлеане в январе 2011 года. Такие лодки были специально разработаны командой яхтсменов Оракл Тим ЮЭСЭЙ. Данный тип лодок представляет собой монотипный остов, который предназначен для того, чтобы пока возводятся более сложнейшие и дорогостоящие машины класса АС 72, можно было провести разогревочный этап яхтенных гонок. Вместе с тем, такие судна должны были служить «тренировочной базой» для экипажей, по причине того, что опыта обращения с подобными судами у львиной доли спортсменов не было. Немаловажной деталью являлось то, что в правилах было четко указано, что морские суда категории АС 45 должны обязательно находиться в едином дизайне, то есть во время гонок категорически запрещалось каким-либо способом лодку модифицировать, однако этого правила придерживались далеко не все спортсмены, принимавшие активное участие в регате.
Так, к примеру, как гром среди ясного неба, поклонников, а также журналистов в августе всколыхнула новость о том, что согласно результатам, проведенного «расследования», представители измерительной комиссии Кубка Америки выдвинули протест на два морских судна команды Оракл Тим ЮЭСЭЙ, а также на морское судно, принадлежащее английскому экипажу Бэн Эйнслай Рэйсинг, которую обслуживала прибрежная группа все той же OTUSA.
В действительности ситуация разворачивалась следующим образом: 26 июля сотрудники яхтостроительной компании, которые занимались подготовительными работами лодок категории АС 45 к юношеским состязаниям по парусному виду спорта, выявили тот факт, что у одной из суперяхт, принадлежавшей экипажу Оракл Тим ЮЭСЭЙ, вертикальный компонент конструкции, который снижает нагрузку на продольный лаг, расположенный от штага, смотрится крайне увесистым. Экспертиза подтвердила, что лаг, выполненный из углепластика, не пустотелый (как должна быть согласно проектной разработке), а заполненный увесистым резиносвинцовым наполнителем. Еще на двух лодках, принадлежащих ОТУСА и БАР, такие балки были наполнены пластмассовыми мешочками, которые содержат свинцовые патроны.
Разница пустотелой и наполненной балок составила два с половиной килограмма.
Итак, насколько такая разница может воздействовать на ходовые свойства лодки? С одной стороны, такая прибавка составила лишь 0,2% от общих показателей водоизмещения судна, а с другой – данный утяжелитель был немного вынесен вперед от центральной тяжести суперяхты приблизительно на 7 м и, естественно, давал некий дифферентующий момент. Глава данного состязания и известный яхтсмен Ян Мюрре прокомментировал ситуацию таким образом: «Существует смысл ввиду обеспечения безопасности прибавлять массу в носовую зону при сильных ветровых порывах. Но чтоб два с половиной килограмма… Я на самом деле не понимаю, по какой причине они это сделали». Скорее всего, и сложнейшая экспертиза маловероятно способна будет дать конкретный ответ на вопрос касательно того, поспособствовала ли такая прибавка улучшению ходовых свойств судна или нет.
Однако дело тут совсем в ином. Все элементы суперяхт АС 45 были изготовлены на одной судоверфи под строжайшим наблюдением измерителей Кубка, после чего была произведена маркировка морских судов, которые в полном объеме отвечали всем требованиям прописанных правил касательно Кубка. Никто б даже и не догадался производить тщательную проверку, если бы не одна случайность. Более года лодки соревновались так, как будто они полностью отвечали всем правилам своей категории. Ввиду этого, колоссальный резонанс случившегося был обусловлен тем, что было осуществлено посягательство на принцип справедливой борьбы в яхтенных гонках.
Стоит отметить, что немаловажным моментом является не само видоизменение в ходовой части, а тайные попытки на их изменение.
Реакция публики и судей
Отсюда следует вывод, что возмущение широкой общественности, узнавшей об данном неприятном инциденте, крайне сложно переоценить. Стоит отметить, что данное событие уже второе по счету нарушение правил со стороны экипажа Оракл Тим ЮЭСЭЙ. Первый инцидент был зафиксирован при проведении тренировочных гонок команды ETNZ, которые проводились в их родных краях. Тогда морское судно с наблюдателями от экипажа Оракл Тим нарушило установленную нормативами минимальную дистанцию, которая не позволяет крайне близко подглядывать за оппонентами в процессе тренировочных заездов. За подобные действия команда была оштрафована и отстранена на три дня от тренировочного процесса.
В конечном итоге, арбитры данного соревнования начали проводить расследование на счет действия экипажа Оракл Тим касательно подозрений в грубейшем нарушении условий, причем двух условий одновременно: шестидесятого пункта Протокола касательно проведения Кубка в 2013 году, а также шестьдесят девятой статьи Гоночных правил. Так, не дожидаясь вердикта судей, команда Оракл Тим сообщила о том, что прошедшим числом снимет обе суперяхты, одержавшие победу на Кубке. Формально считается, что данная команда и вовсе не соревновалась. Бен Эйнсли, чью суперяхту БАР также обслуживала прибрежная группа Оракл Тим, сообщил, что он не является членом провинившейся команды. Тем не менее, Оракл Тим ЮЭСЭЙ сообщает, что незаконные изменения были произведены анонимными представителями прибрежной группы, скрывшие данные изменения от командиров команды.
И это можно понять, репутация очень сильно подорвалась. К тому же, с юридической стороны все это выглядит не менее неприятно: согласно правила 69, арбитры могут исключить из состязаний как одного члена команды, так и весь экипаж. По этой причине быстрый «съем» Оракл Тим задним числом с яхт-гонок нацелен на то, чтобы не получить дисквалификацию в финальных гонках. Невзирая на то, что подобное решение с малой долей вероятности примут судьи, тем не менее остается множество неудобных вопросов, которые лучшим образом выразил словами именитый яхт-обозреватель П. Орфаниди.
Среди основных и очень важных вопросов он выделил следующие:
- Какие есть гарантии, что экипаж Оракл и сегодня не попытается обойти какие-то пункты гоночных правил без уведомления оргкомитета?
- Кто еще верит в тот факт, что в одной из крупнейших и перспективных команд в области парусного вида спорта прибрежная группа способна незаконно хоть как-то изменить несколько суперяхт, после чего все это тщательно скрывать в течение всего года?
- Было ли достигнуто новое дно в парусном виде спорта?
Так, первого августа текущего года по результатам завершившихся яхт-гонок в финал вошел экипаж ETNZ, а команды Луна Росса и Артемис продолжали активную борьбу в полуфинале, который закончился пятнадцатого августа текущего года. Стоит отметить тот факт, что уже 17 августа 2019 года начались медальные яхт-гонки претендентов, завершение которых состоится тридцатого августа. Всего же будет проведено тринадцать регат. Так, будущему победителю будет вполне достаточно одержать победу в семи гонках.
Очень скоро стартует Кубок Америки, где команда Оракл Тим будет активно сражаться в семнадцати заездах за победу со своим оппонентом, правда если не снимут ее с состязаний.
Данный инцидент до предела накалил обстановку около Кубка, непосредственно, в Новой Зеландии, где рейтинг Рассела Кутса (капитана команды Оракл Тим ЮЭСЭЙ) достаточно невысок. Многие полагают, что он ради денег и славы готов пойти на все. Одна из известнейших печатных изданий Новой Зеландии – Нью Зеланд Геральд Ньюс в конце статьи адресовали к яхтсменам команды ETNZ следующий призыв: «У вас попросту нет другого выбора, как победить, ведь это не только ваше государство, но и парусный вид спорта в целом. Вы были избраны для данной задачи не только, чтобы одержать победу над злом, но еще и превратить Кубок в что-то особое». Так, на сегодняшний день бывший герой новозеландских яхтсменов перешел на сторону «зла».
Комментарий по этому поводу Олега Ильина, который занимает пост вице-президента в Федерации по парусному спорту
«Прежде всего я должен акцентировать внимание тот факт, что различные разбирательства согласно Правилу 69 не могут быть инициированы «снизу», то есть согласно протеста любого из яхтсменов. Различные решения, которые касаются данного правила могут идти исключительно «сверху». Также стоит акцентировать внимание на то, что это достаточно суровое правило, которое не обладает сроком давности, о чем не стоит забывать.
Также нужно отметить и то, что подобные действия провинившихся экипажей, в виде дисквалификации не соответствующих условиям морских судов задним числом с состязаний, включая даже выигранные этапы, не могут и не должны повлиять хоть каким-либо образом на судей при разборе аналогичной ситуации. Так, правило 69 не касается изменения итоговых результатов регат либо их восстановления. Данное правило относится лишь к одному моменту – грубейшего нарушения правил яхтсменом или командой, которые затрагивают принципы честного противостояния. По этой причине, экипаж Оракл Тим ЮЭСЭЙ громко сообщил о том, что она больше не является победителем Американс Кап Ворлд в рамках разбирательства судей согласно Правилу под номером 69 не свидетельствует ни о чем: оценке подвергается проступок, а не сам результат.
Упоминать о том, какой будет санкция, пока что очень рано: скорее всего, существует немалое количество тонкостей, которые нам пока не известны, либо которые не доходят до сведения обывателя.
Абсолютно непонятно, кто и по указанию кого модифицировал данные лодки, так как это может оказаться весьма значительным фактором при вынесении судейского вердикта. И данное решение не подвергается обжалованию.
По большому счету, объем дисциплинарных мер касательно данного правила довольно-таки обширный. Яхтсмен или вся команда могут получить лишь предупреждение, но могут также получить и дисквалификацию на одну регату, на всю яхт-гонку, на несколько лет либо пожизненно. Не без основания Бен Эйнсли сообщил о том, что не относит себя к «той», существенно провинившейся команде яхтсменов».