Одним из важных критериев при выборе качественной яхты является её возраст. Безусловно, и безопасность в пути, и долговечность, и способность к разнообразным нагрузкам исчисляются годами функционирования лодки. Давайте проследим как.
В далекие 1960-е, когда только изобрели, а потом стали все чаще и чаще использовать стеклоткань в качестве материала для корпусов судов, никто еще не владел точной информацией о сопротивлении пластика и максимальных нагрузках на него. Поэтому лодки отличались излишним запасом прочности и громоздкостью.
Яхты тех времён легко узнать по округлым формам («пузатые») и запасу высоты под потолками. Если деревянные конструкции, используемые ранее, не давали возможности фантазировать с интерьером, навязывая работу в пределах прямых линий, то стеклоткань, которую стали активно применять к концу прошлого века, прямо-таки окрыляла творить весьма комфортабельные шедевры. И хоть гидродинамические характеристики современных судов намного превосходят образцы сорокалетней давности, яхты того славного времени в запасе комфорта и прочности уж точно никто упрекать не станет.
90-е годы ознаменовались серьезными новациями в технологии производства судов. Многие компании решили перейти к максимально быстрому созданию транспортных средств с более низкой себестоимостью. Для выигрыша времени постарались уменьшить толщину борта, палуб и днища. Причём достаточно простыми конструкторскими решениями.
Так для начала конструктора решили проблему с выкаткой меньшего количества слоев полимера. Но этого вскоре стало недостаточно. Революционным было решение ускорить сам процесс выдержки, а точнее уменьшить время просушки между слоями пластика. Ко всему прочему, тогда же заметили, что ручное нанесение эпоксидного клея создает толстый слой и делает качество проклейки невысоким. С использованием специального пистолета одной проблемой стало меньше.
Ну а далее всё шло вполне так традиционно. В специальной форме отливали борта, а затем при помощи крана в них вставлялись переборки (они же шпангоуты) и проклеивались стеклотканью с эпоксидкой. Спустя несколько дней кран опускал отдельно отлитую палубу, и вновь все проклеивали. Так получалось достаточно прочное и единое судно, для конструкции которого стандартные нагрузки были вполне приемлемыми.
Впрочем, на этом модернизация процесса производства не закончилась. И даже ещё более упростилась в плане сборки.
В упомянутые 90-е аналитики, изучив статистику длительности выходов в море и придя к выводу, что это всего лишь три дня морской прогулки для европейских государств, решили, что традиционная конструкция слишком затратна по времени сборки, и можно в угоду прочности сократить данный недочёт. Поэтому было проще всего воспользоваться принципом работы детского конструктора: делаем внутреннюю форму, оснащаем её пазами, а потом вставляем в них нужные части. И никакой проклейки и крепления не нужно. Это сильно ускоряло процесс строительства судна. Так верфь Dufour настолько адаптировалась к новым вызовам конца ХХ века, что тратила на создание 14-метровой яхты не более суток, собирая её из составных частей, идеально подогнанных друг к другу.
Такая же техника сборки была задействована и для укрепления критических мест, например, тех, где крепится киль. Строго просчитывалось, сколько болтов необходимо для его удержания, и на какую глубину их следовало посадить.
Удивительно, но никаких жалоб со стороны клиентов на недолговечность судов не поступало. И причина банальна: абсолютное большинство яхт использовалось для непродолжительного дневного времяпровождения в нескольких милях от суши. Это были яхты для релакса с друзьями на борту, для барбекю и милых бесед с очаровательными дамами. И благодаря такому данный принцип постройки яхт стал для современности обыденным явлением. То есть вы получаете хорошее для непродолжительных путешествий судно за очень короткое время при невысоких финансовых тратах. Но оно не пригодно для долговременных путешествий в экстремальных условиях… Этим часто и страдают яхты современности.
Не раз можно услышать осуждение подобной практики постройки судов, мол, самые надёжные яхты изготовлялись до 1980. И многие привередливые яхтсмены следуют этой традиции, предпочитая лодки старше 1990-1995 годов производства. Что ж, вполне возможно, что они и правы… Но и сейчас можно купить новую яхту, не уступающую по надёжности старым моделям, осуществив заказ на индивидуальную постройку по вашим требованиям. А помочь вам в этом могут специалисты ScanMarine TM (Cofrance SARL).