Джимми Корнелл, известный яхтсмен и автор книг о морских путешествиях, даёт свой экспертный анализ основных характеристик, которые должна иметь любая оффшорная круизная яхта для того чтобы стать идеальным инструментом для путешествий и дальних прогулок.

Выбор лодки для оффшорных круизов не является тем решением, которое следует принимать легкомысленно. Я исследовал эту тему на десятках митингов, выступая перед сотнями шкиперов. У каждого, с кем вы говорите, будет другая точка зрения о том, какая лодка лучше и почему, но мало кто сомневается в важности правильного решения в этом выборе.

Неважно, какой у вас бюджет, всегда есть изумительный выбор и ряд важных решений, любое из которых может серьёзно повлиять на удовольствие и конечный успех вашего путешествия.

Хотелось бы дать некоторые рекомендации о том, что может послужить контрольным списком не только для новичков, но также и для опытных моряков, любителей океанов. Надеюсь, они помогут определить основные элементы, касающиеся безопасности, комфорта, производительности и функциональности, рассматривая корпус, палубу, буровую установку и интерьер.

Корпус, киль и руль

Выбор размера лодки — это не только самый важный выбор, но и самый сложный, и именно здесь совершаются самые серьёзные ошибки. Некоторые люди выбирают лодку, которая слишком велика для их потребностей, слишком сложна в управлении и более дорогая в эксплуатации и обслуживании.

Электрические лебёдки, валки и носовые подруливающие устройства облегчают управление большими лодками, но задайте себе вопрос: «Могу ли я плыть на этой лодке только с моим партнером или, в случае необходимости, самостоятельно?»

Но, несмотря всё это, моё исследование показывает, что всё больше владельцев жалуются на то, что их лодка слишком мала. Общеизвестным фактом является то, что нехватка места или неприкосновенность частной жизни могут негативно сказаться на моральном состоянии и привести к трениям среди членов экипажа.

Один корпус против многокорпусного варианта

Решение, выбрать один или два корпуса, возможно, ещё более трудный выбор, чем выбор размера. Что касается трёх корпусов — меня ещё не убедили, что тримараны пригодны для плавания в морских проходах небольшой семейной командой.

В первые дни были подобные сомнения в пригодности катамаранов для плавания в открытом море, но их дизайн значительно улучшился, архитекторы много думали о своей безопасности, в то время как строители делали всё возможное, чтобы производить прочные, мореходные суда.

Их постоянно растущая популярность среди дальнобойщиков — лучшее тому подтверждение. Поскольку они имеют много преимуществ перед одно корпусным судном одинаковой длины, у меня есть непредвзятость по поводу одного или двух корпусов.

Тем не менее те, кто планирует отправиться на катамаране в долгое путешествие, должны тщательно выбирать свой маршрут, чтобы минимизировать риск столкновения с опасной погодой. Всегда соблюдайте безопасное время года и помните о слабых сторонах катамарана.

Катамараны гораздо менее удобные, чем одно корпусные судна, когда погодные условия ухудшаются. Катамарану нужно помочь преодолеть экстремальные условия.

Рули

По данным различных поисково-спасательных служб и данных, собранных АРК и другими морскими митингами, за последние 30 лет из-за поломки руля пришлось отказаться от большего количества круизных катеров, чем по любой другой причине.

Недавний пример — яхта Dove II, которая потеряла свой руль в 400 милях к востоку от Барбадоса во время перехода в Карибское море в декабре 2016 года. Экипаж, пара с детьми и другой член экипажа, не смогли импровизировать систему аварийного рулевого управления и вынуждены были спасаться, оставив лодку.

Руль является важной конструктивной особенностью, которая должна диктовать выбор лодки. Подвесные рули постепенно перешли с гонок на круизные катера и, будучи незащищенными хотя бы частичным скегом, чрезвычайно уязвимы. Независимо от типа руля, должна быть адекватная аварийная резервная система рулевого управления, которую легко настроить, и которая известна всем членам экипажа.

На моей Garcia Exploration 45, Aventura IV, лодке, которую я помог разработать в соответствии с моими точными спецификациями, два алюминиевых руля опираются на скегы. В качестве дополнительной защиты верхняя часть лопастей руля выполнена из легкого композитного материала, который будет сминаться и сжиматься, не причиняя никакого вреда самому корпусу.

Это именно то, что произошло при столкновении с большим кусочком льда в Арктике, и руль ещё продолжал нормально функционировать в течение нескольких тысяч миль, пока не стал доступен его ремонт.

Киль, тяга и смещение

Во всех моих исследованиях на тему идеальной тяги и типа киля был достигнут консенсус в отношении того, что фиксированный киль может лучше подходить для океанских проходов, тогда как мелкая тяга, будь то с более коротким килем и колбой или расположением центрифуги, была предпочтительнее при крейсерском полете.

У двух моих последних лодок была центральная доска, и я могу однозначно заявить, что как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения удобства, центральная доска отлично работает как при исследовании мелких участков, так и при проходе.

Скорость передвижения должна быть серьезным фактором для тех, кто заинтересован в парусном спорте, насколько я знаю по личному опыту. При весе в девять тонн за её 36 футов моя первая Aventura была на тяжелой стороне и безразличным парусником при слабом ветре.

Я был полон решимости получить лодку с более легким водоизмещением для моей третьей Aventura. Действительно, смещение Aventura III в 9,5 тонны для длинного 43-футового бампера было как можно ближе к идеальному, и я всегда старался снизить её вес до разумного уровня.

Материал корпуса

Как и в случае смещения, если материал корпуса не помещен в верхнюю часть списка приоритетов, или вы не заказываете одноразовое готовое решение, это ещё одно упущение, которое может послужить вам во вред. В большинстве случаев лодки построены из наиболее подходящего материала, согласованного архитектором и строителем.

Для долгого путешествия строителя можно убедить приложить дополнительную прочность в критических областях, поэтому стоит обсудить это как можно раньше в процессе, чтобы такие изменения могли быть сделаны на начальных этапах строительства.

Металлические корпуса, будь то сталь или алюминий, привлекательны своей собственной прочностью, но у обоих материалов есть свои недостатки. Стальные корпуса и палубы требуют хорошей первоначальной подготовки к покраске, а затем тщательного технического обслуживания в течение всего срока службы лодки.

В случае алюминиевых корпусов некоторые люди могут быть обеспокоены риском электролитической реакции. Это совершенно неоправданно: современные сплавы, а также строительные методы позаботились об этом.

Паруса, палуба и пульт

Для долгого плавания следует убедиться, что грот является максимально прочным, с двойными, идеально тройными стойкими к ультрафиолетовому излучению зигзагообразными швами и защитными заплатами в тех местах, где парус может касаться разбрасывателей при полном их освобождении. Закрученные носики должны быть снабжены анти-УФ полосами.

Я рассмотрел тему типа грот на круизном катере и не сомневаюсь, что полностью выровненный грот с рифами на плите всё ещё является лучшим ответом для тех, кто интересуется производительностью.

Системы раскручивания грот-паруса развились, и некоторые из механизмов раскручивания стрелы сочетают в себе лучшее из двух миров, предлагая быстрый и простой способ уменьшить поверхность паруса. А, так как раскручивание грот-паруса снабжено рейками, потеря производительности будет довольно минимальна.

Расположение и размер двигателя

Расположение двигателя и общая доступность — это функции, которые можно легко не заметить, хотя они должны иметь высокий приоритет. Все точки, которые требуют регулярного осмотра или технического обслуживания, должны быть легко доступны.

Не менее важным является легкий доступ к основным компонентам: генератору, ремням, стартеру, насосу забортной воды и рабочему колесу, инжекторам, замене масла, топливному и масляному фильтрам, забортному впускному отверстию двигателя, уловителю морской воды, трансмиссии и кормовым сальникам.

Комфорт

Хорошая изоляция, а также адекватная вентиляция с достаточным количеством люков и дорадных боксов для плохой погоды — это особенности, которые часто отсутствуют на серийных лодках, построенных для умеренного климата. Они жизненно необходимы для путешествий в тропиках. Хорошая вентиляция и звукоизоляция необходимы для машинного отделения.

Хорошо продуманный камбуз должен быть приоритетом. Компактные, U или L-образные камбузы должны быть предпочтительнее открытых. В непосредственной близости от камбуза должно быть достаточно места для хранения, чтобы все необходимые предметы были в пределах легкой досягаемости.

Хорошая защита кабины была одним из главных пунктов, упомянутых опрошенными капитанами, когда их спрашивали об основных характеристиках морского круизного судна. Некоторым дизайнерам удалось обеспечить эту полезную функцию, включив в себя жёсткий уклонитель, не портящий общий вид лодки. Но большинство по-прежнему ограничивается мягкими уклонителями.

Безопасность

Всякий раз, когда меня приглашают высказать мнение о яхте, я всегда начинаю с того, что смотрю на лодку в первую очередь с точки зрения безопасности. Очень немногие лодки удовлетворяют меня по всем следующим вопросам:

— Насколько хорошо защищена кабина?
— Насколько уязвим человек у руля?
— Насколько безопасно работать у подножия мачты или на передней палубе?
— Достаточно ли предоставлено поручней?
— Выглядят ли стойки и линии жизни крепкими и надежными?
— Насколько опасно стрела проходит через кабину?
— Насколько легко доступен основной трюм и снабжен ли он насосом достаточной мощности, а также аварийным резервом?
— Насколько доступен рулевой механизм и какие меры были предусмотрены для чрезвычайной ситуации?
— Хранится ли спасательный плот в легкодоступном месте, откуда его может запустить самый слабый член экипажа?
— Как можно безопасно уложить шлюпку во время движения?
— Насколько легко доступна якорная цепь?
— Насколько легко подняться на борт лодки из воды или забрать за борт человека?

Сегодня, безусловно, существует изумительный выбор яхт и оборудования, но если вы рассмотрите основные функции, перечисленные здесь, а затем подготовите себя и свою выбранную яхту как можно тщательнее и как можно раньше, вы будете в гораздо лучшей форме для выполнения дальних рейсов, в больших безопасности и комфорте, чем мы были, когда мы только начали.