Русским яхтсменам не привыкать ощущать на себе пристальный взгляд пограничника. Визы, а порою и другая дополнительная документация – в порядке вещей.
Все эти бюрократические нюансы создают несколько недружелюбный образ стран, принимающих у себя наших путешественников. Тем не менее, не так страшен черт, как его рисуют. Все процедуры достаточно просты. Об этом далее.
Начнем с общих принципов въезда в страну.
Экипажу судна стоит четко придерживаться как общих международных морских правил входа в территориальные воды, так и правил визового режима, существующего у принимающего яхту государства. В случае, если государство требует наличие визы до появления у пограничного пункта, весь состав экипажа должен иметь визы в паспортах перед входом в водное пространство страны. Однако есть ряд исключений, когда виза не нужна. Прежде всего, это касается работающих на судах профессионалов, тех, кто прописан на данном суде, приписан к определенному пароходству или судовой компании, а также тех, у кого есть «паспорт моряка». К сожалению, перечисленные выше условия не касаются яхтсменов. Без визы тут никак. Добавим, что яхта, будучи плавательным судном, при пересечении государственной границы как бы заявляет о своей просьбе перейти кордон, а посему обязана совершить действия, которые подтверждают эту просьбу и демонстрируют уважение законов данного государства и лояльность к ним.
Итак, правило номер 1. Поднятие флагов под правой краспицей.
Верхним флагом должен быть поднят так называемый «гостевой флаг». Под ним подразумевается стяг того государства, в территориальные воды которого мы заходим (как известно, это расстояние составляет 12 миль от берега). Поднятие «гостевого флага» свидетельствует о том, что яхтсмен уведомлен, что находится в территориальных водах целевого государства, а потому он соглашается не нарушать законов принимающей страны. Тем самым демонстрируется уважение к державе, в которой гражданин другого государства временно пребывает. Для некоторых стран мира отсутствие наличия «гостевого флага» служит поводом к задержанию судна, проверке имеющихся документов, что логично приводит к штрафу за нарушения, найти которые не составит особого труда, было бы желание у пограничника. В ряде случаев можно получить и отказ во входе в территориальные воды государства до тех пор, пока имеющиеся нарушения не будут устранены. Тунис, Турция, Израиль, Великобритания, Италия и Франция рассматривают отсутствие «гостевого флага» как пример морского «хамства», а потому дать «некультурному» яхтсмену подобный ответ – это дело чести для придерживающихся высоких патриотических принципов чиновников перечисленных выше стран.
Случается, однако, что по ряду объективных и субъективных причин «гостевой флаг» отсутствует, а войти в территориальные воды другого государства вам ой как надо. Что делать в данной ситуации? Решить эту проблему можно двумя путями.
Путь первый.
Вы уже остановлены пограничниками в территориальных водах, почти дошли до порта. Постарайтесь понятно объяснить причину отсутствия стяга. Например, вами не планировался заход в территориальные воды, однако обстоятельства сложились таким образом, что иначе никак. Главное – укажите на объективный характер нарушения вами правил входа в территориальные воды. Повторяем: только объективная причина. Пограничники в этом случае могут пойти навстречу и оформят открытие границы. Как только вы оказались в порту, немедленно покупайте в ближайшем торговом пункте флаг и поднимайте его под краспицу.
Путь второй.
Вы – счастливчик и вас не остановили в территориальных водах. Тем не менее, молнией бегите в магазин и также оформляйте «гостевой флаг» на борту вашего судна.
Дельный совет: всегда имейте (мало ли что) «гостевые флаги» тех государств, которые находятся в акватории возможных маршрутов передвижения вашего судна. И не забудьте, что поднять стяг нужно «до упора», под самую краспицу. Если вы это не сделали, то флаг вполне можно посчитать приспущенным. Трактовать это можно, с одной стороны, как траур, а с другой – как неуважение к принимающему государству. Последствия подобного толкования могут очень серьезно аукнуться, причем весьма скоро.
Под «гостевым флагом» нужно вывесить флаг «Q» МСС («Квебек», цвет полотна – исключительно желтый). В международной системе сигналов этот стяг означает, что вы следуете для прохождения процедуры оформления в порт и на вашем борту все здоровы. Подняв флаг «Q», вы подтверждаете, что готовы к исполнению всех санитарных и таможенных требований принимающего ваше судно государства.
Обратим внимание на размеры флагов.
Итак, самым большим является флаг страны регистрации – 31х 50 см; «гостевой флаг» в несколько раз меньше по площади – 20х30 см; флаги МСС и национальные флаги экипажа допускаются одинаковыми по размеру (как правило, это 20х30 см, иногда и меньше); самыми маленькими оказались клубные и рекламные стяги и вымпелы (размер менее 20х30 см). Парадоксально, но зачастую именно эти полотнища отличаются наибольшими размерами и играют самыми яркими красками и рисунками, а потому не могут остаться незамеченными обывателю.
Правило номер 2. Выполнение всех обозначенных предписаний и официально принятых правил входа в воды принимающего вас государства.
Эти правила можно без труда найти, почитав извещения Международной морской организации (IMO), морские кодексы этих государств, лоции. Начнем с того, что путь яхты лежит через порт, расположенный ближе всего по маршруту. Это так называемый Порт входа (по-английски Port of Entry). В нем необходимо будет оформить документы, получить разрешение пребывать не только в территориальных водах, но и в государстве – конечном пункте маршрута судна. Разрешение на пресечение границы должны получить все члены экипажа, отдельный разрешительный документ оформляется на яхту. Именно поэтому в порту должны функционировать служба Капитании, пограничной полиции, таможня, санитарно-эпидемиологического контроля.
Перед планированием путешествия ознакомьтесь со всеми возможными Портами входа (они же – Порты выхода). Неплохо было бы проштудировать специальные правила пребывания в территориальных водах принимающего государства. Капитану судна нужно отнестись к этому пункту максимально серьезно: необходимо идти в самый удобный Порт входа, а не в самый близкий. Иначе может быть минимум штраф, а максимум – отказ во входе. Нельзя недооценивать службу береговой охраны, в компетенцию которой входит детальное изучение вашего маршрута с помощью системы радаров. Например, хорватские пограничники подобные «уловки» оценивают штрафом в полтысячи евро.
Обратите внимание на полезную информацию о правилах пересечения границы трех популярных для яхтсменов стран (приведены ниже). Заметим, что изменения в правила вносятся постоянно.
Израиль.
В этой стране территория внутренних вод составляет 50 миль, поэтому, как только вы вошли в эту зону, сразу же информируйте береговую охрану на 16-м канале и следуйте их инструкциям. В компетенции местной службы назначение для вас нужного Порта входа. Спорить с израильскими пограничниками ни в коем случае не стоит, особенно доказывать, что 12 миль – это не 50 миль. Все это без толку. После этого проблем с пересечением границы от «дружелюбных» пограничников станет только больше. Это проверенный факт.
Италия.
Здесь все несколько проще. Пока вы не получили добро пребывать в водах этого государства, следуйте на расстоянии более двух миль от берега до тех пор, пока вы не оказались в Порту входа. Береговая охрана в Италии называется «Coastal guardia». Экипажи этих работающих 24 часа в сутки катеров вправе совершить досмотр вашей яхты, а также проверить имеющуюся по ней документацию.
И, наконец, Мальта.
Войдя в 12-мильную зону, на 16-м канале VHF наладьте связь с Coastal guard (мальтийская Береговая охрана) и выполняйте их инструкции вплоть до прибытия в Порт.