Очень много старых яхт заканчивают свою жизнь, сгнивая в доках. Или их просто отдают на лом. Но есть те, которым повезло и сейчас это настоящие памятники искусства.

Таковой была история президентской яхты «Williamsburg». Стальная 74-метровая яхта начала свою жизнь в 1931 году под именем «Aras». В 1941 году этот частный водный транспорт был приобретен Военно-морскими силами Соединенных Штатов Америки (ВМС США) и переоборудовано в канонерскую лодку. Переоборудованное судно получило имя «USS Williamsburg».

Во время второй мировой войны этот транспорт использовался для сопровождения военных конвоев в Северном море. Одним из самых запоминающихся приключений лодки была секретная операция по перевозке 28 сундуков наполненных золотыми слитками в 1942 году.

В послевоенные годы, когда пост президента США занимал Гарри Трумен, судно служило местом для приема мировых политических деятелей. В числе гостей на лодке побывали Уинстон Черчиль, Джордж Маршал и Клемент Эттли. В 1953 году «USS Williamsburg» отправился в отставку. Президент Эйзенхауэр заменил судно на президентскую яхту.

В дальнейшем несколько раз предпринимались попытки реконструкции яхты. В середине 90-х ее отправили в Геную. Там исторический корабль должен был превратиться в круизный лайнер с новым именем.

Итальянское правительство настояло на том, чтобы сохранить судно. «USS Williamsburg» решили восстановить. Для этого организовали компанию по сбору средств, однако необходимая сумма в 40 миллионов долларов не была собрана. В конце концов, яхта обрела покой около причала в гавани La Spezia в 2015 году.

История же парусной яхты «Endeavor», напоминает типичную историю падений, волшебного спасения и невероятного взлета. 40-метровый парусник был спущен на воду в 1934 году компанией «Camper & Nicholsons». Яхта была сделана по заказу Томаса Сопвита, английского пионера авиации и яхтсмена. Он был преисполнен решимости принять участие в Кубке Америки 1934 года, и хотел, чтобы его яхта отличалась самым современным дизайном. Он настаивал на том, чтобы в оснастке были использованы авиационные технологии.

Почти полвека суперяхта, получившая множество наград, ходила из рук в руки. Ее судьба часто висела на волоске. В 1947 году она даже была продана торговцу металлоломом. Судно спасли за несколько часов до начала разборки. В 70-е годы лодка чуть не утонула в реке Медина на острове Уайт, когда два плотника купили ее за 10 фунтов и попытались выйти в плавание, кое-как заделав дыры в корпусе пластиковыми пакетами.

В 1984 году американская яхтсменка решила восстановить знаковую яхту. Обломки доставили в голландскую верфь и Ройан Хейсман занялся ее перестройкой.

Спустя пять лет «Endeavor» вышла из верфи обновленной. Она превратилась в современный шедевр судостроения. Новая мачта, стрела и такелаж, генератор, механические системы и воссозданный аутентичный интерьер.

В период с 1989 по 1999 года яхта успешно участвовала в многочисленных гонках.
С 2011 по 2012 год «Endeavor» находился на переоборудовании на новозеландском судостроительном заводе «Yachting Developments». В переоборудовании яхты участвовали архитекторы компаний «Dykstra Naval Architect» и «John Barrett Associates» и студия дизайна «Adam Lay».

За 18 месяцев судно было полностью переоборудовано.

Усилия, затраченные на это, окупились в полном размере, так как в 2013 году «Endeavor» получило награду всемирной премии Superyachts. Сейчас суперяхта продается за 17,5 миллионов евро.