Многие популярные интернет-издания и журналы за последнюю неделю разместили среди прочих своих постов достаточно интересный ролик, в котором некий мужчина в одежде от Hugo Boss задумчиво взирает на волны, стоя на корме своего летящего под всеми парусами судна. В чем же суть этого видеофрагмента?
Объясняется все достаточно просто. Данного яхтсмена зовут Алеком Томсоном, и он входит в десятку известнейших современных спортсменов, специализирующихся на одиночных кругосветках. Сам же ролик появился по следующим причинам: всего пару лет назад спонсор Алека, та сама небезызвестная Hugo Boss, профинансировала строительство его нового судна. Именно тогда пиар-отдел фирмы и сделал несколько снимков Алека в строгом костюме, горделиво возвышающегося над бортом только сошедшей с верфи яхты. По непонятным причинам, в сети нашлось множество недоверчивых лиц, обвинивших его в использовании фотошопа. Яхтсмен, удивленный этими сомнениями, решил заснять аналогичное кадрам видео, которые мы и можем сейчас наблюдать на большинстве крупных порталов, ориентированных на парусный спорт.
Биография яхтсмена
Перед тем, как мы перейдем к описанию взаимоотношений Алека с вышеупомянутой регатой, стоит немного погрузиться в сколь интересную, столь же и печальную историю жизни этого необычного человека. По профессии он являлся морским инженером, и, обладая невероятной отвагой, проводил сложнейшие работы на громадной глубине. Он также установил новый рекорд по погружению без плавсредств, опустившись однажды на глубину более пяти сотен метров. Когда профессиональная деятельность для него себя полностью исчерпала, фокус его внимания переключился на парусный спорт.
К такой радикальной смене интересов его подтолкнуло прочтение работ Муатиссье «Долгий одинокий курс». Начал он свою спортивную деятельность с малого, совершив несколько выходов на небольшом крейсере его товарищей. Убедившись в собственно заинтересованности, он немедленно приступил к постройке своего первой стального судна, на котором, по завершению работ, сразу же отправился в кругосветку, продлившуюся, без малого, два года. После ее завершения ему захотелось познакомиться с полноценным спортивным челленджем, и он приступил к поиску спонсоров для участия в полноценном соревновании.
Выбор его пал на регату, сегодня известную под именем VELUX Oceans.
Через своих знакомых он вышел на высшее руководство одного из местных банков, которое, внимательно ознакомившись с предложенным им планом, таки выделило средства на создание специализированного судна. Технологической основой для него послужили наработки Рибадю-Дюма.
И именно после победы в ней началось его полноценное восхождение по спортивной карьерной лестнице. Список его достижений невероятен: за Алеком того времени числись рекорды на лучшее время одиночной кругосветки и суточного забега, победа в последующей VELUX Oceans и бронза в третьей.
Одержав несколько побед в других гонках, Филлип решился на еще одну кардинальную смену приоритетов: вместо места участника он предпочел кресло организатора, решив создать свою собственную спортивную кругосветку. И, в отличие от существовавших тогда аналогов, новая гонка должна была проходить вообще без остановок. Название ее вы знаете прекрасно. Это и есть горячо любимая нами Vendee Globe.
Благодаря высокому уровню национального признания, Алек не испытывал сложностей в поиске спонсорских компаний и профессионального коллектива, который смог бы взять на себя менеджмент столь крупного предприятия. Удивительное соревнование состоялось, и он сам, приняв в нем участие, смог занять четвертое место.
У многих возникало ощущение, что для этого человека просто не существует преград, однако…
Преграды на пути к мечте
Беда пришла, откуда не ждали. Несмотря на невероятный успех одиночной карьере, Алек испытывал серьезные сложности при работе с большой командой и решении крупных организационных бизнес-вопросов. Как только первая регата подошла к своему концу, он полностью распрощался с парусным спортом и решил уйти в бизнес, создав яхтостроительную компанию под названием Jeantot Marine. Но и здесь его ожидала неудача: буквально через полгода после окончания регаты федеральные власти обвинили его сокрытии части своих облагаемых налогом доходов, и присудили порядка двух лет лишения свободы. А в середине 90-ых из его рук «уплыл» и контрольный пакет акций его же собственного предприятия.
Однако катастрофы и не думали заканчиваться. Нулевые встретили великого яхтсмена новой чередой судебных тяжб и бюрократической волокиты – все по тем же причинам. Расследование показало, что часть переводов, проводимых через одну из дочерних компаний Алека, и предназначавшихся для пополнения бюджета учрежденной им же регаты, следовали отнюдь не в бюджет, а в карман к организатору. Суд приговорил яхтсмена к еще одному сроку, правда, на этот раз – условно, и громадному штрафу.
Современная регата
Вот так вот и родилась столь горячо любимая нами кругосветка, которая каждые пять лет дарит нам невероятный восторг и бурю удивительных ощущений. Точка старта с первого ее проведения остается неизменной: это восхитительное место на побережье Франции носит название Ле-Сабль-д’Олон. А вот что сильно изменилось с течением времени – так это правила. Их серьезно ужесточили, и ныне пестрый бульон из судов всех цветов и размеров сменился четкими требованиями к длине, высоте и водоизмещению.
Гонщики используют только яхт типа Open 60, параметр которого полностью регулируются решениями IMOCA. Стоит отметить также, что, во многом, именно Vendee Globe и оказала наибольшее влияние на параметр этого класса, постепенно формируя образ идеального гоночного судна. Судно, изготовленное Hugo Boss для Алека несколько лет назад, также входит в его состав.
Особенности данного класса на сегодняшний день следующие: длина корпуса не должна превышать шестидесяти футов, допустимая верхняя планка для мачт четко ограничивается тридцатью метрами, а объем водоизмещения должен укладываться в рамках девяти тонн. Общая парусная площадь судна тоже подверглась корректировкам: не более шести сотен квадратных метров при попутном ветре. И работать со всем этим великолепиям гонщикам дозволено исключительно в одиночку. Постройка подобного судна является невероятно долгой, трудоемкой и сложной работой, где создание первых деталей к нему всегда предваряет эксперимент с его уменьшенной моделью, на которой и производятся все базовые расчеты.
Разумеется, возможность кастомизации судна у яхтостроителей никто не отбирает: Open 60 буквально своим названием намекает, что новшества не будут восприниматься проверяющей комиссией в штыки. Однако ключевые требования, от которых зависит сохранность жизни и здоровья гонщика, при этом остаются неизменными.
Свод правил, регулирующий спортивную составляющую состязания, не менее требователен – участники не могут останавливаться в маринах по пути своего следования или вступать в контакт с другими судами, за исключением чрезвычайных ситуаций. Поддержка со стороны в принципе исключена. Полагаться гонщик должен исключительно на свои сил и информацию от специально нанятого организаторами штата метеорологов. Существует только одно послабление – если оборудование на яхте вышло из строя до истечения десяти дней с момента отплытия, судно может вернуться к стартовой черте для произведения быстрой починки.
Во многом именно из-за жесточайших условий Vendee Globe и имеет славу одного из самых сложных парусных состязаний на сегодняшний день. Участие в ней сравнимо полету в космос или восхождению на заснеженный пик Эвереста, где единственный контакт с другим человеческим существом возможен только посредством радиосвязи. Да и по сложности она им мало чем уступает, за примерами тут далеко ходить не надо. Буквально в конце 10-ых Янн Эли чуть не погиб на ней, и сумел спастись только благодаря невероятной силе воли, когда смог с несколькими переломами в руке и ребрах доползти до рации, чтобы вызвать подмогу.
Вот такая она, Vendee Globe, – ужасная и удивительная! И сегодня тысячи фанатов парусного спорта вновь тесно прижимаются к экранам, впиваясь глазами в малейшую, даже самую незначительную, новость о ней!