Шкоты – это часть оснастки, а конкретно – бегучего такелажа, которая нужна для натягивания нижних (шкотовых) углов парусов. Также с их помощью оттягивают назад углы безрангоутных парусов. Их много, а их названия зависят от парусов, которыми они управляют.
Какими они должны быть
Эта часть снастей несет на себе немалую нагрузку, и это становится понятно, едва вы возьметесь за веревки при хорошо натянутом парусе. Именно поэтому их диаметр не должен быть менее ⅜ дюйма, но это если мы говорим о судне не более 25 футов длиной. Если же у нас сорокафутовая лодка, то толщина такелажа уже будет не менее ½ дюйма. Обычно шкоты делают из дакрона – он достаточно прочен и устойчив к растяжению, а для парусов, рассчитанных на небольшое натяжение, подойдет и полипропилен.
Грота-шкоты
Эта часть оснастки контролирует паруса, а точнее их части. Например, гика-шкот грота служит для того, чтобы гик не поднимался и не закручивал полотно, а его верхушка не заворачивалась в подветренную сторону. Чтобы усилить тягу гика вниз, канат привязывают у его середины. Кроме того, контролировать эту часть паруса можно и травеллером с направляющими погонами, движущимся поперек корпуса, т.е. в траверзном направлении. Эту же функцию может выполнять и шкив, закрепленный на каретке, канатный строп или металлический леер.
Стаксель-шкоты
Они обычно двойные, т.е. один конец идет на правый борт яхты, другой – на левый. Для их крепления используют такелажные скобы, но при хлопающем парусе это может быть небезопасно. Не менее надежны, но более безопасны булини.
Проходя сквозь блоки или клюзы на палубе, шкоты стакселя возвращаются к кокпиту, а затем направляются к крепительной утке или лебедке, либо сразу к обеим (на современных яхтах чаще ставят лебедки шпилевого типа). Расположение всех элементов должно продумываться с особой тщательностью, т.к. от этого зависит положение паруса. Если стаксель оборудован гиком, то его можно подтягивать и одним шкотом.
С одной стороны, при наличии гика стакселю гораздо сложнее принимать идеальную форму, и его эффективность при этом страдает. Но, с другой стороны, это дает нам уверенность в его “тонусе” и позволяет ложиться на другой галс лишь при помощи руля.