Российский миллиардер Олег Тиньков, занимающий сорок седьмое место в списках журнала Forbes, недавно стал обладателем 77-метровой яхты La Datcha, которая была специально разработана для путешествий по самым отдаленным и негостеприимным регионам нашей планеты. Как он сам признался в одном из последних интервью, это судно покорило его сердце с первого взгляда, поразив своей эстетической утонченностью и, вместе с тем, мужественностью облика.
Краткое описание судна
Некоторые из мировых таблоидов уже успели присвоить La Datcha звание первого в мире «частного ледокола». Это не совсем грамотное определение, так как данная яхта относится скорее к экспедиционным судам ледоходного класса, нежели к самим ледоколам. Вооружение La Datcha было тщательно продумано разработчиками, и в полной мере отвечает всем стандартам Полярного кодекса IMO.
Как сообщила нам Вилена Павлова, являющаяся главой расположенного в Москве офиса яхтостроительной фирмы Burgess, дополнительное усиление, установленное в процессе строительства на корпус яхты, значительно снизит риски на отдаленных от цивилизации северных маршрутах. В акваториях Антарктики и Гренландии корабли регулярно сталкиваются со льдинами или областями, покрытыми тонким покровом льда, поэтому количество силовых элементов в конструкции яхты имеет крайне высокое значение для обеспечения безопасности экипажа.
Открытая палуба La Datcha оборудована комфортабельной обеденной зоной, способной легко вместить в себя более двенадцати человек. Роскошь пронизывает каждую деталь в интерьерах этого судна – даже барная стойка здесь обладает уникальным дизайнерским наполнением, отсылая своими формами к ледяным скульптурам московских зимних праздников. Для гостей на La Datcha была размещена пара специальных мастер-кают, способных посоперничать своей площадью с небольшими особняками. Каждую из них создатели судна заботливо снабдили частной лаундж-зоной, где гости владельца смогут сполна насладиться заслуженным отдыхом. Самый верхний уровень надстройки яхты был отдан под панорамный салон, с которого открывается невероятный вид на все четыре стороны света.
Был предусмотрен проектировщиками и спортзал, позволяющий путешественникам поддерживать свое тело в надлежащей форме в процессе долгого плаванья.
Интерес к судам ледового класса
Прошедший год вообще отметился повышенным интересом к судам, приспособленным к путешествиям по негостеприимным северным водам. Вместе с рассматриваемой сегодня La Datcha, на воду был недавно спущен и другой интересный экземпляр – экспедиционная яхта Anawa длиной в шесть десятков метров. Отметились также и норвежцы, достроившие в этом году почти стометровую Olivia O, отличающуюся достаточно необычной конструкцией. Голландские же яхтостроители порадовали фанатов парусных судов удивительным конверсионным проектом под названием Ragnar.
Надо заметить, что популярность эксплореров – это отнюдь не характерный только для текущего года тренд. Интерес к ним рос на протяжение пары последних десятилетий, и, как отметил Джим Эванс, являющийся директором яхтостроительной фирмы Super Yachts Monaco, первым толчком к нему послужила деятельность американского француза Джека Сеттона. Именно он на пороге нулевых первым спустил на воду частное 200-футовое судно ледового класса Senses.
Его пример оказался заразен, и вскоре многие энтузиасты-яхтсмены, в числе которых был и небезызвестный Джон Маккау, приступили к проектированию и постройке аналогичных яхт.
Ключевые отличия La Datcha от других суперъяхт
В первую очередь – оснащение. Этот удивительный 77-метровый морской исполин буквально напичкан самым разнообразным оборудованием, которое позволяет ему совершать путешествия буквально в любой широте и долготе. Еще одним отличием является наличие не одного, как на большинстве подобных судов, а сразу двух вертолетов. Как пояснил Олег Тиньков, данное решение было продиктовано исключительно заботой о безопасности гостей. При путешествиях вблизи густонаселенных зон и одного вертолета будет более чем достаточно. Однако, если речь идет о совершенно необжитых краях, лишенных какой-либо инфраструктуры, в случае поломки движка первого вертолета, вытащить путешественников с неожиданно затянувшейся экскурсии сможет только наличие второго воздушного судна.
По этим же причинам, большинство средств передвижения на борту La Datcha были продублированы: судно несет на себе сразу два снегохода и несколько гидроциклов. Помимо них, в обширных гаражах яхты нашли пристанище небольшая подводная лодка, шлюпка для дайвинга и гостевые тендеры, спроектированные морским архитектором из Azure Naval, который также принимал участие в разработке корпуса судна.
Характеристики и процесс разработки
Едва дунайские судостроительные заводы закончили изготовление корпуса La Datcha, как она тут же была доставлена на побережье близ Флиссенгена, в настоящее сердце голландского парусного ремесла. Там, буквально в самом начале осени этого года, она достойно прошла ряд жестких испытаний, доказав полное соответствие всем морским североевропейским стандартам. Сразу же после этого La Datcha легла на свой первый маршрут, взяв за точку старта столицу парусного мира Монако. Теперь же, когда судно наконец было передано владельцу, ему явно предстоят более сложные и далекие путешествия.
Ключевой характеристикой для любого эксплорера становится его рабочая дальность. La Datcha в этом плане не подкачала – заявленная длина перехода у нее составляет целых шесть тысяч миль, который она способна осуществить на скорости в четырнадцать с половиной узлов.
Система расширенных топливных баков, специализированные технологии хранения отходов и впечатляющие по своему объему холодильники обеспечивают яхте порядка четырех десятков дней автономного плаванья.
В данный момент недельное пребывание на этом поистине сказочном судне оценивается примерно в 750 тыс. евро. Гости будут обеспечены буквально всем, что можно себе вообразить – в их распоряжении окажется порядка шести поражающих своей роскошью кают и более двадцати человек экипажа, обеспечивающих работоспособность всех бортовых систем. Одной из изюминок La Datcha являются дублированные VIP-каюты и несколько абсолютно равнозначных мастер-сьютов, что избавит статусных посетителей от возможного чувства дискомфорта.
Устройство судно обеспечивает также и громадную жилую площадь для различного персонала: на борту найдется место и гидам, и пилотам, и даже инструкторам по дайвингу, буде на то воля гостей.
На стадии проекта разработчики La Datcha тесно сотрудничали с компанией EYOS Expeditions, разработавшей множество кораблей экспедиционного класса. Сайт данной фирмы скрупулезно вел подсчет предоставленным услугам: от инженеров и дизайнеров EYOS поступило более полутора сотен корректировок относительно самых различных элементов будущей яхты. Под их пристальным вниманием была определена форма корпуса, они же утверждали и планировку кабины управления. Посоперничать с их въедливостью, как рассказал в интервью Алистер Рейд, являющийся капитаном судна, мог только сам Олег Тиньков: в процессе разработки он старался докопаться до сути буквально в каждой мелочи, и именно его требования прослеживаются во многих технических решениях.
Своим панорамным остеклением и невероятно роскошным внутренним убранством интерьеры судна обязаны российскому дизайнеру Василию Шприцу. Кстати, это именно он занимался оформлением зданий из Tinkoff Collection. И не только в России, но и за рубежом.
Будущее суперъяхты
Как отметил один из самых известных чартерных капитанов Крис Андреасон, являющийся также консультантом Romeo Foxtrot, высокая цена чартерного рейса на La Datcha, которая новичкам может показаться совершенно запредельной, для экспертов на яхтенном рынке выглядит абсолютно адекватно и соразмерно предоставляемым услугам. Более того, в сравнении с аналогичными 77-ми метровыми судами, она может оказаться значительно более выгодной. На цену чартера также влияют находящееся на борту «аттракционы» в виде различных средств транспорта и факт работы данного судна в регионах, где фактически отсутствует конкуренция.
В качестве примера можно привести недельную аренду 220-футовой яхты Ragnar, которая курсирует по акватории Атлантики. Недельный чартер на ней в зимний сезон обойдется минимум 450 тыс. евро, а ведь в эту цену даже не включен вертолет!
Популярности La Datcha долго ждать не пришлось – ее расписание уже забито на год вперед, как недавно сообщила компания-менеджер Edmiston, расположенная в Англии. Прошел даже слух, что сам Билл Гейтс приобрел на ней трехнедельный чартер по побережью Камчатки, у берегов которой судно будет курсировать в течение всей весны и первой половины лета в следующем году.
Вышеупомянутая Вилена Павлова также заметила, что на данном маршруте La Datcha будет абсолютно вне конкуренции. И тут дело не столько в уникальном вооружении и оборудовании суда, сколько в том, что хозяин La Datcha забронировал услуги всех профессиональных местных гидов и пилотов на несколько лет вперед. В их число даже входит один вулканолог, согласившийся на проведение экскурсий по Долине гейзеров. Никто, помимо La Datcha, не сможет предоставить гостям столь обширную карту развлечений – в дневное время они смогут свободно заниматься рыбалкой и охотой, а по вечерам слушать удивительные лекции местных специалистов об истории и уникальных особенностях природы Камчатки.
Остаток этого года и начало следующего La Datcha, впрочем, проведет в значительно более мягком и располагающем к неторопливому отдыху климате, курсируя по Индийскому океану между Сейшелами, Мадагаскаром и Мальдивами.