Экс-наставник Национальной команды по парусному спорту поделился впечатлениями, мыслями за год до важнейшего события в жизни. Сергей Джиенбаев является рулевым смешанного экипажа на катамаране «Nacra 17». Мужчина награжден званием «Яхтсмен России 2019». Понятно, что перед соревнованиями все волнуются. Как об Олимпиаде 2016 г в Бразилии вспоминает спортсмен?
Участники столкнулись со сложностями
По словам Джиенбаева, наибольшую сложность представлял набор нужной формы. Экипаж был новым, членам команды пришлось адаптироваться. На это требовалось время. Кроме того, «Накра 17» – новая лодка, впервые в 2015 г. участвовавшая в серьезной регате. В настоящее время судно входит в «Золотой флот России», с уверенностью «бороздя морские просторы». Сложность состояла в том, что в сборную входили яхтсмены, прекращавшие спортивную карьеру, включая команду Сергея. Наряду с ними на борт лодки поступили маститые спортсмены, для которых парусник был родным домом. Во флоте присутствовали многократные чемпионы и олимпийские чемпионы. По словам Сергея, на его борт ступила элита парусного спорта.
В его экипаж входила Дарья Иванова, чемпионка России. Женщина завершила выступления в категории «Лазер» и к моменту соревнований работала на телевидении и в прессе. Сергей Джиенбаев прекращал карьеру, поскольку ушел в тренеры главной Сборной. Получается, из команды Сергея парусным спортом люди занимались лишь как хобби в свободное от работы время. Впереди предстояла гонка, в связи с чем возникла необходимость прийти в форму. К счастью, спортсменов бывших не бывает.
Дарья, Сергей и другие быстро сориентировались, восстановили в памяти практические знания.
Конкуренты
Сложно проводить сравнения. К примеру, в «Лазере» соревнования проводятся между 200 участниками. При этом состав разбрасывают на 3-4 флота. По мнению Джиенбаева, дело не в конкуренции, ведь состав его команды молод. Трудно говорить о конкуренции: слишком разнятся команды по ответственности, по составам, техническим особенностями. У Джиенбаева в команде повышенный уровень ответственности распределился между молодыми спортсменами.
Дело в том, что в экипаже Сергея выступили три парусника, с дорогостоящим оборудованием. В итоге на плечи участников ложился больший груз ответственности, информации, да и задача стояла сложнее.
К чему возвращаться в большой спорт?
Главной миссией Сергей Джиенбаев считал освоение новой катамаранной техники. В техническом плане «Накра 17» сложнее устроен по сравнению с предыдущим парусником «Торнадо». У новой лодки появились подводные крылья. Несмотря на компактные габариты, приличную скорость лодка вполне способна развить. Инновационный подход помог авторам проекта сконструировать судно нового поколения. Понятно, что на подобном судне поучаствовать в регате – истинная мечта яхтсмена!
Академия Парусного спорта растит будущих чемпионов, отдавая им самые лучшие знания, знакомя с техническими новинками. Хотя не всем доступно понять цели Академии. Для яхтсмена важным этапом служила регата: мужчине хотелось доказать самому себе готовность к серьезным испытаниям, невзирая на возраст. В топ-10 экипажей в основной состав входили рулевые старше 30 лет. Для парусного спорта это считается приличный возраст. Хотя аргентинцу Сантьяго Ланге исполнилось 54 года. Мужчина проявляет недюжинную смелость, поражая чемпионскими результатами.
Возвращение в парусный спорт
Для Сергея возвращение в парусный спорт как участника началось с соревнования в Северной Америке. Удачный старт привел к вхождению команды в десятку лучших. В регате команда Джиенбаева финишировала восьмыми по счету.
Дальнейший путь лежал к волнам Майами. В этих состязаниях экипажу не везло: сломалась мачта. Пришлось сойти с регаты, поскольку лодка была взята в аренду. Остальные европейские соревнования, включая на Пальме-де-Майорке, Голландии, Дании, в английских водах, в Германии оказались более удачливыми. Экипаж вошел в топ-30. Пока что в десятку мировых спортсменов не удается войти. Мешала проявить силы лучше сила ветра в 30 узлов. Невероятное количество гонок организаторы отменяли. Чемпионат мира порадовал в финале лишь тремя гонками с 7 до 22.00 ч.
Задачи перед экипажем
Сергей Джиенбаев поставил четкие цели. Первоочередной задачей служило достойное выступление на международном уровне. Нельзя покидать Рио-Де-Жанейро с проигрышем, в плохом настроении! По мнению Сергея, некоторые участники слишком пессимистично настроились, жалея о приезде. В связи с этим необходимо строить план, поставить четкую ясную цель победить. В таком случае пессимизм отпустит.
Да, не сразу удалось команде получить лицензию. Однако это не повод расстраиваться, надо двигаться вперед. Рулевой отмечает необходимость крупных финансовых затрат. По этой причине у человека нет права вешать нос перед соревнованием. Как еще получить путевку в Бразилию?
Испанская регата – дополнительный шанс приобрести лицензию
Путевку в Рио можно получить дополнительным способом, участвуя в «регате Принцессы Софии» в Испании весной. В рамках мероприятия разыгрывают лицензию на участие в Кубке Европы. Шансы победить Сергей оценил достаточно высоко.
В качестве претендентов на победоносный финал рассматривался экипаж Джиенбаева и греческая команда Бикатору.
София Бикатору, штурман из Греции, является олимпийской чемпионкой. Интересно, что несколько лет назад ее выдвигали на должность тренера российской сборной. Из-за финансовых причин должность София не заняла. В итоге испанская парусная «коррида» представляла собой «бой» между несостоявшимся и нынешним главными коучами. В настоящее время актуальна тема в обсуждениях тренеров-легионеров. Стоит ли приглашать иностранцев в российский парусный спорт?
Необходимость в иностранных тренерах
По мнению Джиенбаева, Россия с удовольствием принимает иностранных тренеров. Кстати, самого яхтсмена тренирует коуч из-за границы. Опыта у иностранцев больше, хотя тренировки у «родного» мастера отменять нельзя.
В качестве приглашенного легионера помогал Джиенбаеву готовиться к соревнованиям Сергей Кузовов. Сложность заключается в финансовом вопросе. Дело в больших расходах с российским тренером по сравнению с наймом «заморского гостя». Приходится больше вложить инвестиций в оборудование, в поездки, в ремонт яхт. Квалифицированные же коучи трудности подобного формата давно преодолели. В итоге австрийскую команду тренировал перед чемпионатом итальянец. Англичане учились у голландского мастера. В большинстве случаев в качестве мастеров выступали специалисты из класса «Торнадо».
Для молодого российского коуча трудность заключается в необходимости выйти до уровня европейца, проходя несколько тренировочных циклов. В России, по словам Сергея, работает два тренера международного класса. В основном они работают за границей. Существует ли единая сборная в таком случае?
Единой Сборной в России нет!
Как считает яхтсмен, действительно о едином командном составе говорить рано. Финансирование является наиболее актуальной темой в плане разрешения вопроса. На каждое соревнование прибывает 4-5 команд или яхтсменов. Половина из них представлена юниорами, составляющими серьезную конкуренцию с 17-ти летнего возраста. Молодость, силы, финансы берут свое. В некоторых ситуациях зрелые представители яхтинга не в состоянии вывести один экипаж. Сколько нужно потратить денег для сбора команды на «Nacra 17»?
О финансовой стороне
В среднем бюджет на регату в 2015 г. составлял 200 000 и более евро в год. Хотя при больших усилиях можно уложиться в 150 тыс. евро. Другие классы лодок предполагают аналогичные инвестиции. В расходы входит оплата тренерам, закупка оборудования, провизия на время регаты, материальная часть, проживание членов экипажей.
Финансированием занимается Сергей Джиенбаев. Поначалу около 30 тыс. рублей команда получала зарплату по линии сборной с положенными налоговыми вычетами. После ЧМ в Дании со стипендии команду сняли. Подготовку к новым кругосветным заплывам в сентябрьской Барселоне команда проводила в Испании. Причем на соревнования допускалось два человека. Тренировочный цикл длился около двадцати дней. Аналогичные сборы проводились в СССР. С Дарьей Сергею пришлось работать понедельно: одну неделю они работали в паре, вторые 7 дней отдыхали.
После ЧМ мира тренироваться приходилось в щадящем формате. Финишируя в европейских состязаниях пара планировала выйти в обычный ритм работы. Сколько приходиться готовиться на воде?
Секреты яхтенной подготовки
Разделение между подготовительными этапами на воде, на суше не существует. Тренировочный комплекс проходит под руководством Фернандо Ичеваре, заставляя работать в два раза лучше, нежели соперники. По утрам Дарья и Сергей посещают тренажерный зал. Занятия на воде проводятся в зависимости от силы ветра. При сильном ветре тренировки проводятся в щадящем режиме.
Невозможно представить яхтсмена без хорошего завтрака. Команда пребывает на воде около трех часов, максимум пять. Мастер заставляет работать со снаряжением. Строгий контроль регулирования парусов, проверка узлов, веревок, подбор оснастки под погодные условия входит в комплекс задач. Благодаря внушительному опыту, профессионализму иностранца-тренера экипаж черпает бездну полезных знаний.
В некоторых случаях ветер позволяет выйти на волны, но при плохом снаряжении реализовать план не удается.
В ходе соревнования считанные секунды из-за возни с веревками провоцируют поражение. Обидно! В связи с этим важно оттренировать всевозможные случаи на воде с оснасткой. Рулевой придерживается мнения: каждая деталь на палубе, внутри отсеков нуждается в пристальном внимании, тщательном изучении, понимании действия. Упустить один момент означает провал, обидный крах у финишной линии. Сильный ветер в 60 м на воде при упущенной матчасти пагубно отразится на исходе дела.
В парусном спорте «Золотой флот» представляет собой рубеж с разными возможностями для его членов. Яхтсмен может прийти первым или 22-м. Трудно обойти пятерку лучших, получающих стабильное финансирование, с лучшими тренерскими составами, хотя с остальными потягаться доступно. Для подготовки призера в олимпийских играх любителям парусного спорта необходимо преодолеть два полных цикла. Задумываясь о соревнованиях в Токио, следовало начинать подготовку юниоров два года назад.
В Рио претендентов на победу было не так много. Стефания Елфутина, одна из них, могла претендовать на победу, она опытная виндсерфингистка. По мнению яхтсмена, вторая Елфутина пока не родилась в России. Стефании повезло: в сборную пришли яхтсмены с крымского побережья Ольга Масливец с Максимом Оберемко. Соседство с такими гонщиками международного класса совершенствует навыки Стефании. Ольга и Максим пришли в команду Джиенбаева, продвигая экипаж на мировую ступень. Насколько комфортна олимпийская акватория, ведь об этом предстоит задуматься обязательно перед стартом?
Об удобстве европейской акватории
Джиенбаев тренировался с Дарьей в испанском Сантандере. Условия в акватории максимально приближены к олимпийской, «радуя» сложным течением. Непостоянство ветра – в духе предстоящих состязаний. В Рио дуют сильные ветра в 15-20 узлов. Хотя спортсмен Джиенбаев не особо задумывался над силовыми показателями ветра. Мужчина уверен в необходимости подготовиться к любой погоде.
На Олимпиаде побеждает сильнейший, психологически правильно настроенный человек.
К сожалению, не всегда ценителю азартных заплывов удается состязаться с соперниками. Банальный дефицит времени мешает встать за штурвал любимого судна. На счету у Сергея Джиенбаева несколько заплывов экстрим-класса, как в Питере. Кроме того, он участвовал в бизнес-регатах. На Олимпиаду он решился ради приобретения лицензии. После завоевания лицензии мужчина намеревался отправиться в Рио. В случае поражения – уехать в бизнес-регату. В рамках этих мероприятий соревнуются крупнейшие предприниматели России. По статистике, фактически яхтенный спорт держится на голом энтузиазме участвующих в нем людей, любящих морские приключения.