Многие задаются вопросом, как именно необходимо проводить приемку судна при работе с чартерными компаниями. Это отнюдь не является праздным вопросом, так как от качества ее проведения зависит не только пресловутый шанс «попадания на депозит», а и безопасность и сохранность членов команды в случае чрезвычайных происшествий. Именно поэтому мы и посчитали нелишним сделать эту небольшую памятку для яхтсменов, чтобы, возможно, уберечь кого-то из них от ошибок при приемке яхты в предстоящем сезоне.
В послеобеденные часы субботы во многих гаванях и яхтенных стоянках можно наблюдать одну и ту же картину: люди, добравшиеся наконец до арендованных заранее яхт, шустро забрасывают на борт все свое снаряжение и, наскоро подписав все причитающиеся договорные обязательства, сразу же выходят в море, пытаясь выкроить как можно больше времени для отдыха или первого небольшого перехода. Это, конечно, обладает некоторым своеобразны «гусарским шармом», однако, если сохранность ваших финансов и нервной системы все же стоит для вас на первом месте, мы не рекомендовали бы эксплуатировать подобный подход к организации своего чартера.
Субботу лучше всего оставить в покое, и не стараться успеть за первый день поездки как можно больше, а, вместо этого, уделить больше времени приемку яхты и размещению всего сопутствующего оборудования. Если у экипажа мало опыта – необходимо дать ему время на знакомство с судном, и выходить в море только на следующий день, когда он начнет на нем хорошо ориентироваться. Тщательная проверка лодки, как минимум, убережет вас от неприятных ситуаций, вроде той, когда при сдаче лодки через неделю вы отчаянно пытаетесь определить, был ли предмет оборудования поломан вами или уже находился в столь плачевном состоянии. Кроме того, внимательный осмотр судна повысит ваши навыки в качестве капитана и позволит лучше понять особенности работы тех или иных узлов судна.
Не стоит бояться своей неопытности – своевременно заданные менеджеру чартера вопросы уберегут вас от многих ошибок, которые можно совершить на морских просторах.
Палуба и парусное вооружение
Конечным результатом процедуры приемки лодки, часто также называемой «чек-ин», являются подписанные вами чек-лист, они же – списки проверки.
Однако в начале стоит отложить этот документ в сторону, и попросить управляющего выделить вам парочку часов на самостоятельное изучение судна, после которого можно возвращаться к документации с чистым сердцем и полным пониманием написанного в ней. Проверку палубной зоны судна имеет смысл осуществлять во время движения. Начинать ее стоит сверху-вниз: от верхней палубы и штурвала к каютам и техническим помещениям.
Как упоминалось выше, активное участие личного состава в проверке судна будет большим плюсом: начинающие яхтсмены и новички смогут быстрее освоится с оборудованием, и будут значительно оперативнее реагировать на указания своего капитана. Экономия времени не должна никоим образом затрагивать этот процесс, ведь именно от него зависит общий комфорт от поездки и ваша личная безопасность.
Осмотр начинается прямо с пирса: корпусные сегменты судна не должны содержать на себе повреждений и сколов. Особое внимание стоит уделить транцу и носу яхты, так как именно эти места наиболее уязвимы и чаще всего подвергаются разрушительным воздействиям. Ребро транца можно проверить тактильно, это позволит выявить повреждения, которые могли быть закрашены не особо честным владельцем.
Поднявшись на борт, сразу же пройдите на нос судна. Нужно сразу же убедиться, в порядке ли закрученный стаксель, и проверить состояние шкотового угла и шкаторин парусов. Также можно пройтись рукой по закрутке – это выявит большинство базовых повреждений, если они, конечно, на ней есть. Страховочные кольца на ней должны быть оснащен чекой, а болты – плотно затянуты. Не стоит обделять своим вниманием и релинг. Дерните за него, чтобы посмотреть, насколько надежно он закреплен. Убедитесь, что на борту нет недостатка в леерных стойках и релингах винтов, так как их регулярно теряют. Аналогичную процедуру проверните и с швартовыми утками, они ни в коем случае не должны «дышать». Хотя мы, описывая процесс проверки, преимущественно используем слово «осмотр», по факту же речь идет об ощупывании всего, до чего получается добраться. К якорной лебедке обязательно должен идти пульт, а отсутствие аварийной ручки на лебедке – серьезный повод для беспокойства.
Ближе к концу проверки, когда будете осматривать движок судна, вернитесь к лебедке еще раз – она должны свободно работать в любом направлении.
Следующим пунктом является мачта. Немного «пощупать» придется и здесь: проверьте руками, достаточно ли хорошо натянуты леера. При изучении стоячего такелажа с аналогичной целью обработайте и ванты, а в особенности – место, где их трос соединяется с талрепом. Причина столь пристального внимания к ним проста: как показывает практика многих страховых фирм, падение мачт на чартерных судах зачастую связано именно с плохо набитыми вантами. Основание мачт осматриваем не менее скрупулезно, проверяя каждый узел и вертлюжную часть гика. Присутствие дефектов на них недопустимо. Блоки должны ходить с легкостью, а веревки – не иметь явных следов износа. Проверьте также и грот. В закрученном состоянии он может скрыть от вас множество повреждений и дефектов, однако, если его модель аналогична классическому гроту или «lazy jack», обследование ползунов передней шкаторины сильно облегчит вам задачу. Осмотрите парус на предмет лат и качества их крепления. Еще одним распространенным повреждением чартерных судов является деформация гика-шкота в месте его крепления.
Следуя по этому маршруту, в, рано или поздно, доберетесь к кокпиту. Тут стоит сразу же проверить надежность и работоспособность стопора у «пианино». Получить полностью исчерпывающую информацию о его работоспособности удастся только встав под парус, однако еще на берегу можно проверить множество других, более мелких деталей: например, посмотреть, не стерлись ли зубчики в клиньях или убедиться, что веревки в нем не поизносились. Уделите немного внимания и стакселю: к нему обязательно должно прилагаться несколько лебедок.
Если погодные условия дают такую возможность, распустите его, чтобы более подробно «познакомиться» с его полотном и шкаторинами. Осмотрите содержимое всех расположенных на борту рундуков, необходимо точно понимать, что в них есть, а чего – нет. Подсчитайте общее количество кранцев. В описанной выше ситуации из разряда «А эту штуку потеряли, или ее изначально не было?» знание их числа сэкономит вам немало нервных клеток при заключительной швартовке. Стоит проверить также наличие дополнительных веревок и строп для создания страховочного леера при плохой погоде. На борту должно присутствовать достаточное количество швартовочных концов, если в момент осмотра судно стоит не на полном их комплекте. А еще убедитесь, что рундуки подсобки яхты хранят в себе такие необходимые мелочи, как ведро, отпорный крюк, канистру, маску и ласты.
Следующей точкой интереса на борту судна станет его штурвал. Особое внимание уделите его люфту, а на стадии проверки оборудования, обязательно запустите движок в холодную, и слегка подайте взад-вперед, чтобы убедиться, что коробка передач работает нормально. В процессе этого можно глянуть и на особенности заброса винта, слегка поддав газу и попросив одного из членов команды определить направление выдаваемой им струи. Направление заброса кормы должно идти в противоположную от нее сторону. Обратите внимание на выхлопную трубу: работающий движок должен исправно гнать через нее воду.
И, напоследок, остается проверка лебедки якоря. Используя пульт, последовательно дайте запуск в обе стороны, а затем продерните ее цепь на парочку сантиметров. Это даст вам гарантию исправности как самой лебедки, так и ее пульта.
Проверьте работоспособность электронных приборов, расположенных на территории кокпита.
Бортовое оборудование
Спуститесь вниз: пришло время осмотреть наполнение штурманского стола. Изучите расположенные на нем приборы, познакомьтесь с их интерфейсом, и запишите непонятные вам момент в блокнот, чтобы детально разобрать их с менеджером компании-арендодателя. Обратите свое внимание на текущий уровень наполненности бака с топливом и резервуаров с водой, чтоб убедиться в работоспособности их датчиков.
После того как разберетесь с ними, проверьте состояние рации в ее ручной и стационарной ипостасях.
Разумеется, необходимо разобраться и с освещением: система навигационных огней и салонное освещение должны работать идеально. Включите расположенную в трюме помпу. Убедитесь в нормальном функционировании навигационной системы: там должен быть установлен ваш язык, а отображение глубины лодки и ее позиции обязано соответствовать действительности. Проверьте штурманский стол на наличие полного комплекта бумажных карт, карандашей, точилок и адекватной инструкции по эксплуатации судна.
Осмотрите системы безопасности на яхте, и обязательно покажите их членам своей команды, уведомите каждого о том, как они функционируют, и об их сроке годности. И, конечно же, убедитесь, что такие вещи как комплект спасательных жилетов, спасательный плот и сигнальные ракеты представлены на борту судна в полном объеме.
Отметим, что понимание базовых элементов, входящих в состав любого дизельного движка, является просто необходимым для любого капитана. Море всегда несет в себе определенные риски, и никто не застрахован от возникновения неожиданной необходимости в ремонте. Если же данные знания не входят в ваш перечень профессиональных характеристик, нужно хотя бы проверить высоту уровня масла и охлаждающих жидкостей в движке. При использовании незнакомого судна, их следует проверять не реже одного раза в день.
Проверьте и гальюн, продемонстрировав заодно наиболее неопытным членам команды как именно им следует пользоваться. Разберитесь, где осуществляется переключение фекального танка, а также запустите помпу и душ, чтобы проверить их в работе.
Список ключевых пунктов проверки
Грот. Раскрутите его и проверьте надежность ползунов передней шкаторины и угла шкота. Если движение каретки затруднено, обработайте ее специальными спреями. В латах на парусе проверьте систему их карманы на предмет потертостей.
Стаксель. Закрутка должна работать идеально, это просто жизненно необходимо. Промойте ее пресной водой, если проверка выявила в ней проблему. Обратите внимание на стопор булиня, так как он быстрее других парусов подвергается износу. На всей его площади должны отсутствовать явные разрывы и потертости.
Якорная лебедка. Если отсутствуют данные о длине ее цепи – потребуйте их от менеджера. Оконечность ее должна быть надежно закреплена. Обратите внимание на наличие повреждений на роульсе и корпусе. Запустите систему дистанционного управления убедитесь, что она нормально функционирует.
Узнайте месторасположение предохранителей лебедки и проверьте наличие запаски для них.
Газовый баллон. Проверьте исправность вентиля на баллоне. На борту обязательно должен находиться его заполненный дубликат.
Тузик. Убедитесь в том, что динги хорошо удерживают воздух, а также в том, что для них на борту предусмотрен удобный ручной насос. Корпус тузика не должен иметь видимых повреждений. Особое внимание уделите состоянию руля, сидений и уключин. Обязательно задокументируйте все найденные повреждения, так как ремонт подобных элементов может влететь в копеечку.
Кормовые рундуки. Они должны быть оборудованы всем необходимым для нормального плавания: электрокабелями, адаптером, шлангом для воды, запасным якорем, багром, ведром и снаряжением для швартовки. Если что-то из вышеперечисленного имеет повреждения, попросите менеджера о замене.
Движок и приборная панель. Чаще всего тут проблемы вызывает лаг, так как его зачастую нельзя проверить до отплытия. После обследования плоттера, запустите автопилот судна. Запустите движок в холодную и проверьте выхлопную трубу. Наличие белого дыма сигнализирует о проблемах в охлаждающей системе мотора.
Безопасность. Каждый член команды должен знать наизусть местоположение спасжилетов и страховочных тросов. Фонарик на каждом жилете должен быть снабжен батарейкой. Если же они автоматические, проверьте наличие подходящих к ним таблеток или патронов. Осмотритесь на предмет наличия штормовых лееров. Найдите, где хранится аварийный румпель и плот. Бортовые аптечки часто бывают укомплектованными только наполовину, обязательно ознакомьтесь с ее содержимым.
Запомните расположение всех огнетушителей, а также найдите фальшфееры и сигнальные ракеты.
Корпус. Обойдите всю площадь палубы – на ней не должно быть царапин, вмятин или дырок. Стойки релингов обязаны быть идеально ровными, без следов деформации, а их крепление стоит проверить на надежность.
Мотор. Сразу же обратите внимание на высоту уровня масла и натяжку ремней. Найдите место расположения фильтров, разберитесь как открыть их, если в них попадут водоросли или иной мусор. Убедитесь, что на судне есть запасной бак с топливом и проведите холодный запуск движка.
Санузел и система водоснабжения. Проверьте работоспособность туалета. Обследуйте уплотнители на предмет повреждений. При наличии фекального танка, найдите вентиль от него. Каждый член экипажа должен быть проинструктирован о правилах эксплуатации гальюна.
Инструментарий и запчасти. Открыв рундук с инструментами, проверьте, что в нем есть все для быстрого ремонта судна прямо на воде. Речь идет о скотче, изоленте, полотне для пошива заплат, импеллере, свечах и ключах к ним, сикафлексе, клиновых ремнях, смазке, винтах, болтах, звеньях и предохранителях.
Электронные приборы. Произведите проверку всего электронного оборудования на борту, по очереди включая его элемент с панельной доски. Найдите включатель, отвечающий за батареи. Не отходя от кассы, проверьте уровень их заряда. Обратим внимание, что стартерная батарея должна быть отделена от остальных.
Навигационное оборудование. Важно помнить, что плоттер не расценивается как юридическая замена для бумажных карт. Очень важно убедиться, что все предоставленные вам карт прошли актуализацию для акваторий, которые вы планируете посетить. Присутствие на борту лоции будет большим плюсом. Весь пакет чартерных документов, включая транзитлог и страховку, также обязательно должен находиться на судне.
Камбуз. Убедитесь, что стопорной кран на газовой плите достаточно надежен. Если на борту есть холодильник – сразу запустите его, чтобы оценить качество его работы. Проверьте уровень давления в кране и отрегулируйте силу напора, если это необходимо.
Трюм и киль. Есть одна очень редко используемая, но крайне ценная процедура: заглянув в отделение трюма, осмотрите систему килевого крепления. Если рядом с болтами были обнаружены трещины, килем явно неоднократно цеплялись за дно, и ремонту он после этого не подвергался. При наличии в трюме воды, откачайте ее, пропуская при этом через фильтры.
Вентили, система фильтрации и уплотнители. Убедитесь в исправности абсолютно всех кингстонов на судне. Этот пункт крайне важен, так как при нарушениях в работе даже одного из них появляется риск необратимых последствий. При осмотре вентилей, особое внимание уделите отвечающему за систему охлаждения движка.
Заранее договоритесь с командой, кто и какой вентиль должен будет закрыть в случае чрезвычайного происшествия.