Что такое перегнать лодку? Понятно, дело трудное. По словам Юлии Масловой, женщины-яхтсмена, ей пришлось однажды участвовать в перегоне лодки из Западной Франции в Черногорию. Это был заказ одной чартерной компании в Будве. Маршрут перегона лежал из Франции, пролегал через Бискайский залив, далее лежал в Португалию и Гибралтар. Кроме того, пришлось передвигаться по испанским просторам водной глади, Картахена. Удалось Юлии побывать в Пальме, пересечь Палермо, дойти, наконец, до пункта назначения. В итоге пришлось преодолеть 2 500 морских миль. По мнению Юлии, это было увлекательное путешествие, полное неожиданностей.
Первые впечатления. Яхта, участники команды.
Для Юлии это был первый опыт перегона суперяхты. Требовалось перегнать лодку «Дюфор 45» с французского берега к черногорской гавани. При этом путь был не близок. Команде руководство дало задание доставить яхту за 30 дней, до 25 апреля. Капитаном судна выбрали яхтенного мастера международной высшей категории (далее – «Мастер»). Остальные члены экипажа набраны из друзей и знакомых.
Маршрут с Мастером от старта до финиша прошел один новичок-яхтсмен. Кстати, это молодой, энергичный человек, ценящий пунктуальность. Кроме того, этот человек, по мнению Юлии, был основательным и молчаливым. В принципе это идеальный портрет старпома. По словам Масловой, на старте перегона яхта была полной: 5 ребят-«желторотиков», только вылетевших из училища в Турции, решили перенести теоретические знания на практику. Разумеется, парни настроены твердо, они намерены покорить Бискай, о котором ходит дурная слава. Лодка отдана в перегон с недельным опозданием. Участники команды вынуждены ждать у моря погоды в буквальном смысле слова. Устав отсиживаться в кабаках, барах, ребята мечтают о морских просторах, свободе ветра.
Хуже некуда – томительное ожидание лодкой попутного ветерка!
Часто в воздухе слышатся возмущенные или негодующие возгласы, выражающие нетерпение. Однако приключения вскоре начались. Море отличается тем, что искать долго приключений не приходится: оно само щедро их дарит, отправляя прямо в руки. В первый день один моряк ложится, и это ощутимая потеря для экипажа. До ближайшего порта он не может встать, хотя лодка еще только набрала обороты. Остальная часть команды затосковала по тихим средиземноморским волнам. Далеко не ласковое море в сезон в этой точке мира. Бискай напоминает вечно бурлящий котел, с холодным течением. В этой точке планеты всегда бушуют ветра. Он пытается всей силой бороться с моряками, охлаждая их молодой пыл. Кроме того, дует навстречу, словно испытывая людей на выносливость.
С каждым новым гребнем приходиться преодолевать гору из воды, встающую прямо перед носом лодки. Каждую минуту волна пытается вылизать палубу добела, окатывая экипаж ледяным душем. Яхту поднимает на гребень волны, затем заваливает на подветренный борт. Судно летит вниз в черную бездну. Около часа, двух, трех часов, да и целые сутки люди пытаются укротить стихию. При этом им надо развернуть лодку носом к волне, контролировать расположение парусов.
Но путь назад отрезан! Моряки вышли в море не для того, чтобы стонать. Мужество, сила воли – главные помощники в преодолении этих «семи кругов ада». Первая команда терпела множество неожиданных перипетий. Новая современная чартерная яхта стоит 250 тыс. евро. Притом яхту сооружали для катания беспечных путешественников-туристов, ублажать яхтсменов-любителей в неге мягкой Адриатики. Корпус инженеры сооружают самый тонкий, отсутствуют ребра жесткости. Фактически корпус выгибает на волне, вполне оправдывая наименование судна. Нос хлопает с оглушительной силой от удара о рваную волну.
При этом дождь упорно делает свое дело, провоцируя образование течи. Часть подволока просто осталась в море навсегда. К тому же, периодически автоматическая помпа начинает давать о себе знать под пайолами. Спасательного плота не видно, он спрятан под задний транец, открывающийся при помощи электропривода. Если понадобится плот, электросеть отключится, и транец нажатием кнопки не откинется. В итоге придется вручную выдвигать спасательный плот. Для этого руками придется отжимать корму, даря возможность плоту показаться на поверхности воды для спасения экипажа.
Кроме того, огромное количество мелочей, деталей просто не выдерживает, отпадает, откручивается, требуя доработки. Широкий кокпит, однако, наличие двух штурвалов, хороший столик наверху – удобные приспособления. На стол можно воткнуть абажур со светильником. Удобно сделана просторная кают-кампания, четыре каюты, два душа с туалетами. В общем, лодка придумана для вальяжного плавания, полнейшего релакса на морском воздухе.
Главное – перегнать теперь это «детище инженеров» в Черногорию, вырвав из лап коварной Атлантики в тихую гавань Черногории. По этой причине наняты Мастер с экипажем. Хотя, похоже, скоро от экипажа мало что останется. Испуг достаточно сильный из-за 7-метровых волн. Ребята залегли в каютах. Мастер твердо решил исполнить задачу. Посему он продолжает поднимать команду на вахтенные дежурства. Благо, пока что автопилот функционирует нормально. Значит, вахтенному рулить самому не приходится.
Бискай остается позади, на лодке остаются Мастер со старшим помощником. Остальная часть команды быстрее покидает негостеприимную лодку, поспешив в летние без эксцессов турецкие воды. Атлантический вихрь волн не для этих парней. Атлантический котел точно не для слабых.
По словам Юлии, на этом участке маршрута она не рискует попадать на перегон. Женщине уже удалось побывать в Южном Тихом Океане, познать жесткий характер Атлантики, оценить капризы океанических вод. Для женщины это уже «перебор». В связи с этим она занимается московскими делами, пытаясь не утонуть в этой суетливой «трясине». Однако билет уже куплен в направлении Москва-Пальма. Остается собрать вещи и прибыть вовремя в аэропорт. В Домодедово нахлынет грусть, сменяющаяся переживаниями, страхами, радостью ожидания долгожданной встречи с солнцем и морской «гладью». Конечно, неуверенность в себе присутствует. Надежда не дает человеку раскисать, являясь мощным энергетиком. Коктейль из страхов и переживаний постепенно приводит в чувства только по прибытию в Пальме-Де-Майорку.
Наконец-то, море, солнце, мегаполис ветряных мельниц.
На Пальме-Де-Майорке
Ветряные мельницы, ставшие уже родными, встречают Юлию. Уже на подлете к острову они видны из иллюминаторов самолета. Около 20 минут уходит на такси, чтобы добраться до центра городской жизни. Красота старинных соборов, крепостей, родившихся еще в Викторианскую эпоху, молчаливо наблюдают за ходом времени. Набережную заливает солнцем. Романтичное настроение создает уют старенькой пристани. Вместе с тем, марина уставлена суперсовременными яхтами.
Опять ветряные мельницы сопровождают яхтсменку вдоль набережной. Извозчики толпятся, словно муравьи, в ожидании туристов. У Юлии оставалось пара часов до прибытия яхты. Приходится быстрее исследовать достопримечательности Старого города. При этом не хочется пропускать ни одну деталь. Улочки, дома – все пропитано старинной историей, морскими приключениями.
Узкие лабиринты Старой части города погружают в уникальность соборной готики. Брусчатые покатые улочки солнце старается обогреть со всей силы. Люди торгуют в лавочках сувенирами, навевающими уютное настроение. Лето в разгаре, и повсюду белоснежные скатерти кафе мелькают в глазах. В не менее белоснежных рубашках официанты стремятся угодить прибывшему гостю. В памяти остаются огромные чугунные сковороды, заполненные паэльей с золотистыми нотками. Только бокалы с ледяной водой охлаждают душу.
Площадь залита солнцем. Море игриво отдает ярко-синими красками, где мирно «пасутся» белоснежные яхты. Мачты зазывно звенят, вторя такелажам. Вдруг запиликал телефон. Ура, яхта прибыла, ребята в сборе!
Корабль долго не ждет, пора прервать мирное путешествие и отправляться навстречу приключениям.
Хотя оказалось, что торопиться не стоило: ночевать решили в марине. Гибралтар устроил первое испытание, сломав автопилот. Вынуждены ждать мастера. Яхтсменка пока не понимает серьезность положения и рада ночевке в городе. За это время можно адаптироваться к судну. Она с удовольствием готовит вкусный ужин. За столом льется рекой пиво, вино. Спустя час пришел инженер, покопался в автопилоте, заверил в исправности механизма, не забыл взять 60 евро за услугу и ушел восвояси. Пора в море!
Как найти место под солнцем?
Что для яхтсменки сложное? Пожалуй, наладить теплые дружеские отношения с командой. В перегоне женщина всегда волнуется, ведь ее окружают сильные серьезные мужчины. Как они отнесутся к ней? Кому хочется быть проблемой для команды. Понятно, никому. Однако автопилот по-прежнему не работает. Где искать мастера опять?
На борту остается трое человек. Ребята до прибытия яхтсменки на борт меняли друг друга каждые четыре часа за штурвалом. Усталость дает о себе знать, и они рады лишней паре рук, пусть женских. В любом случае присутствие еще одного члена экипажа только им на руку. С приходом Юлии вахты становятся схожими. Через четыре часа надо сменить партнера, затем ожидают восемь часов отдыха.
Вахта отличается сложностями. На этом этапе следует контролировать работу аппаратуры, следить за погодными условиями, техническим состоянием лодки, за штурвалом. Сломанный автопилот заставляет рулить без перерыва все четыре часа. В этот момент становится понятно негодование в отношении инженера, содравшего 60 евро. Причем нужно следить за картплотером. Открытое море коварно, не дает ориентиров визуального плана. Стрелка компаса – единственный помощник, проводник в морской бездне 24 часа в сутки. Не зря поморы в былые времена называли компас «маточкой». На самом деле оставаясь наедине с морем, особенно в ночное время, только компас становится «мамой» в нелегком путешествии. Яхтсменка ощутила, что нужна на сей раз ребятам на перегоне. За сутки она дежурила по 8 часов, затем отдыхала. Парни хотя бы смогли нормально прийти в себя. К тому же, Юлия Маслова вкусно готовила.
Когда не хватает лодок, яхтсменов
Находясь в море несколько суток кряду, человек осознает острую нехватку дополнительных членов команды. Вообще, людей, выходящих в море, не достаточно. На первый взгляд Средиземное море оживленное, несравнимое с Тихим Океаном. Вокруг страны, материки, сплетенные нитями морских транспортных маршрутов. Грузовые, туристические суда снуют то тут, то там. Кроме них экстремалы, любители круизов присутствуют в этом море. Но когда лодка плывет в море сутками, на горизонте изредка виднеется корабль. Только стаи дельфинов сопровождают яхту и больше никого!
Пожалуй, небеса – безмолвные свидетели, зрящие на моряков, молящихся встретить судно. В море «человеческая пустыня». На берегу же кипит «муравейник».
Вахтенные дневные будни и романтичные закаты
Вахты для Юлии казались самыми красивыми, ведь ей приходилось заступать на дежурство и наблюдать красочные рассветы, закаты. Пребывая в море, для многих солнце становится идолом. Золотой шар с его красками напоминает шоу, величественное и прекрасное. Никогда картина не повторяется. На первой вахте пришлось отработать с 4 вечера до 8 часов. Оставшись наедине с море на мостике, как бог и царь, яхтсмен ведет молчаливый диалог с природой. Можно громко петь, можно поэкспериментировать с парусами при умении. Остается только рулить, придерживаясь заданного курса.
Курс – на восток! Посему Юлия встречает рассвет, держа курс на восход солнца. Вечером же оно щедро греет спину, отражая красный диск в иллюминаторе перед штурвалом. Лодка вышла в открытое море. Глаза прикованы к панели приборов из-за сломанного автопилота, надо рулить без перерывов. Яхта – не автотранспорт, море – не дорожное полотно. В этой сфере диктуют условия не жезлы полицейских, а волны с ветром. Штурвал приходится подкручивать из-за уклонения судна от заданного курса из-за ветровой нагрузки. Сильная волна, крепкий ветер заставляют крепче держать штурвал.
Конец вахты. Пальцы еле разгибаются, чувствуются мышцы. Парни привыкли рулить сидя, Юлия управляет лодкой стоя. В сидячем положении управление дается сложнее: нагрузка приходится на руки. В стоячей позиции – можно помогать корпусом. Впечатляющая волна, ветер и нагрузка на штурвале. Юлия же стоит вахту честно. В результате гудят ноги, руки, компасный диск фактически расплывается перед глазами. После вахтенного дежурства уставшее тело опускается на кровать тяжелым грузом, руки сами заходят за голову. Закрыв глаза, Юлия представляет компас.
Ночные приключения вахтенного дежурства
Ночь. Улица. Мостик. Юлия пытается вглядеться в черноту впереди. Нос освещается двумя сигнальными огоньками красного, зеленого цвета. Компас, затемненный монитор картплоттера, «мороженое» из морской пены за кормой и чернота ночи. Такая картина предстает перед глазами яхтсменки. Слышится свист ветра-озорника, не угомонившегося за день. Остается внимательно смотреть на приборы, становящиеся единственными помощниками. Главное не пропустить встречных огней. Боже упаси! Не всегда можно заметить некоторые предметы прямо по курсу.
Добавляет трудностей холод. Ветер заставляет надевать на себя большое количество одежды. Яхту швыряют невидимые волны. Остается не сводить глаз с компаса и приборов. Главное – дождаться рассвета. Кстати, перед самым рассветом черная ночь становится густой, затем расступается, уступая место долгожданному солнцу. Вначале появляется мутновато-серая коса горизонта. Постепенно чернота распадается на отдельные куски в небе и море. Только после этого чарующий свет накрывает природную красоту. Солнце еще пока в пути, но чернота ушла.
Наконец, видны очертания яхты. Волны видны визуально, ощутимо бьются о борта. Нежный румянец появляется на лице, вторя цвету просыпающегося солнца. Диск солнца едва поднимается из «водной постельки», пытаясь поскорее обогреть все вокруг. Мир обновляется, радуется, наливаясь теплом, светом. Солнце греет душу, уставшее тело, погружает в радость, приятные эмоции. Вот и кончилась ночная вахта!
Вперед к берегам солнечной Италии!
Трое суток морских «прогулок» остались позади. Волнения, переживания остались там же. Утро порадовало прибытием в Палермо. Яхтсменка впервые ступила на этот берег. Погода погружает в тепло солнечных лучей. В предвкушении команда мечтает об отдыхе после четного труда, строит планы о прогулке по городу. Яхтсменка представила, как уютно будет ей в кафе Старого Палермо в ночной приятной туристической суете. Однако это мечты. К сожалению, несбыточные. Мастер дал обещание пригнать лодку в срок. При этом сказалась недельная задержка во французской гавани. Он не отпускает команду на берег, заправляет топливом судно, проходит таможню. Работники службы ставят штампы в паспорте, и яхта снова движется вперед в Мессинский пролив.
Мастер пытается уловить слабый ветер. Дальше путь лежит через Адриатику на Черногорию. Лодка отчалила от берега. Через воды Мессинского пролива лодка проходит в ночное время. Вдоль берега яхту провожают манящие огоньки пристаней с острова Сицилии, Италии. Пролив мелькнул черным жерлом, створными огнями. Снова наступила вахта Юлии. С рассветом она остается одна. Лодка идет умеренно, бережно огибая мыс итальянского «сапожка». С правой стороны виднеется сахарная вершина Этны, покрытая темными морщинами. Судно приблизилось к берегу.
В предрассветном тумане слышатся ароматные запахи прибрежной полосы. Даже ощущается аромат свежесваренного кофе, вкусного хлеба, весенних цветущих садов вперемешку с навозными нотками.
Перед штормом, или как укротить волну
Ночная вахта снова погрузила Юлию в муки ада. Одна на мостике она пытается изо всех сил подчинить себе природу, лодку. Волны заставляют ее висеть на штурвале, петь песни, орать матом на подвахтенного, на море, на погоду. Погода не жалует. Приняв вахту от парней, женщина решила всем своим видом усмирить свирепствующую стихию. Море становится чуть тише с рассветом, словно устрашаясь появления солнечных лучиков. Погода стихает. Для городского жителя, не обращающего внимания на солнце, на ветер, в море приходится несладко. Море муштрует, заставляет следить за часами поминутно, знать начало восхода и захода солнца. В морской пучине, наконец, человек начинает верить в приметы, хотя в каменных джунглях лишь смеялся над ними.
Послевахтенный отбой
Бурная ночь не оставляет сил даже перекусить. Залезая в каюту, яхтсменка просто падает на кровать. Голова плывет, ощущается гудение тела, погружая в тяжелый сон. Ненадолго сон прерывается, организм требует проверить будильник на 3.30 утра. Сон чуткий, сквозь дремоту слышны звуки на палубе, чувствуется, как установлены паруса.
Остается только гадать, какая погода встретит при заступлении на вахту. Яхта проходит при любых волнах ровно, на внушительной скорости, когда за штурвалом находится Мастер. Как ему это удается!
В непогоду, когда за штурвал заступает старпом или Юлия, лодка качается из стороны в сторону. Иногда со всей силой корпус зарывается носом, порой просаживается кормовой частью. У Мастера суденышко движется, словно транспорт по гладкому асфальту. Лишь изредка притормаживает, подскакивает слегка. Лежа в каюте, ощущается полет яхты, создается впечатление о тихом спокойном беге волн. На самом деле все оказывается иначе.
День. Шторм. Все плохо…
В последний раз за перегон Юлия вышла в день. Накануне она плохо справилась с ночной вахтой. На душе скребли кошки. Серо-свинцовое море, небо того же оттенка добавляли негативного настроения. Солнце не спешило порадовать присутствием. Что ждет на вахте? Вылезать из каюты не хотелось. Чувствовалась усталость, близость финиша, желание оказаться на твердой поверхности. Набегали на корму волны, бесцеремонно, упорно, небеса не торопились покрываться голубыми красками. К тому же добавил трудностей внезапно хлынувший дождь. Он «зарядил» надолго.
Юлия попыталась встать к штурвалу. Теперь-то видна гигантская мощь бушующей воды. На ум приходит сравнение с американскими горками. Гребни поднимаются выше, пытаясь устрашать видом. Судно взмывает вверх, потом падает вниз, от чего захватывает дух. Поставленные паруса заставляют лодку подваливаться на борт. Самые страшные волны – это боковые, они несутся на скорости с белоснежными пенными гребешками. В эти минуты человек чувствует себя, словно подгоняемый зверем. Причем ежесекундно зверь пытается уцепиться за яхту, утащить в бездну.
Руль выкручивает с силой на таких виражах. Штурману предстоит удерживать конструкцию на курсе, выруливая на волну и с нее. Нельзя допустить завала, опрокидывания лодки. Надо удержаться от набегающих волн. Стоя за штурвалом, надо упереться, налегать телом на руль. Надежда на закатное спокойствие исчезает. Море решило проявить бурный характер.
Выйдя на дежурство, Юлии вдруг подумалось, что она не продержится и тридцати минут. Однако чуть попривыкнув, она настроилась выстоять шторм около трех часов. Тут волны превратились в сплошные черные горы. В итоге без Мастера не обойтись, пришлось звать. Спокойный уравновешенный мужчина поднялся на мостик, посмотрел на стаксель, вызвал старшего помощника и взял штурвал. Оказалось, Юлия не увидела оборванный парус. В результате пришлось поднимать подвахту, править парусные полотна. Оставалось взирать на нос, летящий в пропасть. Неожиданно появившаяся стая дельфинов напомнила о живом мире. Они радовались бешеным волнам, игриво встречали белоснежную яхту, выпрыгивая на нос лодки.
Прошел час. Подвахтенный ушел спать. Мастер взял бразды правления и не отдавал пока никому. До конца вахты осталось 1,5 ч. Спустя некоторое время Юлия вернулась рулить. Несмотря на неугомонный характер погоды, она уже уверенно справляется с управлением. Пугающая ранее картина стала привычным пейзажем. Рулится на автомате. Главное – ушла паника, получен опыт от Мастера.
Пятиметровые волны постепенно улеглись до двухметровых и кажутся пустячными.
Слово о Мастере
Какой он, управляющий яхтой? Яхтенный капитан, шкипер только на первый взгляд звучит строго. На самом деле в команде Юлии это был «мальчишка с голубыми смеющимися глазами». Портрет дополняется просоленными волосами, худобой, огромным ростом. Обычно такие даже в 70 остаются мальчишками. Парни такого склада ума, телосложения, силы воли не стареют. Настоящий Мастер, сильный мужчина обладает высшей квалификацией в парусном море. Квалификацию эту сложнее получить, достается она только истинным знатокам управления суднами. Шкиперу нужно суметь управляться с лодкой, используя ветер. Для этого его надо ощущать фибрами души, мозга. Это совершенно другое, нежели управлять кораблем джойстиком на приборной панели.
Мастер ходит в море, мыслит, живет красиво. Это доступно немногим. Он остается верным мечтам, принципам, обладает отвагой, смелостью. Мужская закалка, светлая голова не дадут лодке перевернуться. Смеющиеся глаза поднимут настроение в любой шторм.
О береге, о жизни на яхте после морского путешествия
Закончился длительный перегон. Позади остаются тяжелые штормовые дни, трудные ночи, обыкновенные человеческие страхи. Марина дождалась прибытия яхты. У Юлии возникает возможность спокойно пожить, прочувствовать комфорт, уют, умиротворение на доставленном паруснике.
Юлия собирается провести дни, подобно вечно скитавшимся кочевникам-цыганам. Кстати, на яхтах в марине быт особенный. К примеру, на соседней лодке виднеется семейство, суетливо, одновременно радостно колдующее над ужином. Неподалеку на соседнем суденышке отдыхает парочка, захватившая с собой в круиз новорожденного члена общества. Чуть поодаль расположилась яхточка, разместившая молодежь, зажигающую с музыкой, дискотекой.
В марине обязательно присутствуют рыбаки. Мужички разбрелись по марине, став неотъемлемой частичкой единого гармоничного пейзажа. Лодку слегка покачивает до сих пор, словно по умолчанию природа заложила программу. В тишине по вечерам, лежа в каюте, можно услышать вздохи моря, поскрипывания мачт, шорохи в ночи. Кранцы бортов разведены, их трение вызывает характерный скрип. Звук напоминает движения белобоких китов, столкнувшихся в игре друг с другом. Такелаж, мачты издают своеобразный звон. Всякий раз звуки слышатся разные, отдавая веселым хрустальным перезвоном, низким гулом. Разноцветные полотна флагов похлопывают на ветру.
Ванты натянуты туго, дрожат от ветра, создавая почти не воспринимаемые ухом звуковые волны.
Хлюпает, плещется под днищем или пайолами водица. Порой неожиданно дает о себе знать автоматическая помпа, выкачивая излишки. В душе возникает великолепное чувство расслабления. Релакс воспринимается словно дар свыше, особенно ложась на банку в кокпите. Взгляд невольно целеустремлен в небо, усеянное звездным полотном. При этом слышится перезвон десятков-сотен мачт в марине. Море дышит, живет, уже не волнуется. Иногда приятно забраться на гроте в складки парусины, застегнуть как гамак чехол от паруса и забыть о перипетиях трудного путешествия. Качание лодки, гика споют запоминающуюся на всю жизнь колыбельную. В дождливую погоду барабанят по корпусу капли. На душе покой, уют, когда задраены люки, зажглись свечи. Чайник на плитке исполняет понятные только ему песни. Только дыхание моря, стихи и мечты…