Виктор Панжин, профессиональный яхтсмен, говорит о себе, как о человеке, живущем в свое удовольствие. За долгие годы путешествий по коралловым островам Южного Океана Виктор пришел к выводу: в путешествие надо брать с собой якорную цепь с внушительной длиной и мощный двигатель для динги, которая подарит в ответ комфортность управления.
Южный Океан отличается более суровым характером, в отличие от Карибских вод. Он глубже и могучее. Цепь лучше взять 10 мм с длиной более 60 м., плюс двигатель «Ямаха» – это приспособления, не сочетающиеся с понятием «экономия». Попросту экономить на плавании в эти территории – это безумство. Почему мотор «Ямаха»? Дело в его практичности и ремонтопригодности в плане поиска запчастей и специалистов.
Что делать на Таити?
Остров является конечным пунктом на маршруте из США и одновременно это старт для турне по Океании. Далее до Фиджи на 1,5 тыс. миль никаких ремонтных мастерских не встретиться. Не стоит отправляться в дальнее путешествие, не подготовившись. Отели прекрасно вписались в природную роскошь столь экзотических территорий. Яхтсмены могут отыскать и уединенные местечки для отдыха и швартовки. К примеру, острова Тахаа, Хуахине, Муреа удобны для швартовки, где можно прикорнуть в течение нескольких недель и даже месяцев. Такие же условия созданы на Раятеа и Боро-Боро, но в этих местах стоянки предполагают использование длинного якоря из-за глубины до 20 м и больше.
Особенно выделяется атолл Маупити, встречающий сложностями в навигационном плане при вхождении в лагуну. Узкий пролив соединяет лагуну с океаном, где постоянно конфликтуют волны, течения. Теоретически вход в лагуну спокоен при приливах или отливах. На самом деле это не всегда так. По этой причине капитану рекомендуется тщательно визуально дать оценку положению и принимать решение, исходя из картины.
Аналогичные действия надо проделать, входя в лагуну Мопелия с ее «стоячими волнами» в месте пролива.
Куку спасибо!
Пора собираться в путь, приготовившись «атаковать» острова Кука. Для этого надо быть готовым пронестись по «бездне» таможенных формальностей на Боро-Боро. В дальнейшем можно заглянуть и на Маупити в погожие деньки. При неблагоприятном стечении погодных обстоятельств лучше обойти это место, прокладывая маршрут к островам Кука.
В среднем придется идти около 5 дней. Как выбрать направление: двигаться на юг или на север – актуальный вопрос для яхтсмена. Спортсмены, решившие пойти к северу, встретят первым атолл Суворов.
В лагуну этого атолла прохождение между рифами предполагает курсирование в северной части. Широта прохода комфортна и пятиметровая глубина позволяет довольно беспрепятственно пройти этот участок. Якорную стоянку расположили на стороне Якорного острова, причем с подветренной стороны. Рекомендуется это ввиду открытости западным и южным ветрам, разгоняющим крупные волны. Масштабные волны – большая опасность для судна. При усилении ветра, лучше всего уйти со стоянки и перейти в открытое место, иначе лодку разобьет о волны. Глубина здесь составляет от 20 до 25 м., позволяя легко бросить якорь. Дно выложено природой песком вперемешку с кораллами. По этой причине желательно сначала осмотреть дно и якорь, убедившись в его попадании на песок. Иначе яхту может унести.
Атолл Суворов богат на кокосового краба в отличие от других мест. В народе это существо называют «пальмовым вором». Рейнджеры, освоившие технику плавания в этих капризных водах, угощают им заезжих туристов. В лагуне аборигенов собирается много, даже можно сказать, что они создали яхтенную «коммуну».
Важно! Атолл Суворов – это национальный парк! Нигде больше, кроме якорной стоянки, бросить якорь нельзя.
В этом месте отмечают один недостаток: некуда складывать мусор. В связи с этим яхтсмены обязаны забирать отходы с собой.
Важным преимуществом северного направления для любителей яхтинга является встреча с Паго-Паго, это небольшой административный центр Самоа. В нем яхтсмены найдут первоклассных мастеров и запчасти для ремонта лодок. К тому же, удастся подзакупить продукты, американскую еду в магазинчиках. Якорная стоянка в этой бухте считается наиболее безопасной в условиях экстремальной погоды. Вторая часть архипелага – западная часть Самоа. Это два огромных острова. К сожалению, швартоваться в шторма тут неудобно, рельеф мешает. Глубина близ берега слишком внушительная для швартовки крупной яхты. Лучше оставить судно в заливе Апиа, откуда можно двинуться к островам Тонга.
Вернемся на Бора-Бора. Иногда у ценителей яхтенных прогулок возникает желание приземлиться на островах Кука. Продвигаться при этом на север лучше, начиная осмотр с юга. Благо, есть интересные местечки! Островок Раротонга подойдет для ночных любителей потусить, которым не хватило адреналина в столице Таити. В целом для владельцев суперяхт не особо интересное пространство. Особенно для любителей тихого отдыха.
В направлении южной группы островов Кука встречается атолл Аитутаки, великолепный сад с узкоколейным проходом на мелководье (1,5м). Здесь надо выйти к пирсу, минуя красоты и опасности рифов. От этой точки двигаясь на запад, выгодно сделать остановку на Палмерстоуне. Когда светит солнце, можно заякориться на участке внешнего рейда, контролируя зарывание якоря в песчаник! Меньшее количество кораллов не повод для потери бдительности. В этом месте удобно купаться, погрузиться в быт островитян, изучать их культуру и традиции. Кстати, прародителем этих жителей считается мастер плотнических дел из Великобритании по имени Марстерс. Он завел здесь трех жен-полинезиек, дабы продолжать свой род бесконечно. В итоге население в этих землях не выродилось .
На западе от Палмерстоуна прикорнул о. Ниуэ, до которого два дня пути. Это коралловый блок с габаритами 16 х 20 км. Дно в этих местах усыпано щедро камнями, не давая возможности бросить якорь. Однако местные умудрились сконструировать муринги, подумали о динги, которые тут же вытаскиваются на пирс. Промедление смерти подобно – и это в полной мере здесь ощущается: динги иначе разбивает о камни. Гроты и пещеры «наводняют» остров. Плоскохвостая, ядовитая, коварная змея – частый гость в этом месте, точнее хозяюшка. Пресмыкающееся встречается нередко во всей южной части океана. Пугаться не стоит: человек от нее не пострадает из-за маленькой головы. По этой причине даже палец младенца она обидеть не способна.
Продвигаясь дальше к островам Кука, яхтсмен повстречает на пути Королевство Тонга.
Осторожно, таможня на границе!
Тонга принадлежит к Полинезии со всеми вытекающими последствиями, традициями, особенностями. Вы неминуемо встретитесь с красотами удивительного мира Меланезии. Формально жители пограничной территории, где находится королевство Тонга, является частью Полинезии. Хотя практически в регионе проживает большое количество меланезийцев. Культура и быт основывается на традициях Меланезии, включая внешний облик, манеру одеваться, говорить.
Уникальные резные изделия впечатляют, они повторяют орнаменты предметов, выполненных в духе меланезийских узоров. Хотя танцевальные ритмы в большей степени отличаются статичными движениями по сравнению с полинезийскими ритмичными движениями. Не стоит удивляться, что мужчины одеты в юбки, подобно представителям Фиджи. Коренное население характеризуется густой «растительностью» на лице в отличие от полинезийского жителя. Северная и центральная группа островов – места-фавориты у собственников парусников.
Хапа`И представляют собой яркое сочетание живописных береговых линеек. Тонганцы на этих побережьях живут сообща по сей день, формируясь в коммуны. Якорные стоянки малопригодны для укрытия от непогоды. В связи с этим важно сделать акцент на прогнозе погоды. Вавау, что на севере, послужат оберегом для парусника, спасая человека. При желании он может остаться хоть на год.
Залив Рефьюдж-Харбор – скромный порт, приветствующий заблудших моряков, изрядно притомившихся в пути и желающих поспать сутки-другие. Единственное пространство для парусника, чтобы остаться в целости в случае ураганного ветра. Лагуна обладает внушительными размерами, с легким намеком на ландшафт с фьордами, бусы-острова, протянувшиеся сказочной россыпью, относят к преимуществам Вавау. Функционирует аэропорт, откуда можно вылететь в любую точку планеты. При этом удивительно: самолеты летают ежедневно!
Интересно! Самое лучшее и красивое покрывало, тапа, можно купить на местной ярмарке. Покрывало рассчитано на любые случаи.
В объятьях южной «зимы» в водах этой территории господствуют киты-горбачи. Словом, для яхтсменов созданы максимально комфортные условия. Кстати, в этих участках можно встретить коллег с Фиджи и Таити. Среди особенностей Тонга нельзя забывать о тонкостях оформления на таможне. На границе таможенники очень серьезно проверяют документы, багаж, хотя власти довольно доброжелательно относятся к приезжим. Оформление производится на палубе яхты, не заходя в офис чиновника. На финишном этапе процедуры взимается положенный по закону сбор. Туристы оплачивают его в тонганской валюте. Стоп! Вот их где взять, эти деньги чужой страны? Проблема в том, что тонганские доллары нигде не распространены, помимо Тонга. При этом сходить на берег для обмена валюты у шкипера нет права. Как быть?
Выход найден: обратиться к соседям по стоянке, прошедшим процедуру проверки для одалживания маленького количества купюр. Соседи не откажут – это счастье. Вы тоже окажете помощь следующим в очереди.
Фиджи или Новая Зеландия: куда податься?
Дальнейший маршрут лежит или в Фиджи, или в Новую Зеландию – выбирает каждый самостоятельно. Причем сделать это важно, ведь в перспективе конец навигации в Южном Океане, в ноябре. С декабря до конца марта в силу вступят ураганы, «радуя» неожиданными «сюрпризами». Намереваетесь вернуться? Пора подумать, как сберечь паруса! Надо отплыть в Новую Зеландию или затаиться на Фиджи.
В первом способе достоинством выступает знакомство с великолепием чужой страны, возможность заработка денег. По новозеландским законам, нерезиденты вправе устроиться на временную работу в маринах, доках. Работа найдется специалистам любого направления. У яхтенника-кругосветника запас рабочих специальностей – проверенный постулат. Он владеет нюансами работы механика, фельдшера, может починить любую штуку, умеет быть радистом. Иной ситуации представить невозможно: шкипер рассчитывает на себя и только!
Дорога к новозеландским территориям пролегает сквозь рифы Минервы. На северном атолле паруса можно частенько увидеть. Он имеет почти шарообразную форму с удобным входом в лагуну на северо-западе. Риф, почти невидимый издалека, при отливе обнажает свои края по всему периметру. На побережье непризнанного государства яхтсмены в этом уголке мира завершают последнюю подготовку к посещению страны киви.
Второй способ – курс на Фиджи!
Государство в Океании – наиболее предпочтительный маршрут для любителей яхтенного путешествия. Владельцы яхт предпочитают остановиться тут и для этого есть причины. Путешествуя годами, они не пресыщаются тропическими островами. Они любят их, как родные места, потому не готовы окунуть борта судна в холодные судороги сороковых широт.
Потому они уверенно держат нос на Фиджи. В последнее время острова приглашают и встречают яхтсменов с большим удовольствием, предлагая безопасные стояночные участки на побережье, создавая улучшенные технические возможности. При этом персонал подтянулся до европейского уровня, приятно радуя качественным сервисом. Вновь открывающиеся марины дарят возможность неплохо подзаработать. Предусмотрели местные и наличие международного аэропорта. Кстати, отсюда можно спокойно улететь домой или в Новую Зеландию для исследования прекрасного уголка планеты на колесах, оставив в покое парусные полотна.
Единственный минус – ураганы, они непредсказуемы.
«Дружелюбие» островов Лау
В морском турне от Таити по направлению к Тонга особых сложностей в техническом плане не возникает. Наблюдается сия картина благодаря господству попутных ветров. Встречаются, конечно, природные препятствия в виде рифов, мелькающих кое-где отмелей, но главные трудности ждут команду впереди. Возникают они при переходе на Фиджи с Тонга, ведь предстоит познать характер Лау.
Маяков на островной части не предусмотрено. Отсюда вытекает проблема: ночной переход чреват опасностями. Яхтсменам природа предлагает два способа ее решения.
- Выгадать время для подхода к Лау поутру, минуя за день, пока брезжит солнце в небе.
- Обогнуть с южной стороны, пройдя по проливу между атоллами Матуку и Тотойей. Маяк установили почему-то только на Матуку, омываемый волнами моря Коро. Кстати, ближайшим материком является Австралия. Находясь во власти тропиков, остров подвержен негативному влиянию циклонов. Островная поверхность укрыта лесным зеленым сукном с традиционными зарослями тростника и пандануса.
Законодательство Фиджи запрещает остановки на поверхности внешних островов до прохождения таможенной и миграционной процедуры в Суве, г. Лаутоке и Савусаву, где можно оформить въезд. До этого момента все попытки остановиться на Лау признают нелегальными. Вожди, кстати, сообщают властям о прибытии яхт, останавливающихся без надлежащих документов. В былые времена шкиперы очень страдали, выплачивая огромные суммы штрафов. Рисковать больше никто не хочет кошельком, да и неразумно это.
Лау – место историческое, уникальное, ставшее родиной руководителей государства всех времен. Вожди оберегают уклад жизни, зародившийся более 300 лет назад. Представим следующую картину. К примеру, почти фантастический момент настал: яхтсмену удалось добиться разрешения на посещение Лау, хотя это очень сложно. Несмотря на небольшое расстояние до островов в сотню миль при движении по маршруту с запада на восток, придется столкнуться с дикими условиями. Выражается это в вынужденном ходе против течения, в постоянной борьбе с ветрами. Удалось добраться? Чудо! Однако причин для радости и бокалов шампанского пока мало. Атоллы этой группы не всегда обладают удобными проходами между рифами для причаливания. Не все вожди обрадуются появлению чужестранцев.
Более-менее дружелюбностью характеризуются атоллы Фулкана, Онкеа. По дороге вы сможете остановиться, двигаясь из Сувы. Сделать это удастся на Моала, Матуку, Тотойе.
Важно! В официальном прошении о визите в Лау надо обязательно указать эти места.
Не стоит игнорировать совет, взять с собой кава-кава. Порошок станет прекрасным подарком для вождей. Это измельченные перцовые кусты с легким дурманящим эффектом. Фиджийцы его разводят в воде, особенно любят употребить вожди. Жителям же лучше подарить бытовые предметы, они обрадуются несказанно. Хотя для территории Фиджи этот совет актуален в любой его точке. На рейде не забудьте навестить вождя, подарить ему презент. Он благословит на пребывание в этих водах. Искренние и доброжелательные чувства со стороны чужаков, понятное дело, приветствуются.
Как лучше разрешить дилемму: выбрать путь на Суву или предпочесть Савусаву?
Лодкам, прибывшим с восточной части, необходимо пройти процедуру проверки на границе в Суве, на островке Вити-Леву или предпочесть таможенников острова Вануа-Леву на Савусаву. К преимуществам первого метода относят возможность насладиться достопримечательностями города, сделать фотоснимки в диковинном населенном пункте, увезти с собой «чемодан» ярких воспоминаний. Удобнее тут запастись провизией. Сувениры, с любовью созданные мастерами-резчиками по дереву, Вы сможете привезти домой.
Музей истории Фиджи открывает радушно двери для туристов, погружая в секреты местной истории. Официально он открылся в 1929 г., хотя коллекцию предметов старины передал сэр Уильям Эллардайс еще в 1904 г. К слову, в стенах учреждения можно посмотреть старинные лодки с парусами и веслами, украшения из жемчуга, человеческих зубов, посуду. Удивляться некоторым экспонатам не приходиться: в древние времена процветал каннибализм. К музею ведет улочка под название Кокабау-роуд. Кроме воскресенья, музей открыт всю неделю.
Из недостатков, с которыми невольно встречается большинство яхтсменов, можно отметить следующие. Напротив яхт-клуба располагается тюремное заведение, причем наполненное. Хотя для Полинезии пустая тюрьма – дело обыденное. Впечатление так себе, если отдыхать и сталкиваться с видами на тюремное заведение. Не надо оставлять динги, подвесной двигатель на лодке без контроля – предметам «приделают ноги»! Доверие на 100% аборигенам грозит иногда негативными последствиями. Дно покрыто мусором, потому грунт откровенно грязный. Его покрывает слой металлолистов, железные ржавые цепи, обломки затонувших лодочек, словом, отходы жизнедеятельности и безответственности человека.
Вот почему долго стоять не получится. Сильные южные ветра поднимают волны на дыбы, пытаясь унести яхту, словно желая оставить путника на острове. Иногда лодку уносит. Яхты порой после штормов океан «выплевывает», изрядно потрепав в пучине. Неподалеку располагается русло реки, мусорный завод и крупный порт, негативно отражаясь на состоянии водного пространства.
Быстро решив дела, прикупив провизию и ознакомившись с местными культурными объектами практически в беглом темпе, лучше отчалить на запад к Вити-Леву подобру-поздорову. Некоторые яхтсмены выбирают курс на Кадаву.
В городке Вануа-Леву любителей яхтинга ждут запоминающиеся художества природы и ночлег в безопасной среде. К тому же, сервис вполне приличный. Находится земля в уютном окружении рифовых кораллов, формирующих бесконечно красивый ландшафт. Практически идиллия – встретить на покачивающемся паруснике закат. Под водой этого замечательного городка много дней провел в исследовании Жак-Ив-Кусто на «Калипсо». Теперь дайв-клубы активно продолжили его затею. Воды у берегов приобрели бурый оттенок из-за сетки горных речушек, ставших частью лагуны. Хотя недостатки найдутся тоже.
Сладостный привкус счастья Мамануки
Яхтсменам хочется скорее успеть все осмотреть из-за весьма ограниченного лимита времени, отведенного таможней. По этой причине экипажи заранее продумывают комфортные стоянки, подбирают местечки с впечатляющей палитрой пейзажей. Миграционная служба Фиджи не дает поблажек, давая только четыре месяца для наслаждения отпуском на островах. По завершению отведенного срока команда обязуется уехать восвояси. Покидая земли на яхте, не стоит рассчитывать на возвращение раньше полугода. Когда же яхту оставляют в Фиджи, тогда отсчет срока пребывания идет по новой.
Изумительные, загадочные фиджийские архипелаги – излюбленные потайные уголки для знатоков-яхтсменов, это Ясава с Маманукой. Они несравнимы в отношении Лау: для визита сюда не требуется получение разрешения. Предусмотрены остановки на якорях на Малоло-Лайлай, называемом иногда «островом плантаций», но глубина составляет аж 30 м, местами 20. В итоге небольшой яхте не удается встать на якорь. Тогда удобнее воспользоваться платными мурингами.
На берегах построена парочка отелей, работает музей и радиостанция. Даже для воздушного сообщения площадка имеется. Лодки швартуются обычно на две недели, команды в это время отдаются власти дайвинга и охоте под водой.
В отлив рифы оголяются, как бы открывая путь для прогулки по морскому дну, где легко обнаружить интересные редкие виды ракушек.
Атолл Мана – обладатель глубоководной лагуны, с узким проходом с четко оформленными буями. Не отыскать тут мурингов. При усилении ветра яхты встают далеко от рифов, выбирая двадцатиметровые глубины. Якорь за песчаное дно прекрасно закрепляется. В штиль вам удастся приблизиться к краю рифа, выбросив якорь на двухметровую глубину. Дно только слегка покрыто песочком. За прочную, казалось бы, рифовую породу якорь не зацепить, он соскользнет, как ни старайся.
Суда удерживаются на плаву благодаря цепи. Плохая погода представляет большой риск, ведь лодку уносит. На Мане есть деревня с крупным и единственным курортом, обслуживающим японцев. Вечерами устраивают развлекательные мероприятия, на них приглашают и членов яхтенных команд. За день легко обойти атолл. С холма открывается чудный вид на Вити-Леву. На побережье атолла виднеется церквушка, алтарь которой всматривается вдаль, вглядываясь в волны лагуны. Тишина, покой наполняют душу, вторя природной романтике.
На Фиджи минуты тянутся неспешно, неподвластно обычному ритму.
«Соперничают» по красоте и привлечению путешественников с архипелагом островки Ясава, разместившиеся в провинции МБА. Они открыты для парусников недавно. Поверхность их гористая, виднеется издали, маня завораживающей магией. Коралловые рифы не мешают подойти к береговой полосе. Бухт для «постоя» много со средней глубиной, рассчитаны на прием крупномерных яхт. Наиболее популярной считается стоянка у Черепашьего острова, что в Голубой Лагуне, которому посвящен культовый кинофильм. Войти сюда допускается с юга/с севера. Глубина комфортная, предусматривает бросание якоря небольшими лодками. От ветра лагуна защищена, даря возможность переждать небольшой шторм.
В близлежащем порту Лаутоки проходят таможню. До него 60 миль по направлению на запад, что займет около 2 суток в пути против ветра. Острова Ясава не хотят отпускать туристов, изобилуя красотами. Намереваясь провести зимовку в этих волнах, рекомендуется заглянуть в гости на о-ва Овалау, приехать в г. Левука, первую столицу Фиджи. Город хранит тайны исторических событий XIX века. Яхтсмены посещают коралловый риф Астролябия на Кадаву. В навигационном плане трудностей не появиться, в особенности при наличии опыта с Туамоту, узкими проливами и мелководьем. Обязательно надо знать время отливов/приливов.
А если заштормит?
Подошло время задуматься об укрытии во время штормовых предупреждений! Опытные путешественники предлагают остановиться в марине VudaPoint, что встречает гостей недалече от городка Нанди, это туристический кластер Фиджи. В этом месте гости размещаются в отелях от хостелов до пятизвездочных. Прилетают туристы и на самолетах в международный аэропорт здесь же. Марина находится вдалеке от самого города, хотя транспортное сообщение отлажено четко. На ее территории судам предложат починиться. Для однокорпусников предусмотрен подъемник.
Работает и арендованный кран для катамаранов. Марина представляет собой бассейн округлой формы, к кромке которой швартуются суперяхты. Фиксация лодок происходит на якорные цепи во время штормов. Пролив, он тут один, заваливают камнями в случае приближения урагана. Он соединяет марину с заливом. Улетая с Фиджи, команда знала, что впереди ее ожидает удивительное приключение через полгода по направлению к Новой Каледонии.