Без анализа прошлых соревнований, невозможно двигаться дальше. Вспоминая знаменитый гоночный парад парусников Tall Ships Regatta, стоит упомянуть, какие парусники считались лучшими в своем классе и почему.
Напомним, событие состоялось в честь Дня Победы в 2014 г., собрав участников на старте гонки в Варне, это на территории Болгарии. Затем яхтсменов встречали в Сочи, дальнейший их путь лежал в Румынию, в Констанцу. В качестве главного «затейщика» выступала Международная Парусная ассоциация. За спонсирование мероприятия взяла на себя ответственность компания «Совкомфлот». В тот период организаторы намеревались отметить 60-летие гонок тренировочных парусов.
Учебные парусники конструировали как средство, поддерживающее парусное судоходство. К сожалению любителей морских адреналиновых путешествий, этот сегмент постепенно исчезает с океанических просторов. Такие суда выступают с гуманной целью, объединяя народы, знакомя молодых людей с парусным спортом и являясь отличным тренингом для становления трудных подростков на «путь истинный».
Психологи считают, что морские плавания под парусами – реально эффективный инструмент в процессе воспитания.
По этой причине экипаж на 50% судах TSR состоит из молодых спортсменов, достигших возраста 15 до 25 лет. Хотя главным образом это касается основных соревнований серии Tall Ships. Напомним, увлекательная регата проводится в северо-восточной Европе и Атлантике. Когда речь идет о черноморской регате, возрастные требования не строгие.
Надо сказать, состязание ТСР не относится к классу чистых парусных гонок. В любой регате подразумевают наличие гоночной составляющей, но основным призом является Серебряный макет клипера Cutty Sark. Это почетная награда вручается участникам организаторами, отмечающим не только их победу. Жюри, кстати, строгое, состоит из нескольких судовых шкиперов, принимавших ранее участие в подобных гонках. Они оценивают состояние судов, скорость, подготовку курсантов.
Участники демонстрируют арсенал собственных умений, в определенных программах даже имидж участников выступает одним критериев оценки. В России приз учредили в 1974 г. Первым обладателем почетной награды стало судно «Крузенштерн», управляемое И. Шнейдером. Этот человек в тот период участвовал в регате впервые. С тех пор табличка с названием «Крузенштерн» остается постоянной, служит основанием для создания названий судов лауреатов.
Преимуществом гонок выступает продуманность мероприятий. На каждую яхту или парусник присылают пакет документов, в которых специальная техническая комиссия определяет величину гандикапа. Это значение рассчитывается по секретной формуле, известной только представителям комиссии. Участники формулы не знают, обид на так называемых «измерителей» опытности и мастерства, не держат. Тщетны попытки выявить эту формулу.
Какие классы участвуют в регате?
Начнем с лодок класса «А». В эту категорию входят парусники, оснащенные прямым парусным оборудованием. В список входят баркентины, бриги, корабли, бригантины. Относится водный транспорт, длина которого превышает 40 м.
К классу «B» специалисты причисляют суда, наделенные гафельным вооружением. Они имеют общую длину меньше 40 м. Это гафельные шлюпы, кечи, йолы.
Классу C принадлежат суда, оборудованные бермудским парусным вооружением. Это бермудские шлюпы, шхуны. В длину они меньше 40 м.
Наконец, четвертый класс «D» подразумевает парусники с бермудским вооружением со значением длины, достигающей 40 м.
Специалисты отмечают высокую конкуренцию между водным транспортом класса «A» и «D». Яркими представителями этих категорий являются лодки, выступающие под питерскими флагами и под названием «Мир» и «Акела».
Если брать во внимание черноморскую регату TSR, в ней участвует флот, превышающий 30 вымпелов. Девять из них принадлежат категории «А».
С уверенностью можно сказать, что соревнования в 2014-м вызывали яркие эмоциональные предвкушения у участников и зрителей задолго до события.
В том далеком году гонки между учебными парусниками проходили в России в третий раз. В ходе гонок организаторы намеревались построить дебютный маршрут к берегам Черного моря. К тому же, было принято решение немного изменить формат привычных гонок. Помимо коррекции маршрута, приняли решение рассмотреть возможности технического характера у парусных гигантов. В соревнованиях принимали участие яхта «Мир», участвовал легендарный «Седов», старина «Крузенштерн». Пригласили также экипаж «Надежды» проявить умения. Регата-2014 года отличилась значимым событием для трехмачтового парусника Mircea, отметившего в тот период 75-летие. Интересно, что этот парусник выступал от румынской стороны, где был назначен финиш соревнований. В качестве новичков флота представили пакистанский бриг Rah Naward. Это был дебют для лодки.
Вкус праздника и соревнований
Программа отличалась следованием старинным традициям, сформированных для демонстрации возможностей учебных парусников. Стартовый день программы предполагал открытие и проведение капитанского приема, спортивные состязания для членов команд.
Второй день для участников был не менее зрелищным. В ходе второго этапа мероприятия организаторы устраивали парад шкиперских команд, завершающийся награждением чемпионов прошлых гонок, логичным вручением спецпризов. Экипажи лодок шествовали ярко декорированной колонной, двигаясь по центральным улочкам городской инфраструктуры постепенно к центру для получения заслуженных призов. После вручения наград шкиперы с командами отправились на вечеринку. Последний день являлся наиболее фееричным, завершающимся концу дня красочным фейерверком.
Мероприятие продолжалось еще и на следующий день, когда выстраиваются парадным ордером корабли, покидающие порт. Жители города видят триумфальное поднятие вымпелов, слышат гудки тифонов и наслаждаются звуками туманного горна. Так завершается парад парусников. Парусникам разрешено открывать борта для приветствия посетителей. По этой причине жители и гости Сочи, Новороссийска могут подняться на борт, сделать селфи.
«Золотой» совет желающим – следить за расписанием.
Гоночная интрига продолжается соревнованиями между «сестринскими» яхтами «Надеждой» и «Миром». Кстати, между их появлением на свет разница в 2 года. За проектирование судов отвечает польская верфь. Эти суда редко встречаются в рамках одной акватории, по причине приписки «Мира» к Петербургу. «Надежда» же курсирует в восточных водах Владивостока. Особенно непредсказуемым был результат встречи баркентины «Бегущая по волнам» и болгарской лодки «Калиакра». Кстати, первая выступала под флагом Мальты, хотя фактически принадлежала российской компании.
С надеждой в будущее – правда о парусниках класса «А»
В регате принимали участие зарубежные и российские парусники категории «А», проявив мощные технические характеристики.
«Крузенштерн» и его особенности
Это четырехмачтовый учебній парусник, принадлежащий Комитету по Росрыболовству. Построен он был в 1920 г. на немецкой верфи, обладает длиной равной чуть более ста метров.
Конструкция представлена удобным барком, доставшимся как победный трофей Советскому Союзу по окончании Второй мировой. В то время его знали как «Падую». Лодку использовали преимущественно на транспортных линиях для реализации логистических задач между Южной Америкой и европейскими странами. К тому же, судно эксплуатировалось в качестве доставщика, еще его называли «Летающий Пи». Этот «летучий голландец» принимал участие в рамках «Зерновых гонок», маршрут которых лежал с австралийского на европейский континент. Сослужил он хорошую службу как исследовательский мореходный транспорт в океане после модернизации. Через 6 лет он уже стал учебным парусником, совершив к этому времени три кругосветных турне. Не единожды он представлял Советский Союз, затем Россию, в рамках международных соревнований, выставок. В порту города Сочи он простоял во время Олимпийских игр 2014. Этому паруснику принадлежит почетная победа в 2000 году.
Чем приглянулся «Седов» капитанам?
Барк представляет собой германское «детище», управлять которым могут до 220 человек. В качестве постоянного командного состава выступает сорок человек. Он также передан СССР согласно документам Потсдамской конференции. Изначально его миссия состояла в доставке грузов. Эксплуатировался как классический крупномасштабный коммерческий парусник. Но после войны приобрел статус учебной лодки. Дебютный учебный рейс состоялся в 50-е. в СССР, когда парус пережил капитальную пятилетнюю реконструкцию. При этом проектировщики сохранили оригинальные механизмы, рулевые компоненты. Преимуществом выступает уход инженеров от стереотипов, игнорирование суперсовременных систем автоматического управления. Помимо курсантов, судно приглашает туристов. «Седов» отмечен «Книгой рекордов Гиннеса». В кругосветку на нем опытная команда отправилась в 2012 году.
Парусник многократно участвовал в мировых регатах.
Заслуги фрегата «Мир»
Это судно принадлежит Академии имени адмирала Макарова в Питере. Парусник построен на польском заводе в 1987 г. Постоянным экипажем выступает 55 моряков. Выстроенный в Польше, проект осуществил задачи Советского Союза в начале восьмидесятых годов. Фрегат с внушительным парусным вооружением был признан сверхскоростным из коллекции современных парусников учебного плана. Официальное значение максимальной скорости, развитой фрегатом, составляет 21 узел. Он признается одним из самых удобных учебных кораблей, потому практически круглогодично находится в рейсах. Несмотря на недолгую судьбу, лодка прошла около 200 000 миль. Техническое оснащение позволило встать в ряд с самыми престижными суднами, выиграв трансатлантическую гонку в 90-х.
«Надежду» дарят польские архитекторы
Этот парусник также является трехмачтовой постройкой польских инженеров. Сконструировали лодку в качестве учебного парусника для СССР. Соприкоснувшись с морской гладью, борта отправились к Владивостоку, куда парус и приписали. В этой гавани он базируется по сей день. Несмотря на схожесть «Надежды» и «Мира», у второго имеется определенный набор технических хитростей, отличающих конструкцию. У «Надежды» нет высокоскоростных показателей. Максимальная скорость, которую развивал фрегат, составила 18 узлов. Хотя этот фактор не мешает проводить большую часть года на волнах.
Интересно! Корабль даже получил второе название «Университет под парусами». На нем обучается персонал лодок, курсирующих в акватории дальневосточных морей. Будущие шкиперы учатся управлять судном в Тихом и Индийском океане.
Примером возможностей «Надежды» служит кругосветное плавание-2013. Путешествие приурочили к дебютному плаванию вокруг света русскими моряками, выступавшими в команде с Крузенштерном. Участвовал фрегат в гонках Дальневосточного региона.
Почему «Бегущая по волнам» признана лучшей?
«Running on Waves» считается трехмачтовым учебным круизным судном, принадлежащим одноименной мальтийской компании. Произвели баркентину польские инженеры, оснастив длиной в 64 м. Управление осуществляется с помощью 19 моряков в качестве постоянного экипажа, максимально достигающего 60 человек при необходимости. Новейшие судна выстроены в 2011 году и предназначены для туристических целей, ориентированы для организации в турне и эксплуатируют как тренировочные. Инженеры задавались вопросом по созданию комфортных условий, которые возможно предусмотреть на борту крупного корабля в комбинировании с высокоманевренными техническими характеристиками. В результате получилась яхта с осадкой 3 м. Для удачной швартовки буксиры не понадобятся.
Основными эксплуатационными территориями, где курсирует корабль, является восточная часть Средиземноморья.
Предусмотренное для баркентины техническое оснащение включает приборы навигации, гидропривода и массу других инновационных ноу-хау, но лодка остается в категории парусников. Корабль отмечен отличными ходовыми качествами, умеет развивать скорость на приличном уровне с натяжкой парусных полотен до 18 узлов. Пока что модель участие в регатах не принимала.
За «Калиакрой» настоящее и будущее!
Судно представляет собой трехмачтовый парусник длиной в 52 м. Ширина лодки равна 8 м. В паруснике предусмотрено водоизмещение в 247 тонн. Все эти технические новинки разработал Зигмунд Хорень, талантливый, известный конструктор, выбравший в качестве точки для производства Польшу. Принадлежит баркентина морскому учебному центру, «прописана» в Болгарии. Экипажем выступает 15 мастеров, хотя штат допускает увеличение сотрудников до полсотни человек.
Спроектирована специальная конструкция по госзаказу министерства транспорта Болгарии. Инженеры предполагали строительство корабля для учебных практик и стажировки курсантов, принадлежащих торговому болгарскому флоту. Сейчас лодка используется в качестве круизного судна для туристов. Лодка приняла участие в парусной регате «Колумбус» в девяностые годы в Америке. Заслугой «Калиакры» является пересечение Атлантики, при этом на родину она привезла победу, заняв третье место в соревнованиях среди 143 «собратьев». По сей день баркентина выступает от Болгарии, представляя высокий уровень технической подготовки в рамках международных фестивалей, морских праздников.
Конструктивные тонкости «Mircea»
Трехмачтовый парусник достигает в длину 82 м. Ширина его составляет 12 м. Параметр водоизмещения равен 1820 тонн. Корабль, построенный в Гамбурге по заказу ВМС Румынии, проявил себя как удобный тренировочный комплекс. Управляет им экипаж до 50 человек или при необходимости 210 членов экипажа. Барк отличился дальними походами в европейские регионы, а также на африканский континент и на территорию Северной Америки. Это стало возможным после проведения реконструкции механизмов в 1966 г.
Персонал от «Royal Хелена» в восторге
Члены экипажа неоднократно отмечали высокие технические характеристики трехмачтовой баркентины, составляющей в длину 54 с небольшим метра. Площадь парусного полотна составляет 1 000 квадратных метров. Значение водоизмещения – 392 тонны. Приписан «Royal Helena» к Варне. На борту может находиться до 60 судоходцев. Архитекторы ставили цель: построить корабль для организации круизов, парусной практики. Однако транспортное средство мало задействовали для выработки профессионализма у моряков, хотя активно использовали на уровне международной программы «Sail Training». Фактически через год парусник спустили на воду после производства, когда его ватерлиния коснулась атлантических волн. Причем путешествие в Аргентину с успехом суперлодка выполнила в оба конца.
Сейчас используется летом в водах Мраморного, Черного и Средиземного морей.
Формула успеха брига «Rah Naward»
В отличие от «сородичей» этот двухмачтовый бриг, составивший в ширину 8 м, наделен внушительной длиной: почти 60 м! Конструктором является М. Виллоуби. Построили судно в Германии в 1997 году. Также было налажено производство на заводах Англии в 2001 году. Судовладельцами выступают пакистанские военно-морские службы. В 2009 году судно начала выпускать Болгария, хотя портом приписки считается город Карачи, размещенный на территории Пакистана.
Первоначально заказал его немецкий заказчик, позже передав строительные миссии английской компании «Принц Уильям». Возведение корабля базировалось на благородных целях: формирования сильного характера у подростков. Лодка успешно в 2005 г. выступила в рамках интернациональных соревнований между крупными кораблями. Однако из соревнований команде пришлось выбыть из-за некоторых сложностей.
Как оказалось впоследствии, SOS-сигналы с мимо проходящего траулера «Excelsior» капитан распорядился принять, дабы не дать проходящему гиганту затонуть.