Шторм – довольно частое погодное явление, не зависящее от сезона. Сильные ветра – постоянные спутники моряков, а поскольку в непогоду может пострадать яхта, то яхтсменам необходимо уметь защищать свое судно. Какие именно действия могут помочь в решении этой актуальной задачи?
Небрежность у причала
Сохранить себе здоровье и нервы, уберечь имущество, в том числе, и соседей по пирсу, можно только в случае ответственного отношения. Не стоит дожидаться того момента, когда штормовая погода начнет заявлять о себе. С сильным ветром, разгулявшимися волнами и грозовыми тучами сражаться уже сложно, а порой и бесполезно. Действовать сразу, как только станет известно о шторме, могут далеко не все, но заранее обезопасить себя вполне возможно. Однако, как показывает практика, многие судовладельцы этим пренебрегают. Достаточно только посмотреть на изношенные швартовы или концы, просто сброшенные на палубу. Нередко у пирса можно заметить яхты с парусами, которые бьются на ветру – даже у людей, далеких от управления яхтами, все это вызывает недоумение.
Самое печальное, что неправильная швартовка в шторм может нанести вред не только самой яхте, но и судам, стоящим рядом с ней. Тому есть множество наглядных примеров – стихия неуправляемая, мощная сила, бьющая по наиболее слабым местам. Поэтому к швартовке своей лодки нужно относиться добросовестно. Нелишне будет проконтролировать и яхты, стоящие по соседству – в случае небрежности можно и нужно предупреждать владельца об опасности и вероятных последствиях.
Можно также предупредить управляющего портом, если с хозяином лодки решить вопросы по каким-то причинам не удается.
Самостоятельных действий предпринимать не следует, поскольку в случае поломки яхты виноватых могут и не искать, потребовав денежную компенсацию с того, кого последним видели на яхте. Рисковать стоит только в случае бури, когда небрежность соседа совершенно очевидно может нанести значительный вред всем стоящим по соседству судам – в этом случае этикетом можно и пренебречь, ликвидировав все возможные недочеты на проблемной яхте.
Надежная швартовка – очень важный момент. Яхта не должна сходить со своего места даже при самом сильном ветре. Поэтому от старых тросов и изношенных шкотов следует отказаться, они с большой вероятностью могут подвести в любой миг. Можно сравнить это с управлением заведомо неисправным автомобилем – «авось пронесет» может не сработать именно сегодня: неэластичные шкоты не способствуют смягчению рывков, а потасканный трос способен лопнуть в самый неподходящий момент. Стоит ли так рисковать?
В случае сомнений всегда можно посоветоваться с управляющим портом. Во многих гаванях на Карибских островах, например, шкоты не применяют в принципе – просто «закрепляют» яхту у берега, в мелком песочке.
Правила грамотной швартовки
- Не стоит забывать, что, швартуясь у пирса, нужно использовать как можно больше концов. С помощью дополнительных тросов можно значительно облегчить нагрузку основных швартовых – например, завязав шпринг между двумя лодками на утке. Также штормовая погода, зачастую, не позволяет отрегулировать из лодки концы, находящиеся на пирсе, по длине, однако это можно сделать и с причала.
- По месту и типу стоянки можно получить понимание, где должны располагаться швартовые концы и как именно они должны крепиться в каждом конкретном случае. Следует учитывать и погодные условия со всеми ближайшими их изменениями.
- В случае швартовки на сваях нужно избегать скольжения кормового швартова по свае – необходимо делать петлю так, чтобы узел с коротким концом сверху не сползал вниз.
- Если необходимо пришвартоваться вдоль причала, то нужно помнить три правила. Первое – перемещаться яхте не дают шпринги на носу и корме яхты. Второе – амортизаторами служат швартовы на носу и корме, облегчающие работу шпрингам. Третье – при помощи дополнительных концов лодку удерживают от возможных вращений.
- Длина яхты больше, чем у разделительного бона, поэтому затормозить ее, швартуясь в этом месте, можно при помощи носового и центрального шпрингов. С поперечным натяжением можно справиться при помощи дополнительных концов, протянутых к соседу и на берег.
- В боксе швартуются стандартно – при помощи кормовых и носовых швартовых. Избежать разворачивания кормы можно при помощи перекрещенных кормовых концов. Слишком короткий бокс предполагает использование кормовых шпрингов.
Швартуясь на якоре, используют те же приемы, что и в боксе: основная нагрузка – на кормовых шпрингах, а с поперечным смещением справляются при помощи кормовых швартовых. Последние обязательно нужно перекрещивать, иначе судно будет «болтать» по сторонам.
Швартовы – правила ухода
- Регулярно используемые швартовые концы постепенно изнашиваются, и если о них не позаботиться, то они выйдут из строя довольно быстро. Поэтому стоит защитить наиболее уязвимые места при помощи специальных кожаных наборов. Вместо кожи может быть использован любой прочный материал, даже пластмассовый шланг. Отрезается кусок нужного размера и крепится к тросу при помощи изоленты. Дополнительными тросами пользуются, как правило, только при шторме, поэтому здесь можно немного сэкономить на дорогой защите, воспользовавшись подручными средствами.
- С острыми краями причалов хорошо справляются пластиковые бутылки, также можно оплести трос. На крайний случай, можно прибегнуть к временной обмотке при помощи обрывка любой ткани – это, конечно, не панацея, но в безвыходных ситуациях помогает.
- Стоит избегать использования серег. Серьга для заведения швартового конца хороша только в случае маневров, наличие швартовного амортизатора еще больше усугубляет ситуацию. Но вообще при фиксации с серьгами концам свойственно быстро перетираться – что на рыме, что на кнехте.
- Если возникнет необходимость в швартовном амортизаторе, лучше, если он будет резиновый, однако наличие стальной пружины – тоже неплохо. Амортизатор предназначен для снижения мощнейших нагрузок во время шторма – при его адекватной работе, как правило, не рвутся швартовы, а яхте не грозят механические повреждения.
- Если есть опасения, что креплений на пирсе недостаточно, или они не слишком надежны, то можно воспользоваться дополнительным тросом, зафиксировав его, например, на несущей части пирса. Не стоит считать надежными старые деревянные кнехты.
- При швартовке следует учитывать и вероятность сцепления оснастки судов, стоящих рядом друг с другом. Ведь при сильном волнении крен и раскачка могут быть основательными. Поэтому состоянию такелажа необходимо уделять пристальное внимание, иначе можно не только повредить обе лодки, но и остаться без мачты.
- Необходимо помнить – чем шире корма, и чем ближе лодка к палам, тем лучше перекрещенные швартовы на корме. Яхта при этом меньше болтается по сторонам, но с большей силой раскачивается.
При выборе расстояния до соседних лодок это нужно учитывать.
Особенности различных швартовок
Разумеется, даже при небольшом волнении лучше пришвартоваться к пирсу не носом, а кормой (на муринг или якорь). Располагаясь параллельно причалу, можно ненужные трудности – ведь при параллельной швартовке яхта ограничена в свободе движения.
Тесная гавань подразумевает, что первая с края лодка первой же и будет сорвана в шторм с места. Поэтому лучше найти место в защищенной бухте или у специального буя.
По возможности следует воспользоваться двумя мурингами. Нужно метра на четыре отойти от пирса, закрепить конец муринга, отработать мотором назад и задать кормовой швартов – это необходимо для натяжения конца муринга. Также желательно провести дополнительные концы на лодки по соседству.
По надежности специальный буй не уступает якорю, особенно в непогоду, и особенно тот, который расположен на глубине. Нужно швартоваться при помощи троса, защищенного от износа, или якорной цепи, для которой не страшно сильное трение. Протяжка дополнительного троса добавит надежности.
Забрасывая якорь, необходимо убедиться в том, что он качественно зацепился за дно. При необходимости нужно повторять забрасывание, пока результат не будет удовлетворительным. Кроме того, в гавани лодку следует оттянуть от пирса на пару метров, а в бухте – второй якорь завести против ветра. У него должен быть более длинный трос – расположение обоих якорных концов должно напоминать букву V. Это снимает нагрузку с первого якоря, а также уменьшает диаметр циркуляции.
Без царапин
Прежде всего, находясь возле бона, стоит пониже опустить кранцы. Отрезок якорной цепи на тросе привязывается к низу кранца и пропускается со стороны кормы под корпусом, после чего надежно фиксируется.
Впрочем, вблизи свай или неровной стенки от обычного кранца толку мало, поэтому лучше всего соорудить дополнительную защиту из кранцев и деревянной доски.
Также может помочь связка кранцев – увеличивается расстояние до различных объектов, и улучшается амортизация.
Мелочи, спасающие от потерь
- Лодка и находящиеся с ней рядом суда могут пострадать при шторме из-за незакрепленного оборудования. Поэтому необходимо максимально вычистить палубу.
- Заниматься в штормовую погоду зарядкой бортового аккумулятора – плохая идея. Об этом следует позаботиться заранее – тогда и в надежности техники сомнений не будет, и вероятность растянуться в спешке на палубе из-за берегового кабеля сведется к нулю.
- Руль следует основательно зафиксировать. В этом поможет система блокировки, или же хорошая затяжка болтов у штурвального вала. Такие действия необходимы для придания стабильности перу руля, иначе при раскачке оно может сломаться.
- Надувную лодку лучше сдуть, свернуть, упаковать и спрятать в защищенном месте на берегу. В случае необходимости заведения дополнительных тросов лодка всегда будет в ближайшем доступе.
- Все мелкие вещи необходимо убрать — летающие во время шторма по каюте книги, игры, посуда – малоприятное зрелище, к тому же опасное. Швабрам, щеткам, запасным веревкам, ручкам от лебедок и прочему оборудованию должно быть свое место, где эти предметы надежно закреплены. В рундуках ничего не должно биться о стенки. Помните, что пришвартованная яхта может раскачиваться сильнее, чем в море.
- Во избежание болтанки над кокпитом гика его необходимо закрепить – в этом поможет дополнительная оттяжка, она распределит нагрузку гика-шкота между двумя точками. В шторм яхта может наполниться водой не сверху, а сбоку, если оставить хотя бы щели в люках и иллюминаторах. Поэтому нужно проверить их герметичность. В случае необходимости снаружи можно оклеить старые люки.
- В случае срыва лодки носовой якорь становится тараном, поэтому его лучше убирать. Вытащить обратно его можно после шторма или в случае перехода более защищенное место.
- Если устройство штурвала не предусматривает штатную блокировку, то и его, и румпель нужно прикрепить концом к рулевой колонке (или к лебедке).
- Все клапаны перекрываются – если этого не сделать, то сильный крен откроет доступ воды в лодку. Также следует подготовить заглушки для ликвидации возможной течи.
На тот случай, если стоять в порту будет опасно, необходимо заранее продумать возможное перемещение в более спокойное место. Нелишне изучить карты, и зафиксировать координаты.
Способы повысить обтекаемость судна
- На швартовы оказывается большая нагрузка, поскольку ветер очень сильно давит на поверхность судна. Чтобы яхта и оборудование были защищены, палубу необходимо очистить от всего лишнего.
- Чем выше скорость ветра, тем выше рост аэродинамического сопротивления. Не стоит уповать на слабость бриза в районе порта – наличие на корме спасательных жилетов или тентов на релинге станет причиной значительного сопротивления. Исходя из этого, рекомендуется переместить в трюм все, что будет мешать обтекаемости.
- Самое разумное – снять стаксель перед штормом и спрятать в трюм. Но если это по каким-то причинам невозможно сделать, нужно максимально плотно закрутить его, надежно обмотав дополнительно шкотом генуи. Можно сверху прихватить его коротким концом за шкотовый угол. Нельзя, чтобы во время шторма стаксель хоть чуть-чуть открылся – из-за сильного биения на ветру он наверняка порвется.
- Проводка лэзи-джека должна быть притянута к мачте, в том числе, и для защиты паруса. Чтобы парус не бился на ветру, необходимо обтянуть его несколько раз длинной веревкой. Также можно обтянуть и простой грот. Грот, имеющий закрутку в мачте, следует подстраховать при помощи дополнительного конца.
- Бимини нужно сразу убрать, а спрейхуд откинуть и закрепить, а еще лучше – снять и убрать. Щели, которые он обычно прикрывает, необходимо закрыть.
Напоследок проведите еще один внимательный осмотр рундуков и отсеков, а также люка в каюту – все должно быть тщательно закрыто.
И нелишне будет напомнить – море ошибок не прощает. Лучше казаться чрезмерно осторожным, но сохранить имущество и нервы себе и своим соседям по причалу. Внимательность не бывает лишней, особенно в преддверии шторма.