В индустрии суперяхт наблюдается ускоренный рост, так почему же роль европейских верфей снижается? Это уместный вопрос, учитывая недавние заголовки о трудностях, с которыми столкнулись некоторые хорошо зарекомендовавшие себя верфи.
Много лет назад, когда я имел дело с требовательным проектом, я нашёл эту цитату Джона Раскина особенно актуальной, и она до сих пор очень верна: «Неразумно платить слишком много, но ещё хуже платить слишком мало. Когда вы платите слишком много, вы теряете немного денег — вот и всё. Когда вы платите слишком мало, вы иногда теряете всё».
Владелец, вступающий в новый проект строительства верфи, должен с самого начала быть хорошо представлен опытной командой, чтобы охватить все аспекты, включая технические, юридические, финансовые, проектирование, право собственности, а не только те стороны, которые сосредоточены на достижении продажи.
Один из самых фундаментальных вопросов, которые должны задать и владелец, и верфь, заключается в том, являются ли цена и сроки реалистичными и достижимыми. Если ответ отрицательный, то не следует принуждать владельца к подписанию контракта. На этом этапе очень важно уделять больше времени оценке, согласованию и обеспечению условий, приемлемых для всех сторон. Эти основы проекта очень трудно исправить после заключения контракта. Если решить их с самого начала, проект столкнётся с меньшими трудностями для обеих сторон на протяжении всего процесса сборки.
Также крайне важно уделить должное внимание тому, как будут управляться изменения, а не просто указывать механизм и предоставлять образец формы в контракте. Определение того, какие изменения будут разрешены в какое время и как они будут рассчитываться, позволит избежать многих потенциальных конфликтов на более позднем этапе. Изменения часто оказывают скрытое воздействие, которое верфи может быть трудно оценить количественно на начальном этапе.
Яхтенная индустрия может пострадать от культуры «да», и хотя мы все должны сыграть свою роль в воплощении идей и видения владельца в реальность, мы также должны быть прагматичными в отношении того, чего можно достичь. Требование нереалистичных стандартов для некоторых элементов и внесение существенных изменений в график позже — ключевые проблемы, которых команда владельца должна избегать. Предъявляя чрезмерные требования к верфи, можно поставить под угрозу не только проект, но и верфь.
Верфь с самого начала несёт ответственность за установление реалистичных бюджетов. Если они всегда пытаются увеличить доход за счёт стоимости изменений, это расстроит команду владельца и приведёт к конфликту. Верфь также должна гарантировать, что она поставляет то, что ожидается и чётко определено контрактом и спецификацией. Например, такие термины, как «модель X или эквивалент», следует использовать с осторожностью, чтобы не стать предлогом для верфи предоставить то, что они сочтут нужным. Ссылка на неопределённые стандарты верфи или эталонное судно, которое никогда не может быть проверено в деталях, является ещё одной спорной областью, где владелец часто может чувствовать, что он получает меньше, чем он заплатил.
Должная осмотрительность со стороны владельца по-прежнему имеет основополагающее значение, и всегда разумно придерживаться позиции «покупатель, будь осторожен», особенно сейчас. Несмотря на то, что публикуются достаточно достоверные данные, никогда не следует полагаться исключительно на них при принятии решений, поскольку всё может измениться, и каждый проект уникален. Для любого индивидуального проекта владелец должен заказать независимый отчёт о предлагаемых верфях, чтобы оценить их сильные и слабые стороны, а также их общую пригодность для рассматриваемого проекта.
Было слишком много случаев, когда владельцам приходилось финансировать (и даже доходить до покупки) верфей, чтобы обеспечить завершение своего проекта. Проекты нужно сопоставлять с подходящими верфями, а не выбирать только по лучшей цене. Независимый взгляд всегда бесценен в этом процессе выбора.
При оценке верфи необходимо внимательно смотреть на финансы и на вопрос «Прибылен ли проект яхты?». Также важно определить, какими финансовыми резервами располагает верфь и как повлияет на проект невыплата платежей. Сколько делается собственными силами, а сколько на субподряде? Традиционно верфи выполняли многие работы собственными силами, тогда как в наши дни всё чаще привлекаются специализированные субподрядчики.
Инженерное проектирование является важной областью, и оно должно быть в достаточной степени разработано до подписания контракта на индивидуальный проект. Всё чаще эта разработка дизайна также передаётся субподрядчикам, и если верфь использует нового подрядчика, более вероятно, что возникнут трудности с получением производственной информации. В конечном счёте, большее количество интерфейсов требует больше времени и усилий с точки зрения управления проектами, а верфь должна быть обеспечена соответствующими ресурсами.
В заключение, владелец должен убедиться, что он провёл должную осмотрительность на верфи, что конструкция и спецификация чётко определены, а также он может продолжать работу без каких-либо существенных изменений до поставки. Верфь должна быть уверена в реализации прибыльного проекта в оговоренные сроки. С этими фундаментальными критериями, установленными обеими сторонами, шансы на успешный исход значительно выше.