6 июня, во второй день полуфинала Кубка Америки, катамаран новозеландской команды Emirates Team New Zealand перевернулся еще на пре-старте. Это случилось в последней гонке дня между новозеландцами и британцами из Land Rover BAR.

Яхтсмены и специалисты озвучивают разные причины произошедшей аварии. Некоторые полагают, что парус-крыло поймал слишком много ветра. Другие винят зону струи турбулентности от соперников, в которую попали фойлы катамарана новозеландцев.

Энди Клотон — главный технический директор Land Rover BAR в интервью назвал свою версию произошедшего инцидента. На данный момент он является ведущим экспертом регаты. Сам Клотон – морской архитектор, занимал должность главного инженера-исследователя в Саутгемптонском университете. Кроме того, он был координатором проекта для команды Emirates Team New Zealand. А также для британской команды Team Origin, когда она участвовала в 33-ей и 34-ой регате Кубка Америки.

Итак, катамаран новозеландцев слишком высоко поднялся на фойлах и внезапно опрокинулся через нос. Энди Клотон считает, что это произошло из-за нетрадиционной конструкции катамарана этой команды. В этом году Emirates Team New Zealand лебедки с ручным приводом заменили на ножной, т.е. паруса поднимают и опускают «велосипедисты» усилием ног. С технической точки зрения ножной привод более эффективный, т.к. позволяет провести операцию с парусами быстрее при меньших усилиях. Но в таком случае управляет швертами не рулевой, как в стандартном катамаране, а один из членов команды на «велосипеде». По словам Клотона переворот вызвало секундное недопонимание между капитаном и этим членом экипажа.

Лебедки с ножным приводом не использовались в America’s Cup с 1960-го года. Рискнет ли кто-то применять и дальше после случая с Emirates Team New Zealand, покажет жизнь.