В этом году состоятся соревнования, где самые сильные команды мира на самых быстрых парусных судах будут бороться за самый старый трофей в международном спорте. Давайте на них остановимся более подробно.

Кубок Америки (America’s Cup ) является одним из самых престижнейших гонок мира. И этот статус дан не за просто так. Но чтобы понять почему, нужно окунуться в далёкую историю.

Как это было

Настоящая регата признана самым старым соревнованием в мире. Основанная ещё в 1851 году она почти на полвека старше Кубка Англии по футболу и даже на два десятилетия старше современных Олимпийских игр. Правда, первоначально трофей (посеребрённый кубок без донышка), что передаётся победителю, был призом в английских регатах вокруг острова Уайт между судами флота Королевской яхтенной эскадры и специально приглашёнными для этого яхтами.

Но в августе 1851 года за кубок решили побороться и представители США. Нью-йоркский яхт-клуб выставил на соревнование шхуну «Америка», которая не просто оставила позади конкурентов, а опередила их на целых двадцать минут. Поэтому на вопрос королевы, наблюдавшей соревнование, кто же идёт вторым, ей ответили «Второго просто нет…».

Таким образом, кубок перешёл яхт-клубу Нью-Йорка на целый век (а точнее 132 года). Англичане неоднократно пытались отвоевать его, но совершенно безрезультатно. Американцы умело отстаивали право им владеть.

Впрочем, в 1983 году австралийская команда на яхте «Australia II» сумела завоевать этот приз. Правда, только до следующего сезона, когда «Stars and Stripes ’87» снова вернула кубок в Соединённые Штаты.

В конце концов, гонки Кубка Америки стали одними из самых зрелищных событий в мировом спорте.

Как это происходит

Правила гонки весьма занимательны. На самом деле в ней будут участвовать только две команды — Защитник (defender), завоевавший кубок в прошлом соревновании, и Претендент (challenger), бросивший вызов победителю. При этом Защитник имеет право выбирать место проведения гонок и класс яхт, на которых это действо будет проходить.

Но со временем стало объявляться куда как больше претендентов на главный приз, желающих бросить вызов победителю. Поэтому было решено ввести квалификационные соревнования Louis Vuitton Cup. Именно там определяется самый достойный для основной гонки.

Битва инноваций

Однако победа в гонке одним только мастерством яхтсменов не гарантирована. Это стало ясно в самой первой регате, когда яхта «Америка» завоевала английский на тот момент кубок.

Дело в том, что данное судно конструктивно сильно отличалось от своих конкурентов, будучи длинной, остроносой и намного более плоской шхуной. Именно инновационные на тот момент технические решения стали одним из основных факторов победы.

Это и оказалось толчком к технологическому скачку в яхтенном спорте. Хотя и не везде. Многие соревнования так и остаются на уровне классических, а иногда даже «винтажных», форм и технологий. Такому часто способствуют особые варианты подсчёта результатов гонки в зависимости от различных габаритных и технических особенностей яхт-участниц, в частности кандикап. В результате в гонке могут участвовать лодки различного класса, а победителем может стать даже яхта, финишировавшая далеко не первой.

А вот Кубок Америки ближе по своему формату к Формуле 1. Здесь перед соревнованием устанавливается Защитником класс яхт, на которых суждено соревноваться. Затем будущие противники оговаривают все нюансы и технические ограничения конструкций лодок и регламента соревнований, оставляя при этом определённое поле возможностей. И вот в рамках данного поля начинается настоящая битва инженерной мысли, где конструктора и даже учёные стараются выжать всё возможное для победы.

И это даёт свои плоды. Так австралийская яхта «Australia II», сумевшая в 1983 году впервые отбить кубок у США, была выполнена из инновационного тогда материала кевлара и обеспечена необычным килем с крыльями.

Да и американцы до этого и после не скупились на инженерные команды и новейшие технологии. Именно в этой регате родился обратный транец, корпус из углепластика и знаменитая «кофемолка» (лебёдка для выбирания шкот).

Однако сейчас борьба конструкторов приобретает ключевую роль. Лодки становятся верхом технического прогресса с применением высоких технологий. Взять хотя бы последние издания гонки, когда начали применять катамараны, способные разгоняться до скорости, превышающей скорость ветра в два раза. Причём, подводные крылья, использованные в конструкции лодок в последних изданиях, фактически полностью поднимают катамараны из воды так, что они кажутся нереалистично парящими над водной гладью.

Да и к нынешнему изданию будущие участники готовятся основательно. Так в конструкции яхты «Рита» команды Land Rover BAR предусмотрено 190 различных сенсоров. А катамаран «17» команды Oracle Team USA способен разгоняться до 100 км/час.

Поэтому соревнования ожидаются очень напряжёнными и интересными.

Так, когда же?

А произойдёт всё это действо в конце весны — начале лета. С 26 мая пройдут квалификационные гонки Louis Vuitton Cup, где и определится главный Претендент. Тогда как с 17 июня начнётся главное событие, по окончанию которого мы узнает нового обладателя Кубка.

Пройдёт это действо на Бермудских островах и будет приправлено интересными мероприятиями и концертными программами. Так что просмотр гонок можно совместить с отличным отдыхом.

Кстати, об отдыхе. Если вы возжелаете последить за процессом гонки Кубка Америки с борта шикарной яхты, то вы всегда сможете арендовать или даже купить самую подходящую у нас. Загляните в наш Каталог. Там есть много интересных вариантов, в зависимости от цены и ваших требований к комфорту.