Все рабочие места претендуют на то, чтобы стремиться к эффективности. Индустрия суперяхт ничем не отличается. Но в какой момент мы останавливаемся и говорим: «Подождите, всё отлично, зачем что-то менять?». Поскольку мы стремимся к эффективности, а итоговая линия владельца требует эквивалентности береговым операциям, мы можем загнать себя в угол, хотя и с самыми лучшими намерениями.
Я участвовал в увлекательной дискуссии, в ходе которой был задан сложный вопрос: «Должно ли судно владеть собственными данными?». Поскольку потоки данных продолжают течь, а возможности подключения суперяхт становятся повсеместными, цифровой клон не за горами. По пути есть много аналоговых дроссельных заслонок, некоторые из которых традиционные, например, возможно, избыточный вахтенный журнал. Другие являются стратегическими, например, интеллектуальная собственность проектировщика или накопленные знания главного инженера. Но если мы достигнем оптимизированного всеобщего внедрения цифровых технологий, чьи рабочие места могут оказаться под угрозой?
Всем нам нужны данные. Под нами я имею в виду буквально всех. Но в нашей отрасли есть огромные группы людей, которые существуют исключительно как привратники этих данных и охраняют их распространение так, как будто от этого зависит их работа – потому что так оно и есть.
В дискуссиях вокруг автоматизации и дигитализации экипаж часто рассматривается как первый жертвенный агнец на алтаре эффективности, что неверно. Искусственный интеллект (ИИ) для навигации будет экономить топливо, удерживая яхту на оптимальном курсе и обеспечивая работу двигателей на пике производительности, но экипаж на суперяхте всё равно должен присутствовать.
Я рискну сказать, что ИИ, способный предугадать капризы сложного гостя чартерной яхты и понять, когда нужно переступить границы местных правил, чтобы организовать путешествие, настолько далёк, что это не подлежит обсуждению. Когда ИИ будет работать на уровне, способном справиться со сложностями динамичного чартера, у нас, как у биологического вида, будет гораздо больше забот, чем вопросы комплектования экипажа.
Революция в области цифровизации, искусственного интеллекта и автоматизации больше угрожает занятости на берегу. И эта угроза упорно надвигается. Даже консервативные прогнозы нависают над многими традиционными профессиями. Конечно, контраргумент состоит в том, что рынок труда переключится на роли, поддерживающие данные, которые являются движущей силой цифровой революции, и индустрия суперяхт, несомненно, последует этому примеру.
Потеря накопленных знаний при перемещении экипажа между яхтами или при смене судна управляющей компанией часто отмечается как камень преткновения в работе судна. Точно так же, когда судно меняет государство флага или входит в период работы верфи после новой постройки на переоборудованном предприятии, не являющемся партнёром, это может привести к так называемым горам бумажной работы. Я предполагаю, что в настоящее время наша отрасль живёт и упивается деталями и неэффективностью.
Цифровой и потенциально открытый поток данных – это река, по которой мы, возможно, плывём, но мы должны оценить, что это может означать. В тонкой и эффективной отрасли может оказаться немного меньше берегового персонала, поднявшего отрасль до той высокой планки, которую она достигла. Я надеюсь, что распространение цифровых технологий поднимет нас ещё выше. Тем не менее мы являемся специализированной отраслью, которая процветает на оригинальности и часто требует определённого уровня неэффективности, накопления данных, бессмысленных вычислений и ночных откровений. И, возможно, нам следует быть благодарными за наши несовершенства, когда мы смотрим, как они ускользают в прошлое.