Обладатели знаменитого Кубка «Америки» наотрез отказываются проводить соревнование на своей Родине – Новой Зеландии. В связи с чем новозеландский экипаж Emirates Team New Zealand скорее всего не примет участие в очередной борьбе за пресловутый трофей.
Директор команды Грант Далтон сказал, что с его стороны может иметь место апелляционная жалоба в Комитет по рассмотрению таких жалоб. Появилось мнение, что это козни американских яхтсменов, которые всеми силами желают вернуть себе Кубок. В прошлой раз американцем почти удалось это сделать, но удача была на стороне новозеландской команды Team Oracle, которая является действующим обладателем Кубка. Активность американцев в этом вопросе напоминает мышиную возню. Понятно одно, что без участие новозеландцев в предстоящем соревновании, Кубок не будет столь привлекательным, по крайней мере для болельщиков, которые с интересом следят за противостоянием американских и новозеландских яхтсменов.
Поражения и победы
Когда новозеландская команда впервые включилась в борьбу за Кубок, почти тридцать лет назад, то многие почитатели гонок сочли это рискованной затеей и даже дерзостью со стороны новозеландских яхтсменов. До этого, неоднократно вызов американцам бросали австралийские яхтсмены. Хотя эти попытки не увенчались успехом. Лишь в 1983 году австралийский предприниматель Алан Бонд смог отвоевать у Америки их заветную награду. Тогда команда Australia II обошла американских яхтсменов благодаря инновационной лодке, у которой киль был с крылом. Эта победа австралийцев стала предметом дискуссий и споров в то время. Триумф соседей вдохновил новозеландцев на участие в соревнование. Они часто называют себя киви, сравнивая с птицей, постоянно живущей на острове. Они заявят миру о своих огромных амбициях, несмотря на то, живут в маленькой стране. Ведь они ничуть не хуже других яхтсменов.
Тогда в сфере яхтинга небольшой страны было много талантливых людей, в их числе был дизайнер Брюс Фарр, чья смелость и фантазия поражала многих. Дело было за малым – найти средства для участия в гонке. Денег на участие в соревновании требовалось много, поэтому многие яхтсмены считали соревнование несбыточной мечтой. Спустя время им стал помогать новозеландский банкир Майкл Фэй, который заработал деньги на бесконтрольности финансовых рынков. Многие тогда сравнивали сложившуюся ситуацию с библейским сюжетом, когда Давид сражался против Голиафа. Новозеландские яхтсмены приняли участие в соревнование в 1987 году, которое проводилось в западно-австралийской акватории.
Они были для всех неизвестной командой, о которой никто и ничего не знал.
Правилами того времени было запрещено строить лодки для участия в соревновании из таких материалов как кевлар или углеволокно. Для строительства корпусов запрещалось использовать любой материал, который легче алюминия. Эпатажный дизайнер Фарр нашел выход из положения. При строительстве судна он использовал стекловолокно. Многие дизайнеры в то время отнеслись со скептицизмом к такому неординарному решению.
Когда судно было построено, то все поняли, что оно одна из самых лучших, имеющихся в мире. На корме красовалась надпись Kiwi Magic. Экипаж начал тренироваться в акватории, чтобы подготовиться к соревнованием. Кроме того, необходимо было определить кто будет шкипером на судне, было несколько кандидатов на это место: два яхтсмена, которые показали отличный результат в соревновании Louis Vuitton. Банкир, спонсировавший новозеландскую команду, настоял на том, чтобы шкипером был Крис Диксон.
Прекрасное судно
Крис Диксон был очень доволен судном, которым он управлял. Превосходными были скоростные и маневренные качества яхты KZ 7. Судно очень быстро набирало нужную скорость и хорошо реагировало на команды, другие яхты на фоне инновационной KZ 7 казались медлительными лодками прошлого времени. Новозеландцы творили чудеса на воде благодаря судну, опередившим свое время. Проектировщики из других стран, глядя на это думали о том, что они что-то упустили, конструируя парусники для участия в Кубке. Они были правы в том, что отстали от новозеландских конструкторов. А борьба шла не только на воде, но и на земле. Шкипер, проигравший предыдущую гонку, Деннис Коннер был озлоблен на австралийцев. Его выгнали из яхт-клуба New York Yacht Club, который был самым престижным американским клубом. Он желал отыграться, чтобы доказать, что он достоин Кубка.
Коннер отказался от участия во всех соревнования, чтобы направить все свои силы на подготовку и участие в гонках за Кубок. Он уговорил небольшой неизвестный американский клуб подать заявку на участие от Америки, уехал на Гавайи вместе с командой, чтобы тренироваться. В этой части океана большая волна и хороший ветер, место самое подходящее для тренировок. Другие участники тренировались во Фримантле там, где должны были проходить гонки, а Коннер удалился ото всех, чтобы никто не видел тренировок его команды. Поэтому никто не знал для каких условий была построена лодка американцев под названием «Доктор Фримантл» в честь послеобеденного ветра, который добавляет скорости судам. Рассчитывать на свое судно и мастерство Коннер не стал, по возвращении во Фримантл он сразу составил претензию в Организационный комитет насчет правомерности участия новозеландцев на «пластмассовой», как он выразился, лодке.
Коннер был удивлен, когда он получил ответ в котором говорилось о том, что новозеландское судно KZ-7 имеет все необходимые документы, в том числе и сертификат Ллойда. Судно полностью соответствовало требованиям, предъявляемым к лодкам-участникам соревнования Кубок «Америки». Спустя пару недель в австралийской акватории началась регата Louis Vuitton Cup. Участникам, предстояло выяснить, кто будет составит конкуренцию австралийцам в финальной гонке. Узнав, что лидируют новозеландские яхтсмены, Коннер устроил встречу с журналистами, на которой сказал, что 78 двенадцатиметровых лодок были построены из алюминия, если новозеландские яхтсмены не собирались мошенничать, то зачем было строить судно из другого материала. Этим своим высказыванием Коннер нанес оскорбление новозеландцам.
Хотя яхтсмены ничего не ответили, они затаили обиду, но продолжили соревноваться.
Расстановка сил
Новозеландское судно Kiwi Magic к началу гонки за Кубок уже имело в своей копилке девять побед, без единого поражения. Американский шкипер Коннер к этому времени потерпел поражение от Нью-Йоркских яхтсменов, которые до этого проиграли новозеландцам. Осенью два конкурентных экипажа боролись в рамках соревнования Louis Vuitton Cup. Тогда остро был поставлен вопрос о дисквалификации новозеландских яхтсменов по причине того, что их судно построено из стекловолокна, а следовательно остальные участники качественно уступают инновационной яхте.
Многие представители яхтенных клубов на встречу по поводу дисквалификации не явились и вопрос должны были решать присутствующие, в числе которых были представители пяти американских яхт-клубов. Тайное голосование, в котором участвовало восемь клубов, решило судьбу Kiwi Magic. Большинство проголосовало против дисквалификации. Экипаж Коннера в полуфинале Louis Vuitton Cup боролся с Нью-Йоркскими яхтсменами и победил с незначительным отрывом. Новозеландцы конкурировали с французами и победили со счетом 4:0.
Невзирая на склонность Денниса Коннера к интригам, он был одним из лучших шкиперов в мире: множество побед в различных гонках. Уверенности добавляла прекрасно сконструированная лодка и дружный коллектив яхтсменов. Бороться ему предстояло с молодой новозеландской командой, которая впервые принимала участие в подобном соревновании: высокого уровня и огромного масштаба. Невзирая на все тридцать семь побед новозеландцев, в финале экипаж Криса Диксона уступил команде Денниса Коннера. Опыт и мастерство взяли верх над дерзостью и бесстрашием. Американцы реабилитировались за проигрыш трехлетней давности австралийскому экипажу Kookaburra III. Двадцатипятилетний капитан Диксон на поражение своей команды сказал, что опыт 13-ти лет одержал победу над опытом 13-ти месяцев.
Триумф молодой новозеландской команды опьянил банкира Майкла Фэя, который являлся спонсором команды. Хотя головокружение от успехов произошло не только у него, но и у всего сообщества яхтсменов страны. Киви так и не забыли жесткое высказывание шкипера Коннера на пресс-конференции, и были готовы к новым схваткам в акватории с американским экипажем. Но, те не спешили называть дату следующей гонки. Неосведомленный в тонкостях соревнования спонсор команды понятия не имел, что по правилам дату проведения соревнования выбирает не команда-обладатель Кубка, а претенденты на трофей. Обладателю Кубка дается девять месяцев на согласование места проведения соревнования и подготовку к нему. Такая прекрасная новость явилась весьма кстати спонсору новозеландцев.
Дарственный акт
Более полтора века назад Джон Стивенс, который был совладельцем судна «Америка», победившим в первом соревновании составил правила проведения данного соревнования в дарственном акте. Кубок был передан Нью-Йоркскому клубу яхтсменов. Документ, состоящий из нескольких страниц гласил, что данный трофей должен быть переходящим, а соревнования проходить в формате матчевых гонок, где соревнуются несколько экипажей: один из которых претендент, а второй – защитник Кубка.
Правила позволяли любым яхтсменам из любой страны требовать проведения соревнования с тем, чтобы отвоевать Кубок у действующего обладателя.
Правилами также было разрешено участвовать на любом парусном судне, которое соответствует определенным требованиям: не больше трехсот тонн водоизмещение, парусник обязательно должен быть построен в стране, которую он представляет. Правила прописывали размер лодки, которая допускалась к участию: 44 фута, но не более 90 для одномачтовых, многомачтовые – от 80-ти до 115-ти футов.
Соревнование должно проходить в три этапа на маршруте, который отмечен в акватории. Причем два этапа проводятся по прямой линии, а третий в виде треугольника. Первые этапы составляют двадцать миль в длину, а третий – тридцать девять. Спонсор новозеландской команды решил замахнуться на судно длиной в 90 футов, для этого он отправился в Штаты, где в это время находился известный дизайнер Брюс Фарр.
Три дня они вели переговоры о концепции нового парусника, договариваясь и обсуждая детали конструкции нового судна, которое будет участвовать в Кубке «Америки». В Сан-Диего, куда банкир приехал после встречи с Фарром, он встретился с местным командором Фредом Фраем. Их встреча не задалась с самого начала, потому что банкир рассказал о своем намерении устроить соревнование больших лодок. Он рассказал яхтсмену о том, что для новозеландской команды будет построено судно большего размера, чем те лодки, которые обычно участвуют в гонке за Кубок.
Командор удивился, но решив, что это шутка, не воспринял слова Фэя всерьез, но когда тот сказал, что парусник будет 90 футов в длину, Фреду Фраю стало не до шуток. Командор понял, что дело серьезное и новозеландцы намерены отвоевать трофей у американцев. Вернувшись на Родину, новозеландский банкир огласил свое намерение устроить гонку, где будут участвовать гигантские парусники. Прошло немного времени и австралийские и английские клубы заявили, что принимают вызов Фэя по поводу огромных яхт. Молчал только командор Фрай, видимо обдумывал сказанное банкиром. Новозеландский яхтенный клуб отправил американцам, обладателям заветного трофея запрос на участие в соревновании. Это случилось в конце лета 1987 года. Спустя несколько дней пришел отказ в проведении соревнования. После чего банкир подал в Нью-Йоркский Верховный суд.
Рассмотрев дело, суд вынес решение в пользу новозеландских яхтсменов, так как в правилах гонке не было никаких ограничений по поводу участия отдельных стран.
Состав экипажа
В то самое время, когда Фэй отвоевывал право на участие в регате, состав команды изменился. Проявивший свое мастерство в предыдущих соревнованиях Диксон был исключен из команды, а ему на смену пришел Дэвид Барнс. Яхтсмены отказались давать объяснения по поводу отстранения своего шкипера, но многие понимали, что это из-за несговорчивого характера яхтсмена. Экипажу нового шкипера предстояло управлять гигантской яхтой.
Размером она походила на Ranger – победителя одного из соревнований за Кубок «Америки». Новое судно было построено из композитных материалов, поэтому разница в весе и пропорциях была в пользу вновь построенной лодки. Общая длина судна составляла сто двадцать футов, а длина по ватерлинии 90 футов, высота мачты составляла полторы сотни футов. Площадь парусов на мачте 626 кв.м. Свое название «Авианосец» лодка получила за огромные размеры и просторную палубу, но некоторые называли ее иначе. Судно должно было принять на борт сорок человек, таков был состав новозеландской команды, которая бросила вызов американцам.
Могли ли американцы ответить тем же? Ведь необходимо было достойно принять вызов и победить, чтобы заветный Кубок остался на Родной земле. Они не стали соревноваться с новозеландцами в величине судно, а выбрали иной путь: вначале 1988 года начали строить обычный катамаран и не один. На всякий случай было начато строительство сразу двух парусников-катамаранов. Один парусник был оснащен парусами-крыльями, сшитых из грубой ткани, а другой традиционными парусами, сшитыми из синтетической ткани. Для соревнования был выбран катамаран с парусами-крыльями. Когда катамараны проектировались, то учитывались несильные калифорнийские ветры.
Коннер привлек к работе над парусниками лучших конструкторов и дизайнеров мастеров в деле строительства многокорпусных лодок.
Парус-крыло проектировал Джон Ронз, тот самый, который придумал крылья и пропеллер для самолета Voyager, на котором он совершил кругосветку без дозаправки топлива. Он разработал уникальный парус для катамарана. Их спустили на воду и американская команда со шкипером Коннером начала тренировки. Они тренировались в любую погоду, даже в самый порывистый и сильный ветер. Именно это и стало причиной многочисленных поломок конструкций. Американцы рассчитывали на более высокую скорость при самом сильных ветрах, которые традиционны для Сан-Диего. Делались прогнозы о том, на сколько американские яхтсмены опередят своих новозеландских соперников – около двух часов. Именно с таким преимуществом команда Коннера должна была прибыть на финиш.
И снова суд…
Раньше было несколько дополнений к Deed of Gift: парусники должны добираться до места проведения соревнования самостоятельно, но их отменили, а правило, связанное со временем проведения соревнования немного подкорректировали. Дело в том, что акт дарения разрешает участвовать в гонке только однокорпусным судам, а американцы построили катамаран. Новозеландцы возмутились, что американцы жульничают, ведь по правилам можно гоняться только на однокорпусных парусниках.
И опять Фэй подал в Нью-Йоркский суд. Однако, в этот раз судебная инстанция приняла сторону соотечественников и указала Фэю на то, что он поспешил обратиться в суд, так как до самого старта защитники имеют право не разглашать сведения о своем судне. Наверное, уже тогда банкиру стоило отказаться от участия в соревновании и начать судиться с американцами, доказывая свою правоту, но не таков он был. Фэй решил рискнуть, побороться за Кубок.
В начале осени корабли вышли на старт: парусник-катамаран Stars and Stripes и однокорпусник новозеландцев KZ-1. Их сопровождали полсотни лодок береговой охраны, несколько дирижаблей и вертолетов. По причине слабого ветра, Барнс списал на берег большую часть своей команды, а Коннер же наоборот увеличил численность своего экипажа. Новозеландцы уже на старте легли в бейдевинд. Судно Коннера шло сзади, как бы присматриваясь к маршруту. Американский шкипер не хотел рисковать крылом судна, которое было уникально, он намеренно не набирал скорость.
Таким образом, спустя два с половиной часа американское судно обогнуло марку и обошло своего соперника на девять минут. Иногда корпус катамарана взлетал на водой, в такие моменты, он делал резкий рывок. Новозеландцы в большинстве своем находились на наветренном борту для откренки, так как крен лодки был около двадцати градусов. В конце концов Stars and Stripes пришел на финиш почти на 20 минут раньше KZ-1. В этой гонке катамаран развивал скорость равную восьми узлам, а новозеландский парусник – 7,73 немного не дотягивая до восьми узлов.
Следующая гонка
Соревнование на треугольной дистанции проходило при слабом ветре, который дул с запада, а после того, как лодки прошли знак, потоки ветра стали сильнее. Лавируя, команды устроили настоящую парусную дуэль. Слишком частые повороты снижали скорость катамарана, но несмотря на это около знака команда Коннера была первой. Американцы опередили соперников почти на десять минут. После чего Коннер увеличил этот отрыв за счет того, что парусник Барнса замедлял ход, шкипер понимал, что проигрывал. Следующий знак экипаж Коннера прошел еще быстрее, увеличив разрыв между соперниками на 12 минут. В итоге гонка закончилась с разрывом в двадцать минут. Невзирая на то, что соревнование было омрачено судебными тяжбами и на то, что американские яхтсмены показали, что поведение шкипера может быть не спортивным, Кубок получил новый толчок к развития. Традиционные 12-метровые лодки уходили в прошлое, сменяли их парусники нового поколения. Хотя, новозеландская команда совсем была этому не рада, так же как и их спонсор банкир Фэй.
После окончания этой гонки, киви начали подготовку к следующему соревнованию, они желали во что бы это не стало отвоевать заветный трофей у американцев. Соревнование 1992 года окончилось неудачей для новозеландцев. После этого банкир Фэй был отстранен от этого проекта, а год спустя создан новый экипаж Team New Zealand для победы над американцами.
Появилась команда благодаря известному новозеландскому яхтсмену Питеру Блейку, который материально поддержал проект по подготовке к гонкам и яхтенный клуб. Наряду с этой командой подготовку к соревнованию начал еще один новозеландский экипаж Tag Heuer Challenge, где шкипером был Крис Диксон. Даже в наши дни соревнование 1995 года ассоциируется с тем, что тогда все болельщики, по примеру Блейка, покупали носки красного цвета одного бренда, оказывая материальную поддержку команде.
Именно в том самом году в моду вошли укороченные штаны. Мода появилась в связи с носками, так их лучше было видно.
Парусники для гонок
Лодки для команд были сконструированы знаменитым Тимом Гарри, их построили на судоверфи в Окленде McMullen & Wing Yard. Экипаж Блейка должен был сражаться на NZL 32, которая впоследствии была переименована в Black Magic. Рулевым был выбран Рассел Кутс, который являлся Олимпийским чемпионом. Это было прекрасное решение при выборе шкипера, поскольку Кутс принимал участие в сотни соревнований на воде, долгое время занимая лидирующие позиции в рейтинге ISAF, это был опытный яхтсмен, настоящий профессионал своего дела. Судно для гонок было построено и это был великолепный парусник, невзирая на то, что он не отличался инновациями. Это обычный, ничем не примечательный парусник, но он был идеален для гонок. Другое судно было тоже без новшеств и излишеств. Экипажи «Мэджиков» тренировались, соревнуясь друг с другом, чтобы довести до совершенства технику, испытать оборудование, которым были оснащены лодки.
Они применили уникальную тактику во время соревнования, пуская по очереди парусники в дело и отборочный тур прошел великолепно для новозеландцев: проиграна была только одна гонка из 43-х. Это было наказанием для других участников регаты. В этом соревновании приняло участие семь команд из пяти стран. Экипаж Коннера переживал не лучшие времена из-за поломки. В первой гонке финала из строя вышло электронное оборудование, а последний этап ознаменовался тем, что команде пришлось попросить лодку у другого американского экипажа и эта новая лодка оказалась не такой быстрой, как привычная для Коннера Black Magic.
На чужом судне яхтсмены уступили соперникам две минуты, это было в завершающий день соревнований, а в другие дни отрыв от соперников был еще больше.
Когда Black Magic прибыла на финиш, то новозеландский спортивный комментатор не удержался и сказал, что отныне трофей следует именовать Кубком Новой Зеландии. Новозеландские яхтсмены одержали победу и заполучили заветный трофей. Таким образом, Кубок во второй раз покинул свою Родину. Так бывает… Киви праздновали победу, в стране был праздник.
Команда прибыла в Окленд с долгожданным призом. Яхтсменам устроили фееричную встречу на которой присутствовало триста человек. Яхтсмен Блейк благодарил всех, кто поддерживал экипаж финансово и морально. Победа опьяняла и давала чувство эйфории, позволяя забыть о повседневных заботах, от которых было никуда не дется. Однако, шкипер Кутс даже не думал утешаться этой победой, начав тренировки по защите кубка. Ведь следующее соревнование было впереди, американцы обязательно заявят о своем намерении отвоевать Кубок и вернуть трофей на Родину.
Опять гонка
Кутс собирал новых яхтсменов в свою команду. Если верить очевидцам тех дней, его команда провела огромную и очень объемную работу: испытания, тесты, точные расчеты в деле судостроительства. Вряд ли в наши дни кто-то способен так тщательно готовиться к соревнованиям. Тридцатая гонка за пресловутый трофей проходила недалеко от Окленда. В этом соревновании принимали участие 12 парусников из семи государств. Направление ветра в этих краях зависит от островов с вулканами, расположенных с южной стороны.
Когда проходило соревнование, то ветер был слабый. Гонка началась в сентябре 1999 года, провели ее в три этапа, чтобы смогли принять участие и побороться между собой. Для американцев, которые соревновались на лодке Young America, эта гонка стала трагической, так как их судно ударилось килем о скалистый островок, в результате чуть не треснул корпус парусника. Экипаж эвакуировали спасатели, которые доставали людей из воды. После потерпели неудачу японцы, у которых поломалась мачта. Так, эти команды выбыли из соревнования.
Зимой 2000 года в акваторию вышла Prada Challenge, вступив в соревнование за клуб Luna Rosa, а также NZL-60 под управлением Кутса. Команды должны были побороться и определить владельца Кубка. Превосходство киви было бесспорным, как и прежде им было достаточно пяти поединков для того, чтобы все оценили их мастерство и превосходство. Они сумели отстоять Кубок, не допустить, чтобы он покинул новозеландскую землю. Кроме американцев это не удавалось никому.
Принципиальным считают американские и новозеландские яхтсмены отстаивать Кубок и право сражаться за него. Пожалуй, соревнование стало дуэлью этих двух держав. Последние четыре соревнования новозеландцы в обязательном порядке принимают участие в гонке за заветный трофей. Прав владелец американской команды Oracle Team, говоря, что современные участники этих гонок очень похожи на участников «Формулы-1». Главное – бренды, техническое оснащение парусников и национальность. Хотя во время глобализации имеет ли она какое-либо значение?
Например, в соревновании 2013 года американский экипаж состоял из семи новозеландцев и только одного американца!
Подобное мнение можно было бы признать безапелляционным и неоспоримым, но директора Emirates Team New Zealand на этот счет имеют свое мнение и оно кардинально расходится с мнением американца. Инвестиции нужны всем и приставка «Emirates» не очень важна в данном случае. Радеют они за то, чтобы соревнование проходило в дружеском формате, как когда-то давно. Ведь, англичане придумав это соревнование не задумывали его как дуэль между странами.
К слову сказать и в новозеландских экипажах присутствуют яхтсмены иных национальностей.
Если дела так обстоят, то может не следует превращать регату в жесткое соперничество и относиться к ней проще. Трудно сказать кто станет следующим обладателем этого пресловутого трофея. Отдадут ли новозеландцы Кубок или он опять останется на острове и на самом деле будет переименован, так как киви не единожды становились обладателем этого приза. Они заслуживают этот трофей, ведь в этом государстве яхтинг среди спортивных дисциплин находится на первом месте. Эта благодатная земля дала миру много выдающихся яхтсменов, настоящих профессионалов.