В Девоне и Корнуолле яхтам спокойно. Эти побережья считаются самыми красивыми в Англии. Для понимания того, как удачно сложились природные обстоятельства для англичан-яхтсменов, стоит посмотреть на город Фой, расположившийся на побережье Корнуолла.
Как встречает город туристов?
Температура воздуха в 12 градусов и 9-балльные ветра – не редкость в этих краях. При этом погода не жалеет «снарядов» дождя, бьющих по лицу. Два яхтсмена прекрасно себя чувствуют, одевшись в шорты и вьетнамки. Почему? Секрет в закаливании, что стало традицией этих мест. Местное население практически не знает, что такое непромокаемый плащ.
Даже домики сложно сравнивать с хорошо изолированным от климатической нагрузки жильем. Погода в Англии даже не заслуживает внимания жителей, и они давно перестали надеяться на нее. Многих яхтсменов настораживает следующий момент: узкие улочки Старого городка повергают в ступор, ведь туристы не могут понять, куда идти. В итоге местные быстро понимают, что вставший в таком ступоре человек посреди улицы – приезжий. Но юная леди участливо подошла к Андреасу Фритчу, чья лодка пришвартовалась тут, поинтересовавшись о возможности помочь. Яхтсмены удивились, ведь леди появилась буквально из ниоткуда!
Горожанка поведала, что работает в магазинчике рядышком. Увидев растерянных туристов, она вызвалась помочь, поспешив на улицу. Фритч сообщил, что ищет место для ночлега, прибыв из дальних странствий. Девушка велела ориентироваться на надпись «Fowey Gallants»: тропинка ведет вниз по улице, где всегда ожидают туристов.
Гостеприимство
Радушие местных – не удивительное явление, а характерная традиция для этого края.
Интересный факт! Так думали яхтсмены до той поры, пока не очутились под заветной вывеской, гласящей, что тут ждут моряков. Вывеска красовалась на стареньком здании у пристани. Нужно было сначала сделать отметку в гостевой книге перед входом в здание. После этого дверца отворилась, в лицо хлынул теплый воздух британского дома. Яхтсмены увидели огромные бочки, наполненные элем, разноцветные бутылки, выложенные в батареи и кучки местных жителей, зашедших в поисках тепла, присев за стойками. Мгновенно к морякам подступили люди, забросавшие их расспросами о погоде, о месте расположения их родины и яхте.
Не успев очухаться, шкиперы почувствовали, как толпа вовлекла их незаметно в самую гущу событий. Яхтсмены раскрыли карты сразу про двух немецких новичков, которые попали в Англию случайно, благодаря фанату Корнуолла. Так называет себя сам Фритч, отдавший жизни в Англии 6 лет. Он уже освоился на территории местных вод и считал, что погодные условия тут лучше, чем в Германии, на севере, с ее дождями и унылой картиной. Андреас решил, что в шортах и футболке ему здесь будет комфортнее. Фритч также заверял, что холмы, уникальный ландшафт английского Корнуэлла обязательно вызовет умиление. Особенно он полюбил чудные речные устья, поместья, стоявшие отдельно, словно из кинофильма «Гарри Поттер».
В первый день чартерного путешествия возник ливень. Второй день прошел в скачке из Фалмута в Фойе в порывистый ветер под серой сталью моря и свинцом облачной дымки. Теперь моряки встретились с настоящим штормом.
Выслушав рассказ, Ник, собеседник с буксира из порта, сказал, что ребята правильно высадились в Фойе. По его мнению, городок – уникальный, интересный, самобытный. Мужчина назвал порт «пьяной мариной для яхтсменов». После Ник, возражая самому себе, с гордостью показывал фантастические виды на бухту с террасы. Он сказал, что в бухте местные гоняются на деревянных судах местного производства.
Любопытно! С начала 60-х годов люди устраивают соревнования на швертботах (18 футов), которые называются «тройсами». Лодки обладают интересным характером и подходят под современные требования монотипов в одном лодочном классе.
К тому же, суда терпят ужасные нагрузки от тяжелых парусов. При сильном шторме нельзя зевать со шкотами, иначе швертбот затонет гарантированно.
Как располагается Фой?
За городом открывается чудесный задний фон: речные рукава, в которых прямо из ила торчат затонувшие суда. Добавляет изюминку палитра готических храмов, прикорнувших мирно на побережье, и деревушки, окруженные густыми лесными чащобами. По словам Ника, в этом городе особым образом раскрывается рассвет, погруженный в романтичный шлейф туманной мглы, расстилающейся над поверхностью воды, обнимая цветастые домишки, построенные прямо у воды.
«Красота, которой нигде не встретить», – повторялся Ник, и, вне сомнений, собеседник-англичанин оказался прав. Юго-западная часть Англии, действительно, завораживает, протянувшись от мыса Лизард (западная часть) до Дартмута или Бриксема. Затем в восточном направлении тянется «Английская Ривьера» с бесконечными живописными картинами, пляжами. До этих мест побережье выглядит, словно в сказке, с высокими берегами. В них врезаются романтичные бухточки, за которыми прячутся речные устья. Заходы в эти места усеяны холмами, покрытые дубровником и бархатом лесов.
Херфол, Дарт, Йеалм, а также уже упомянутый Фой – практически идеально защищены от штормов. Тут удобно заниматься парусным делом, даже если Атлантика рвет и мечет.
Межустьевые местечки облюбовал народ, выстроив жилища. Деревушки выросли до городов Плимут и Фалмут. Стоит ли удивляться, что этот райончик слывет фаворитом у любителей парусников. Также его любят лондонские богачи, которые любят отдыхать тут летом.
Где встать на швартовку?
Стоянки для парусников размещены на буйках. Однако существуют понтоны, начинающиеся прямо у бережка. Гости оставили чартерную лодку на понтоне, отправившись в город. Только непогода слишком рьяно вступила в права, мотивировав яхтсменов подумать о судне. Ветер налетел, и Фритч с коллегами пошли на метеостанцию, где работал Крис Моррис. Этот человек трудился метеорологом, рассказав, что самым сильным ветром считается в этих местах 53 узла. Новость потрясла шкиперов. Экс-матрос работает в сотрудничестве с National Coastwatch. Сервис не относится к спасательным предприятиям. В его задачи входит контроль работы береговой службы, спасателей при необходимости.
В этой службе Моррис наблюдает за яхтсменами, прибывающими в края. Служивый не отрывается от подзорной трубы, разговаривая с пришлыми гостями. С этой точки он спокойно читает название бортов, проходящих мимо, и записывает в журнал.
Оказывается, так работает любая береговая служба, в чьи обязанности входит контроль движения судов. Так трудится Моррис и сегодня, несмотря на альтернативу – радары. Мимо идут больше рыболовецкие суда, чем коммерческие. При этом большой пласт работы лежит на плечах сотрудников метеостанции, когда светит солнышко и на воде штиль!
Жуткая история произошла в 2015 г., когда два капитана решили перейти реку в устье с целью добраться до мыса напротив. Им предстояло преодолеть 2 км. Вода тогда нагрелась до 16 градусов. Моррис вызвал юнг, те спустили на воду спасательную шлюпку и добрались до горе-яхтсменов. Те уже были синие от холода, но еще живые, барахтаясь в воде. Имея один биопрен, разве можно выжить! «Биопреном» он назвал собственный жир людей. В то время как надо было иметь гидрокостюмы из неопрена.
Большая часть пловцов надевает гидрокостюмы. Яхтсмены же напрочь забыли об этом. По статистике, третья часть шкиперов вспоминает об экипировке вовремя, помнит о важности наличия на борту спасательных жилетов. Пора было отправляться на лодку, ветер усилился, вселяя в душе сильное беспокойство. Слава богу, лодка на месте, можно выдохнуть! Лишь порывы ветра гуляют в такелажных снастях.
Погода не выпускает!
Яхтсмены поняли, что слишком долго пробыли на пирсе, вызвав подозрение у начальника марины. Он поинтересовался, не нужна ли парням помощь. Тогда яхтсмены наспех попытались ему рассказать о планах, словно ища совета. Их целью была старинная усадьба близ Лангидрока, Плимут. Начальник сообщил, что тоже поедет на вокзал, и вскоре яхтсмены были доставлены на место. Автомашина двигалась по узеньким улочкам, залитым дождем. Узость трасс не позволяла двум встречным машинам нормально разъехаться. Одна машина должна пройти обратный путь, чтобы уступить дорогу навстречу идущему транспорту. Водитель, слушая рассказы моряков, вызвался доставить их прямо до пункта назначения. Жители готовы помочь, и это невероятно радует.
Матросы добрались до старой усадьбы, где жил в XVIII веке британский лорд. Собственник слыл богатым, пристроив ж/д вокзал прямо к дому. Внутреннее убранство не выглядит музейным: интерьер напоминает жилое пространство, которым вовсю пользуются и сегодня. Это ощущается по стопке бумаг, положенных на стол, накрытым к обеду столам. Огромная кухня производит грандиозное впечатление. На кухне можно увидеть способы готовки еды в Старой Англии. Это реальный квантовый скачок во времени.
Интересно! Такие поместья рассыпаются вдоль всего берега, и к ним удается подплывать на лодках. К примеру, на реке Дарт расположился домик Агаты Кристи. Тут же можно отыскать парк Лорда Глендургана. Повсюду у таких гаваней можно бросить швартовы.
Парусное путешествие тут роскошное! На третий день разразился шторм в 8 баллов с запада, от Салкомба, с Дартмута, а в этих местах так хотелось побывать…Что делать? Лавировка на 35 миль на фрахтовой яхте, да с дурно сшитыми парусами погубит матросов. Против моря с таким характером ветра не попрешь. Пришлось искать альтернативу, выехав в старую крепость на реке Дарт. Крепостное сооружение служило препятствием для входа в реку из-за пушек (была еще и цепь). Красочным украшением служили домики на входе в речушку. Фритч высказал идею, чтобы двигаться выше, где река формирует разлив. В этом месте, наполненном уютом и тишиной, собираются яхтсмены по вечерам, потягивая Гиннес под хорошую рыбную закусочку. Дети приходят сюда рыбачить с мостиков, насаживая на крючок бекон. При этом дети и взрослые абсолютно счастливы, погруженные в полное умиротворение.
Поют птицы, рассевшись на деревцах, словно солдаты охраняющих разлив. Замечательный, шикарный уголок! Яхтсмены обожают эти места, которые смотрятся, словно сюжеты из рекламных видеороликов. Синоптики тем временем совсем уничтожили надежду на поход под парусами в заданном направлении. Шторм обещал смениться штормовым ветром, и надежды фактически не осталось. Пойти на восток было не реально, да еще в лавировке на 60 миль для возвращения чартерной лодки на базу. Но проводить третьи сутки в гавани…
Спонтанное путешествие в Солком
Британец Майк Гриббинс в эту пору своевременно прислал сообщение по телефону, порекомендовав поехать в Солком. В среду там должна была состояться гонка на иолах. Ура, наконец-то, радостное событие! Небо, словно тоже прочло сообщение, решило «порадовать» ливнем, щедро окатывая яхтсменов и их лодку. Окрестные холмы скрылись за ливневой пеленой. О готических церквях можно было только вспоминать, и местность обрела картины, напоминающие сюжеты из культовой ленты «Властелин колец».
У людей состоятельных намного выше возможности. Они приезжают сюда в приобретенные ими дома и остаются на ночлег, сколько понадобится. Но цены на объекты баснословные. Город Солком напоминал шкатулку с кладом. Практически нереально высокие пальмы горделиво обрамляли береговую каемку благодаря теплому Гольфстриму. Выйдя на основную улицу, яхтсмены наткнулись на Художественную галерею. В витрине ее красовался снимок иола, погрузившегося в романтичность солнечных лучей посреди синего неба. Краски врезались в душу, маня и тревожа сердце. Таким и предстал Солком с солнцем, с блеском старых корпусов лодочек.
В галерее моряки поинтересовались о фото яхты на витрине. Сотрудница ответила, что это снимок супруга и пообещала спросить у родственника подробности. Через пару минут перед моряками предстал фотомастер Ник Филбидж. Фотограф явно обрадовался, что кому-то стала интересна его работа. Оказалось, что иолы принадлежали рыбакам. Эти конструкции вызывают восхищение благодаря своей продуманности, легкому управлению.
Двухмачтовое судно обладает преимуществом: за счет мачт лодка прекрасно держит баланс. С парусом вполне справляется один моряк. Осматривая галерею, яхтсмены ждали, пока Ник свяжется с командором яхтенного клуба. В итоге удалось найти последнего в этой местности строителя таких лодок. Яхтсмены пошли в яхт-клуб с красивым зданием, откуда открывается великолепная картина пейзажей устья реки.
Вначале моряков пригласили на гонку, которая стартовала позже обычного. Затем клуб посетил Майк Аттфильд, владелец судостроительной фирмы. Этот человек мог рассказать о местных иолах абсолютно все. По его словам, судно на снимке отметило 80 лет. Иолу забросили до 80-х годов, пока потомки собственника не нашли мастеров, оценив состояние лодки и спроектировав реставрационные работы. Судно обрело легкий вес и динамику.
Яхтсмены-гости тоже интересовались иолами и их продажей. Но Майка оскорбил такой вопрос, и он отрицательно покачал головой.
Эти иолы не могут покидать место создания! Лодки принадлежат родине, где ими гордятся люди, не собираясь делать на них бизнес.
До старта оставались считанные часы, постепенно в клуб прибывали люди. Экипажи пили пиво, следуя на борта, постепенно окутанные туманной дымкой. Фантастическое радушие, праздник и отличное настроение царили в этот день.
Матросы вернулись на яхту, готовясь к финишу и возвращению на базу. Но хоть один день хотелось провести в нормальном пути. Видимо, небо услышало молитвы, выдав хорошую погоду. Последние шаги маршрута дались легко, и Фритч надел майку и шорты! Таким должен был оказаться весь путь по плану моряка. Впервые за 6 лет он столкнулся с непогодой.
Лайфхаки по организации морских походов
Фалмут, Дартмут и обратно – весь путь занимает 150 миль. Лучше зафрахтовать лодку на 14 дней, потому как ветер и погодные условия абсолютно непредсказуемые.
Интересные факты о Фалмуте
Этот город примечателен для яхтсменов, которые посещают Морской музей. Самым подходящим местечком для швартовки считается длинным причал для гостевых лодок перед Пенденнис (верфь). Важно запланировать денек для исследования речки Фой. Можно поужинать в ресторанчике перед гостиницей Pandoralnn. Только придется приготовиться дойти до пристани, используя тузик. Поднявшись на 4 мили выше, моряки увидят Сад Трелиссика. Чуть выше удастся остановиться на понтоне на ночлег.
Хелфорд
В городке удобно расположить лодку в бухте близ Фалмута. Гостевые места располагаются на буях. Но! В низкую воду глубина резко может упасть до полутора метров. Двигаясь на 1,5 км, моряки встретят красоты Нацпарка Глендургана. Если восточный ветер вдруг подул, надо смотреть за лодкой более внимательно.
Фой
Стояночное место у понтона оборудовано буями. На север стоянка лучше. Грянул шторм? Пора «сворачивать удочки» вверх по реке. В гавани работает душ, гальюны тоже предусмотрены. На тузике можно отправиться вверх по течению реки по высокой воде.
Секреты Плимута
Это наиболее крупный город находится под охраной британского военно-морского флота. Центральная гавань называется «Батарея королевы Анны». Стоит посмотреть на обитателей местного аквариума. В августе тут устраивают чемпионат по фейерверкам. Двое суток длится это красивое мероприятие.
Солком и его прелести
У этой крошечной марины – особое очарование. Летом любят тут прикорнуть на пляже и на воде состоятельные люди. Нужно успеть занять гостевой буй, лучше прийти раньше толстосумов. Яхтенный клуб работает в конце улицы в юго-западном направлении. Здесь стоит посетить фотогалерею.
Дартмут
Город рассечен речкой. Но пристань для гостей построена на западном побережье. Населенный пункт в самом «сердце» летом напоминает бурлящий котел из туристов. В качестве альтернативы можно причалить к Дарт-Марина или Дарт Хэвен Марина на западном побережье. Восточный берег приветствует гостей, показывая «живой» паровоз. Рекомендуется подниматься вверх по речке возле Диттисхама, где чудная природа, прекрасные места и напитки Англии в уютном Старом Пабе. Тут же – летняя резиденция Агаты Кристи.
Интересные факты об акватории
Дорожные перипетии
От столицы России нужно лететь на самолете до Бристоля или до Эксетера. Но нужно приготовиться пересесть в Лондоне. Прямого рейса тут нет. Отсюда нужно добираться в течение трех часов на автомобиле. Также можно выбрать иной путь – через Францию, следуя по Евротоннелю на пароме, поезде или авто.
Чартерная аренда
Фритч взял в чартерный рейс «Баварию 38» с 30-летним стажем плавания. Это была компания «Корниш Круизинг». Предприятие обладает своим «автопарком» в 6 лодок, предлагая в аренду и частные катера. Катамараны хорошо оборудованы, с отопительной системой, правда, великовозрастные. Имеются в арсенале компании лодки до 46 футов. Лодка Фритча обходится до 1430 фунтов стерлингов (до 2 тыс. евро).
Что надо знать о маринах и стоянках?
Стоянки работают в зависимости от приливов. В основном стояночные места с буями для гостевых лодок, защищенных по-разному от штормов. Понтоны расположены вверх по течению, хотя также работают и полноценные марины. К примеру, в вышеуказанных городах именно так они и функционируют. Речные такси ходят допоздна, и вызывают их по радиоволне УКВ. Местечки для гостей обозначаются знаком «V».
Работники сервисов сами приходят. Для того чтобы поставить 38-футовую лодку, нужно сделать взнос до 35 евро за сутки.
Судоходные премудрости
Берега располагаются в приливных водах, и амплитуда их колеблется в среднем показателе до 4 м. Важно запастись приливными схемами, и карты надо брать свежие! На карте должны быть обозначены течения. У некоторых мысов течения просто бушуют. Встречный ветер порождает сулой, напоминающий кипящий чайник. Волна в эти минуты встает на дыбы. Рядом с причалами не ровен час, можно столкнуться с подводными отмелями, особенно опасными в шторм. Береговая охрана сигнализирует «Rough», значит, нельзя выходить на воду.
Ветра и погодные капризы
Регион подвержен влиянию западных ветров. На старте похода лучше сразу перейти на восток, чтобы потом идти в лавировку в западном направлении. Синоптики дают точные прогнозы, рассылая постам береговой охраны, и те передают яхтсменам по УКВ.