Да уж, ценовая политика марин всегда удивляла яхтсменов, особенно начинающих. Поэтому, прежде чем отправляться к турецким берегам, оценим все «за» и «против» разных типов марин и выберем самую подходящую.
Не стоит забывать и о том факте, что каждая официальная марина в Турецкой Республике еще и обязательно таможенная стоянка.
Начнем с официальных марин «полного цикла». Чаще всего, это крупный холдинг с высоким соотношением цена яхтенных марин/качество.
По сути, это марины класса люкс, имеющие в своем распоряжении отели 5 звезд, громадные площадки, супермощный кран, поднимающий суда из воды, а также стационарные мастерские. Такая марина идеальна для путешествий с очень прихотливой спутницей, не особо разделяющей романтическую повседневность «морского волка». Пока Вы улаживаете технические моменты, связанные со стоянкой яхты, Ваша любимая женщина может расслабляться в спа-салоне или же сбрасывать лишние граммы веса в фитнес-зале. Потом Вы, конечно же, к ней присоединитесь и позагораете на волшебном пляже или же проведете незабываемый вечер в ресторане. Любой каприз легко удовлетворить, были бы суммы с нолями после единички на кредитке. И не удивляйтесь, что цены в такой гавани умопомрачительные. Качественный сервис дешево не продается.
Но деньги, как говорится, любят счет. Не делайте кислую мину, если вдруг узнаете, что совсем недалеко пару-тройку месяцев назад открылась марина такого же класса, с не менее головокружительным сервисом, но стоянка в которой раза в три-четыре дешевле, чем в уже полюбившейся за долгие годы гавани. Тут уж только Вам решать, чему отдать предпочтение: старым элитным знакомствам с гиперценами или же посещению только что открывшейся стоянки, но в другом месте. Часть яхтсменов обожает кочевать по гаваням-новинкам в поисках значительной экономии.
Почему же так получается: класс один, а цены серьезно разнятся?
Первое объяснение – возраст гавани. Марина постарше более раскручена, а цены здесь космические. А все потому, что яхтсмены весьма консервативны и инертны. Они не любят хлопот, которые обязательно принесет с собой смена стоянки. Вот приходишь все время в одно и то же место – и тебя здесь уже все знают, в курсе о твоих привычках и привязанностях, дадут дельный совет и поддержат разговор. Здесь все свои. А что ждет в новом месте? Да и согласитесь, что в люкс-маринах всегда найдется очень исполнительный человек, идеально изучивший вкусы vip-клиента и готовый появиться по первому вызову. Это также приводит к росту цен в таких маринах.
Второе объяснение – место расположения. Вдыхать свежий и приятный аромат сосновых шишек и любоваться восхитительным озером в горах намного приятнее, чем «наслаждаться» ароматами со свалки. То же и в ситуации с маринами. В люкс-маринах клиент получает два в одном: и большой город с массой развлечений и великолепной инфраструктурой под боком, и в то же время тихую пристань для романтического ужина при свечах.
Второй вид турецких марин – довольно-таки крупные частные марины-причалы. Соотношение цена/качество несколько ниже, чем у предыдущих марин.
Стоит признать, что почти все марины находятся в частной собственности, принадлежа если не одному богачу, то целому клану.
Марины-причалы, конечно, не дотягивают до класса «люкс». Здесь всего 30-50 мест для причала. Гипермаркеты и спа-салоны – это не про них. Антураж поскромнее, а туалет и вовсе порой найти не так уж и просто. Хард (участок суши, где оставляют вытащенную из воды яхту) может и вовсе отсутствовать. Тем не менее, яхтсмены-иностранцы, часто захаживающие в эти края, своими визитами настолько повышают самооценку гавани, что качество не успевает за ценой, растущей как на дрожжах. Порой хозяин причала выставит такую стоимость услуг, что только что открывшаяся в округе топ-марина за ними не поспеет. На заметку: сравните марины в заливе Орхание, неподалеку от Мартимарины, и совсем еще не старую гавань в Каше. Еще несколько лет назад стоянка в пяти звездах Каш-марины обходилась дороже, чем so-so пребывание на захудалом причале.
Инфраструктура в маринах-причалах также не фонтан: ресторанчик, хоть и есть, но достаточно скромный, магазинчик с небольшим ассортиментом товаров, но ценами выше крыши. Зато транспортная доступность на уровне, что очень важно для открытия всевозможных школ и организации чартеров.
Третий тип марин – это причалы-рестораны. Цена/качество – минимально.
Таких стоянок в Турции большинство. Их функционирование носит сезонный характер, поэтому зимой такие стоянки днем с огнем не сыщешь. Хотя есть и уникумы, которые на зиму причалы не разбирают и ждут Вас в гости. Риск – дело благородное. Именно так. На подобных стоянках ответственность на себя за форс-мажор или даже простой недосмотр никто брать не будет. Вас может спасти только знакомство с хорошим турецким парнем. Если Вы все-таки согласитесь поиграть в русскую рулетку и оставить яхту на зимовку в такой марине, тогда привязывайте ее так, как будто завтра прилетит мега-тайфун. Даже водопроводный шланг составит компанию веревкам, которые так и норовят стереться. От мощных турецких ветров никто не застрахован.
Четвертый тип стоянки – дикая якорная. Цена/качество – стремится к нулю.
Да, это не марина, но все же вспомнить о таком «причале» необходимо. Иностранец, заплывший в турецкие воды, не должен оставлять судно без экипажа на продолжительное время. Иначе штраф, пусть и незначительный. Однако турецкие законы имеют множество лазеек, из-за чего штраф может значительно вырасти. И Вы ничего не сможете доказать.
Ни в коем случае не привязывайте яхту к дереву. Даже если вокруг Вас все так поступили. Думайте о себе или же ищите 2000 евро штрафа. Хотя если деревце занесено в местный аналог Красной книги, с Вас потребуют сумму, значительно превышающую нескольких тысяч у.е.
В данной ситуации Вас спасет только поиск доброжелателей из таких же яхтсменов, как и Вы, зимующих на якоре. Поделитесь с ними едой и выпивкой, и, быть может, неприятности обойдут Вас стороной.
Итак, делаем выводы. Главный итог нашего повествования: цены на яхтинг на турецком побережье неуклонно идут вверх. Причин этому целых три: 1) избыток судов, выбрасываемых на рынок чартерными компаниями; 2) дороговизна марин в Европе; 3) суперкомфортные условия для яхтинга в Турции.
И напоследок. Не советуем Вам в ближайшее время отправляться в марины-новостройки на востоке Турции, неподалеку от сирийской границы. Там яхтинг весьма слабоват да и безопасность весьма сомнительна.