Основатель компании Skype, Niklas Zennstrom, стал обладателем инновационной электрической парусной яхты.
Шведский предприниматель Niklas Zennstrom, основоположник компании Skype и целого ряда других успешных коммерческих проектов, является давним поклонником парусного спорта. Созданная им и его супругой в 2008 году спортивная команда Ran Racing стала победителем многих парусных соревнований, в том числе таких известных, как Rolex Fastnet Race и 600-мильная гонка RORC Caribbean, а также мировых чемпионатов в классе яхт TP52 и Maxi72.
По существующей традиции Niklas Zennstrom все свои яхты называет Ran в честь самой команды, добавляя только номер по счету.
Последняя яхта Niklas Zennstrom, Ran VII, самая маленькая из всех его яхт на сегодняшний день, – это укороченный 40-футовый гоночный парусник, предназначенный для соревнований в классе Fast40 +.
Ran VII, является самой экологичной яхтой, обладающей революционным блоком питания. Усовершенствованный электродвигатель яхты позволяет ей совершать длительные пробеги, легко маневрировать около причалов и быстро ложиться на выбранный курс. Такой инновационный двигатель был изобретен дизайнерской компанией Carkeek Design Partners, которая находится под руководством опытного инженера Шона Каркика.
«После сборки и проведения начального цикла испытаний мы увидели, что новый двигатель легкий, более тихий и, что самое важное, экологически чистый», – говорит Niklas Zennstrom .
Несмотря на то, что Zennstrom неоднократно выигрывал известные гонки на разных своих лодках, именно последнюю Ran VII он считает «самой радикальной» из всех его гоночных яхт.
Предприятие Carkeek Design Partners является одним из ведущих мировых дизайнерских предприятий на рынке электрических силовых комплексов уже более двух десятилетий. Оно производит электрические двигатели для яхт, участвующих в таких регатах, как Кубок Америки, Volvo Ocean, а также для автомобилей и самолетов.
По словам Шона Каркика, Carkeek Design Partners являются не единственным производителем полностью электрических моторов, но именно они первыми адаптировали такие моторы для гоночных яхт. Прежде чем согласиться на производство и установку такого типа двигателя на яхту Ran VII, команда Carkeek в течение некоторого времени изучала его поведение на прогулочных яхтах. Также у компании имелся опыт оборудования такими электрическими установками судов рыболовецкого флота в индийском городе Пондичерри.
Для яхты Ran VII Carkeek Design Partners первоначально ориентировались на гибридную систему электрических и дизельных двигателей, затем – на технологию литиевых батарей и литий-ионного аккумулятора. Последняя была использована при создании самого первого в мире электросамолета, обладающего вертикальным взлетом и посадкой (заказчиком которого также выступал Niklas Zennstrom).
Окончательным же решением, устраивающим и проектировщика и заказчика, было создание полностью электрического двигателя, получающего зарядку от легкого, но мощного литий-ионного аккумулятора. Такая установка полностью отвечает требованиям по безопасности для гоночных яхт.
Яхта Ran VII явилась прекрасной возможностью для компании Carkeek Design Partners не только показать, но и испытать новые технологические решения на практике.
Сейчас команда Carkeek работает над несколькими электродвигателями разного размера для различных гоночных яхт и пытается разработать подъемные и азимутальные винторулевые установки, питающиеся от электроэнергии.
По словам Шона Каркика, разработки для высококлассных соревнований, таких как Кубок Америки или Формула-1 всегда находят практическое применение на яхтах или автомобилях. Другой вопрос, как сделать эти инновационные разработки широко используемыми?
Мечта Шона Каркика – разработать такую систему зарядки яхт, чтобы у электрических яхт не было необходимости подключаться к электросети на причалах. Он предлагает технологию, основанную на солнечной и ветровой выработке электроэнергии, а также на гидроэнергетике, где вращающийся пропеллер действует как турбина для зарядки батарей.
«Это моя конечная цель, – говорит Каркик. «Это будет огромный прорыв вперед, если производители будут строить яхты с полностью электрическими двигателями, а не с дизель-генераторными».
Один из самых амбициозных проектов Каркика носит имя C300 и является самой крупной когда-либо построенной композитной яхтой, она на 50 футов длиннее, чем существующая модель Mirabella.
Дизайн яхты C300 выиграл концептуальную премию на Международной выставке яхт и авиации в 2017 году. Целый ряд верфей может строить суда такого размера из стали или алюминия, но на данный момент нет технических возможностей для создания композитной лодки такого размера. Но Шон Каркик уверен, что в ближайшем будущем C300 будет построена.
«В структуре проекта много сложных процессов, это пересечение дизайнерских и технологических решений», – говорит он. «Но достижение конечного результата – лучший способ сделать лодку лучше и лучше. А также мы всегда задумываемся о нашем воздействии на окружающую среду. Сейчас такими целями должны руководствоваться все бизнесмены мира».