Выбрать судно для путешествия – довольно сложно, даже если вы знаете, какой круиз вас ждёт, какие экзотические места вы посетите и насколько затянется ваше кругосветное путешествие. Многообразие водного транспорта может заставить растеряться, однако есть важные пункты, которые нужно учесть при покупке или аренде яхты.
На рынке представлено невероятное количество яхт – круизных, спортивных и даже научно-исследовательских. Тем не менее, одной универсальной лодки, которая подошла бы для любого морского путешествия, ещё не выпустили. Вильгельм Грайфф занимается технической безопасностью и проверкой яхт (их оборудование и оснащение), участвующих в трансатлантической регате каждый год. А именно – Atlantic Rally for Cruisers (ARC). Старт регаты приходится обычно на ноябрь, а путешествие начинается с Канарских островов и пролегает до острова Вест-Индии. Есть и другие экипажи, которые могут отправиться и дальше, например, на запад – постигать переливы Южных морей.
Вильгельм Грайфф работал с множеством парусников – на каких-то даже пересекали Атлантический океан, отправлялись в кругосветные путешествия, но итог один – очень часто яхтсмены выбирают яхты серийного производства (25% как минимум). К примеру, участие в регате приняли владельцы Bavaria (9), Hanse (9), Jeanneaus (13) и Beneteau (19).
Выбираем яхту
Итак, что нужно учесть, приобретая или арендуя яхту для кругосветного путешествия?
1. Материал – долговечность и эстетика
Покупка яхты начинается с выбора материала. Самыми популярными сейчас считаются сталь, алюминий, стеклопластик. Раньше деревянные яхты также эксплуатировались, но сейчас это наиболее неудобный и затратный вариант, особенно, если придётся плавать в тропиках. Уход за любым другим материалом гораздо проще, чем за древесиной, поэтому в первую очередь необходимо сделать упор на комфорт.
Что касается ухода за той же сталью, то он должен быть тщательный и регулярный. Лучше предоставить это проверенному и знающему экипажу. Корпус надо выбирать антикоррозионный, чтобы судно сохраняло презентабельный вид максимально долгое время.
Покупая яхту, доверьте проверку первоклассному эксперту – иногда дефекты могут быть скрыты при первом осмотре обывателя, особенно, если это ваше первое судно.
Гюнтер Томанн на Vindö 90 смог объездить всё Средиземное море. К тому же, он нередко переправляет и новые яхты, умело разбираясь в судах любого типа. Он рассказывает, что не совсем любит стеклопластик, но использование стали – нечто ещё более странное и необычное.
О плюсах и минусах
В любом случае судить необходимо из местности, в которую вы собираетесь отправиться. Плюсы стеклопластика в том, что он поглощает шумы системы: работающего двигателя и гребных винтов, а также минимизирует шум ветра. В этом ему уступает алюминий, который к тому же зачастую устанавливается в более громоздких корпусах, где много места занимает изоляция и шпангоуты. Но он обеспечивает прекрасный микроклимат в жилых помещений яхты, обычно на таких яхтах не случается осмоса. Сойти на мель на алюминиевой лодке можно гораздо с меньшими потерями, чем на той же пластиковой.
Стеклопластик исключает какие-либо запахи и не провоцирует испарения, однако есть проблема в защите от молнии – необходимо специально оборудовать корпусы (с алюминием, к слову, такой нужды нет). Это ведёт к дополнительным расходам, когда покупка яхты – недешёвое удовольствие само по себе.
Кристоф Юнгхоф также высказывается на тему выбора материала для яхты. Подрабатывая шкипером и переправляя яхты, он относительно выбирает сталь – она прочнее, чем алюминий и стеклопластик. Но основной минус – то, что не исключено появление ржавчины на корпусе. А это серьёзный удар по внешнему виду и эстетике судна.
Каждый по-разному определяет для себя безопасность, как говорит Юнгхофф, но именно его подкупила не очень-то современная модель Nordsee 43, выпущенная верфью Dübbel und Jesse. Корпус выполнен из алюминия, флоры оказывают дополнительное укрепление, рабочий леер проходит вокруг мачт. Даже путешествия в 1900 миль и скорость ветра до 50 узлов не нанесли вреда яхте – она осталась целой, совсем без повреждений. Это и подкупило Кристофа – качество, родом из Германии, а также многолетний судостроительный опыт компании. Последняя, в свою очередь, создавала суда ещё с 1977 года.
Прочным и неприхотливым судом станет яхта из алюминия – то, что нужно мужчинам для незатейливых круизов с друзьями или семьёй. Минимум самостоятельного ухода, но максимум производительности.
Модели единичной постройки нередко выполняются именно из алюминия. И ясно почему – корпус становится крепким и закалённым к внешнему воздействию. Тем не менее, есть и минусы: внутренняя изоляция обходится в круглую сумму, строительство яхты затягивается на продолжительный срок, требуется большое количество материалов. Стоимость алюминия сейчас отнюдь недешёвая – на протяжении последних лет цена за один килограмм сварного алюминия поднялась до 30 евро. Эти факторы обязательно должны учитываться, как и то, что проверенные и знаменитые судостроительные верфи и компании загружены почти максимально – найти тех, кто качественно выполнит отделочные работы, не совсем просто.
55-футовая Ron Holland стала идеальной яхтой для Юнгхофа – он рассказывает о её прочности и быстроходности с восхищением, несмотря на то, что она была выполнена из стеклопластика, когда логично было отдать предпочтение алюминию. Но нет. Именно Ron Holland удалось остаться целой после сильных штормов, тому способствовали хороший парус, такелаж и отменное качество в целом.
Новичкам и профессионалам
Статистика показывает, что всё большее количество яхт выполняется из пластика. А проблемы, ранее отпугивавшие владельцев, благополучно решаются или отходят на задний план. К примеру, осмос, когда-то настораживающий яхтсменов, теперь приводит лишь к незначительному утяжелению корпуса (вина тому впитавшаяся вода), но не более.
Справиться с судном из пластика сможет даже новичок. Единственное серьёзное повреждение от неправильного ухода или его отсутствия – это выцветание гелевого покрытия. Собственно, на производительность это не влияет, вопрос только в визуальном восприятии яхты.
Среди плюсов стеклопластика выделяют не только минимальный и простой уход, но ещё и небольшие затраты, которые тратятся на ремонт судна. Яхты не много весят, развивают большие скорости. Убеждённые сторонники этого материала – семейная пара Анна и Райнхард Зантнер, которые успешно путешествовали на своей яхте Nordica 430 SD с 2005 по 2008 год.
Некоторые яхтсмены отмечают, что корпусы из стеклопластика со временем теряют свою жёсткость, отсюда и скрипы, различные шумы. Безусловно, это существенный недостаток, но шумы металлических яхт в разы хуже.
2. Многокорпусники или однокорпусные яхты – главная дилемма яхтсменов
Несмотря на то, что атлантический океан одинаково успешно пересекают и однокорпусные яхты, и многокорпусные, проблема выбора всё равно остаётся.
Этот пункт наиболее индивидуальный – всё зависит от владельца яхты, его предпочтений и планов касательно будущих путешествий.
Что касается однокорпусных яхт, то у них есть ряд своих преимуществ. Для начала они гораздо более экономичны в порту, так как занимают меньше пространства. Поэтому если у вас не одна лодка, то экономия пространства будет кстати. Вернуться в нормальное положение при оверкиле им несложно.
Внутри однокорпусные суда зачастую обставлены традиционным образом, почти всегда одинаково и отчасти скучно. Это носовые и кормовые каюты, камбуз на корме или же в центральной части, кают-компания там же. Проблема в том, что нередко однокорпусникам сложно приблизиться к берегу, у них немаленькая осадка.
Катамараны могут стать отличными ходоками в море, преимущественно в тех курсах, которые близки к бакштагу. Осуществлять дальние переходы помогает почти отсутствующий крен. Большое подпалубное пространство может быть разделено перегородками на жилые части и технические отсеки.
Заходить на мелководье катамараны могут благодаря небольшой осадке. В гаванях их маневрирование быстрое и лёгкое, чему способствуют 2 винта на обоих корпусах. Но из-за того, что суда довольно широкие, они попадают под высокие портовые сборы.
Противники катамаранов обычно негативно высказываются о некой «скрытой угрозе опрокидывания» в момент сильных шквалов, когда лодке попросту не удастся вернуться в своё нормальное положение.
Бобби Шенк – настоящий ценитель килевых яхт и катамаранов, известный по всему миру. Он признаётся, что раньше он не воспринимал катамараны вовсе – они казались излишне широкими и непривычными. Для него идеальным был стальной шлюп Thalassa. Однако после того, как ему удалось проплыть на катамаране до Малайзии из Франции, его сомнения развенчались. Бобби очаровался быстроходностью лодки и минимальным креном.
Купить катамараны можно по довольно доступной цене, если это классические модели. Однако скоростные люксовые большие катамараны будут стоить соответственно, зато всецело оправдают заявленную стоимость.
3. Размер яхты – поиск идеальных габаритов и длины
Современные яхты, достигающие 34 футов, гораздо более просторны и многофункциональны, чем устаревшие 12-метровые суда. Всецело обеспечить потребности владельца и экипажа (пусть и немногочисленного) удаётся модернизированным моделям.
Конечно, бывалые яхты «в возрасте» могут похвастаться элегантным и изящным внешним видом, теми же косыми штевнями и продолговатыми ахтерштевнями. Плоские надстройки выглядят максимально утончённо, но комфорта внутри таких судов чрезвычайно мало.
Теперь яхты считаются «средними», если их длина не превышает 45 футов. Ранее эти показатели были несколько другими.
Нельзя сказать, что длинные яхты – это сплошные плюсы. Чем длиннее судно, тем больше средств придётся потратить на его содержание, оснащение, оформление страховки, стоянки. Путешествуя на крупных мегаяхтах вряд ли вам удастся остановиться вблизи маленьких островов и мелководных лагун. Оценить красоты небольших рыбацких бухт вообще не представляется возможным.
При выборе размера необходимо опираться на поведение лодки на воде и на регион, где она будет эксплуатироваться. К примеру, на Балтике, где волны короткие, для путешествий вполне подойдёт 35-футовая яхта.
Для круизов по Атлантике лучше выбрать яхту не меньше, чем в 42 фута, дабы обеспечить размеренное и безопасное плавание.
Конечно, размер яхты неотъемлемо связан со скоростью, которую развивает судно. Но иногда это не настолько важно. Ведь в длительном путешествии яхтсмен может провести на воде буквально 10% от всего времени. В остальном же он либо у причала, либо на якоре. Однако если же вы хотите ставить новые скоростные рекорды на яхтах, то на скорости и габаритах лодки стоит остановиться более внимательно.
4. Верфи и серийные модели… А может всё-таки под заказ?
Сейчас на рынке покупать яхты для кругосветного путешествия и даже обыкновенных круизов приходится среди серийных моделей – их заполоняющее множество.
Индивидуальные заказы воплощаются судостроительными верфями гораздо реже, так как есть множество сопутствующих проблем. Иногда желания заказчика преобладают над здравым смыслом, отсюда и трудновыполнимые и нелогичные требования. Те же самые пожелания с нездоровой скоростью могут увеличиваться, строительство затягивается, появляется всё больше противоречий.
Если вам очень хочется приобрести «штучный товар», то стоит обратить внимание на яхты б/у. Нередко клиенты, которые заказали уникальную яхту и заплатили за неё бешеные деньги, всё равно отказываются от созданного судна и продают его. Подержанные лодки и их приобретение меньше бьют по карману.
Серийные яхты хороши своей предсказуемостью. В этом плане не будет неожиданных сбоев, технических неполадок или же внезапно обнаруженных недочётов интерьера. Продавая судно серийного уровня вы теряете меньше, чем при продаже «уникальной» яхты, на которую так много сил и средств было потрачено ранее.
Петер Райнке – наиболее квалифицированный эксперт из Германии, который разбирается в судах индивидуальной постройки. Он утверждает, что спрос на индивидуальные заказы всегда оставался высоким, но не все владельцы задумываются о том, насколько богатым должен быть опыт судостроителей. С целью экономии клиенты могут обратиться к предприятию, которое и вовсе не разбирается в яхтах, но сможет сделать, к примеру, алюминиевый корпус. Из этого, естественно, ничего хорошего не выходит. Верфи должны быть проверенные, с каталогом выполненных работ.
Директор верфи Benjamins в Эмдене, Хайнер Уффен, делится своими секретами производства корпусов яхт. Он утверждает, что важно специализироваться на на определённых деталях и отвечать за своё качество. Несмотря на то, что требования к производству крепких алюминиевых корпусов растут с каждым годом, верфь успешно продолжает работу. В их задачи входит установить киль, двигатель, рули управления. Следом корпус отправляется на другое предприятие. Разделение функций между верфями – наиболее правильное решение в постройке индивидуальных яхт. К тому же, это экономия средств.
Benjamins давно сотрудничают с Borssum, воплощая в реальности крупные и комфортабельные суда по желаниям заказчиков.
Производство серийных яхт зачастую не требует особенных затрат и изобретательности, если это, конечно, не модели люкс-класса. Грегор Бреденбек, занимающийся строительством крупных лодок Ганзейской группы верфей, рассказывает о том, что индивидуальный подход к оборудованию яхт свыше 45 футов всё равно присутствует. К примеру, это климат-контроль, опреснительная установка, стиральная машина. Ещё немного и такие требования станут стандартом, но сейчас – это выбор заказчика, который всегда уважается.
Sirius из г. Плён – верфь, у которой на протяжении 40 лет есть собственная ниша для строительства круизных яхт. Её директор, Торстен Шмидт, заверяет, что их любое судно может быть «подогнанным» к требованиям будущего владельца. В этом плюс их небольших серий. Зачастую клиенты компании получают право выбора оборудования, особенно, если они разбираются в лодках и знают, чего хотят. Sirius могут предложить установку панельных солнечных батарей, опреснителя или, к примеру, ветрогенератора, но конечное решение делает покупатель.
У небольших серий и «штучных» яхт есть свои недостатки, которые никак нельзя скрыть. Шмидт рассказывает, что среднее время ожидания завершения строительства яхты может доходить до 2 лет. И, конечно, малосерийные лодки требуют большие финансовые вложения. Минимум – 280 тысяч евро, максимум – 500 тысяч. Функциональность, дизайн и оборудование играют важную роль. Всего Sirius в год выпускает 14 яхт.