19 и 20 февраля с разницей в полтора десятка часов финишировали лидеры гонки – французский шкипер Armel Le Cléac’h и британский яхтсмен Alex Tomson, открыв тем самым завершающий этап регаты, которую по праву считают одной из самых сложных и очень напряжённых регат. Почему самой сложной? Вот про это узнаете ниже.
Статья написана по мотивам проходящей 8-ой регаты (2016-17 годов).
Как мы только что упомянули, несмотря на столь небольшое количество проводимых соревнований Vendée Globe завоевала звание самой престижной и самой опасной одновременно. И так считать есть все основания. Сейчас постараемся вам подробно это показать. А начнём мы с маршрута.
Маршрут
Общее расстояние, которое необходимо пройти участникам гонки, – 24394 морских мили. Старт и финиш регаты один и тот же – французский портовый городок Ле Сабль д’Олон (регион Страна Луары, департамент Вандея). Стоит отметить, что вместимость гавани места старта достаточно невелика, в результате чего есть жёсткое ограничение на количество участников (а именно, 30 яхт и соответственное количество шкиперов).
Яхтсменам необходимо после старта отправиться на юг, ориентируясь на мыс Доброй Надежды. Затем им предстоит двигаться с запада на восток в пределах ревущих сороковых и неистовых пятидесятых, где во время начинающегося в Южном полушарии лета есть возможность, не боясь слишком разрушительных штормов, спокойно двигаться по намеченному маршруту через «ледяные ворота» в сторону мыса Луин (Австралия) и мыса Горн (Огненная Земля). Ветра только способствуют скоростному продвижению в нужном направлении. Коридор движения, описанный выше, чётко лимитирован со стороны юга, дабы избежать возможного столкновения с айсбергами.
Формат и ограничения
Весь маршрут участникам предстоит проходить на яхтах в одиночку в режиме соло, без посторонней помощи извне.
Участникам запрещено:
– принимать на борт других людей (карается дисквалификацией);
– принимать любые вещественные передачи (вертолётные или в ином формате);
– принимать информационную помощь (например, консультации по прокладыванию маршрута или ремонту яхты в случае поломок), кроме общих метеосводок;
– швартоваться к пирсу, другому судну или заходить в док (кроме, одного послабления, о котором ниже);
– принимать помощь вещественную или информационную в ремонте (яхтсмен должен справляться с поломками исключительно собственными силами);
– уходить в ледовую зону ниже неистовых пятидестых, тем самым сокращая расстояние.
Наверняка вы заинтересуетесь, что же разрешено в этом случае. Этот список очень небольшой:
– в случае необходимости (например, для осуществления ремонта или пережидания самых опасных штормовых ветров) можно становиться на якорь в море;
– использовать радио для консультаций с медиком;
– использовать радио для вызова спасателей;
– оставлять информационные сообщения (поздравления, дневник и т.п.).
Теперь о небольшом послаблении в правилах Vendée Globe. Как мы упомянули выше яхтам запрещено швартоваться к чему-либо и получать любую помощь извне, кроме первых десяти дней с начала регаты. Именно в этот десятидневный срок участник при возникших проблемах имеет возможность пришвартоваться в порту или произвести ремонт яхты без угрозы быть дисквалифицированным.
Довольно большая дистанция, жёсткие ограничения и тяжёлые погодные условия во время гонки обуславливают весьма непростое испытание для участников регаты. Во время движения яхтсменам приходится прямо выжимать из организма все соки, тем более что даже спать получается урывками (по 20-30 минут каждые 3-5 часов). А отсутствие помощи в оптимальном прокладывании маршрутов и вероятные поломки требуют обширных знаний в хождении под парусами подкреплённых собственным опытом. Поэтому при отборе на участие выставляются довольно высокие требования. Вот о них и поговорим.
Требования
Стать участником Vendée Globe каждый желающий не сможет. Для этого правилами введены следующие ограничения.
Участвовать в регате может яхтсмен:
1. имеющий отменное здоровье и психическое состояние (заключение даёт специальная медицинская комиссия);
2. финишировавший в любой трансатлантической регате в режиме одиночного плавания на той же яхте, что и будет участвовать в Vendée Globe. Или же он осуществил самостоятельный квалификационный трансатлантический переход на расстояние в 2500 и более морских миль при средней скорости движения не менее 7 узлов;
3. успешно финишировавший непосредственно в регате Vendée Globe.
Также есть требования по яхтам участников:
1. В регате могут участвовать исключительно яхты Open 60 (о них подробнее немного ниже);
2. Длина корпуса должна быть в пределах 59-60 футов (17,98 -18,28 метров);
3. Высота мачты не должна превышать 100 футов (30,48 метров);
4. Водоизмещение должно находиться в пределах 6-9 тонн;
5. Общая парусная площадь в пределах 600 квадратных метров;
6. Яхта обязательно должна самоспрямляться в случае оверкиля;
7. Объём водяного балласта ограничен 2 тоннами.
Давайте разберёмся, что же из себя представляют эти «чудо-юдо» яхты.
Яхты-участницы: дорого и сердито
Open 60 – это практически «Формула 1» в парусном спорте. Данный класс яхт сочетает в себе фактически все технические новинки яхтостроения. Главная задача разработчиков была обеспечить сочетание высокой скорости, оптимальной управляемости и максимальной автоматизации всего процесса. При этом выпускаемая Open 60 не конечный продукт, а база-основа для дальнейшего усовершенствования, чтобы команда-участник регаты могла вносить собственные конструктивные решения. В результате каждое судно является уникальным проектом мощной инженерно-конструкторской команды.
Первоначальными конструктивными особенностями данных яхт являются:
– корпус из композитного углепластика общей длиной в 60 футов (до 2004 года в регате участвовали яхты с длиной корпуса – 50 футов) и шириной в среднем 5,5-6 метров;
– высота мачты колеблется в пределах 28-30 метров;
– общая площадь парусов при встречном ветре 260-350 квадратных метров, при попутном – 550-600 квадратных метров;
– количество танков для балласта до 10 штук с простой системой продувки воды;
– важной особенностью данного класса является наличие отклоняющегося в пределах 40 градусов киля.
Комфорт внутри яхты номинален, здесь даже не предусмотрено наличие гальюна. И всё только ради того, чтобы выжать максимум скорости.
А вот на автоматических системах тут не экономят. Даже автопилот продублирован неоднократно… Последнее особенно важно, так как именно автоматика большую часть времени ведёт судно по проложенному яхтсменом маршруту, иначе соло-исполнение было бы нереально осуществить за столь короткий срок регаты (в среднем три месяца).
С каждой новой гонкой инженерная мысль вносит новые изменения в конструкцию этих «парусных болидов». Так, в качестве примера, нововведение восьмой регаты (2016-17 г.) – применение гидрофойлов (крыльев), способных приподнимать яхту над водой. Они позволяют выигрывать 4-5 узлов в скорости. Из 29 участников шесть были с подобными конструктивными изменениями.
А стоит такое чудо порядка 3 миллионов долларов США. То есть не каждый себе это может позволить.
Данный класс яхт регулируется International Monohull Open Classes Association (IMOCA), специализирующейся на организации регат и чемпионатов для 60-футовиков.
Победа: «Лавры и почёт» или «опыт и тяжёлая работа»
Как вы уже заметили Vendée Globe – одна из самых сложных гонок современности. Но ради чего яхтсмены и их команды столь активно стараются попасть туда в качестве участников. Разве ради приза?… Давайте разберёмся.
Общий призовой фонд составляет всего лишь 600 тысяч евро. Причём победителю из них достанется всего лишь 160 тысяч, а занявшему второе место – 100 тысяч. Далее деньги распределяются по уменьшающейся. То есть даже не покрывают вступительный взнос.
Тем более, как мы уже упомянули выше, сама яхта стоит не дёшево, плюс полное техническое обеспечение и конструктивная модернизация. Помимо этого работа целой команды, которая может насчитывать порядка 100 человек, куда входят дизайнеры, инженеры, механики и т.д.
А сколько времени уходит только на подготовку яхтсмена. Ведь он обязан иметь железное здоровье (не просто ради участия, но и выживания в холодном море), обладать недюжей силой, чтобы перетаскивать по 100 килограмм парусных принадлежностей на движущейся яхте или взбираться по необходимости с грузом на 30-ти метровую мачту. На всё это нужно время и средства, куда как большие, чем обычный приз, который не факт, что ещё достанется участнику.
Поэтому возвращаемся к аналогии с Формулой 1, когда расходы в разы превышают даже общий призовой фонд. А именно победа в гонке – это победа всей команды, которая впоследствии может получить новые заказы, что с лихвой компенсируют все возможные издержки.
В результате мы получаем захватывающее зрелище испытания опыта, силы, мужества и техники в экстремальных условиях столь красивой, но весьма опасной стихии.
А вы хотите прочувствовать всю мощь моря, полюбоваться чарующими закатами и ощутить ветер, наполняющий паруса? Тогда предлагаем воспользоваться услугами аренды яхты на нашем сайте.
Если вы хотите больше узнать о регате Vendée Globe, то читаем продолжение следующей статье, где мы расскажем историю её становления.