В последние годы все большее количество супер- и мегаяхт приобретают именно состоятельные люди России. Интересно не столько то, как российские олигархи пришли в яхтенную индустрию, а то, как они влияют на нее и задают направление мировым тенденциям.

Всем известно, что после распада СССР в 1991 году, небольшая часть россиян смогла воспользоваться смутными временами и стать самыми богатыми людьми нового государства. Как утверждает авторитетное издание Forbes, сегодня в России насчитывается 77 миллиардеров.

За прошедшие 20 лет мировой яхтинг претерпел серьезные изменения, во многом благодаря российским олигархам. Новые клиенты на рынке имели деньги и свои вкусы, требования и видение современных лодок. Судостроителям пришлось менять стандарты производства мегаяхт. Если в 1990 году рынком яхт-гигантов «управляли» магнаты Греции и королевские семьи Ближнего Востока, то в конце 1990-х – начале 2000-х русские олигархи и элитные заказчики из США поменяли географию прописки строящихся новых мега-судов.

Интересно, что с 1865 г. по 1992 г. яхт длиннее 80 метров было произведено в количестве 19 корпусов. А всего лишь за период с 1992 по 2005 годы владельцам ушло 20 таких судов. И в их числе одну заказал Борис Березовский (110-метровая Radiant) и как минимум 5 яхт – Роман Абрамович.

Мировой кризис 2008 года коснулся и судостроения. Он сильно ударил по рынку яхт малого и среднего размера. Поэтому многие эксперты предрекали крах промышленности яхт-гигантов. Однако произошло обратное: с 2008 по 2016 г. г. со стапелей сошло 48 судов длиной более 80 метров, что говорило о развитии отрасли. Причем выросло не только количество мегаяхт, а и их размеры. Так, в 2008 г. верфь Lurssen построила для Алишера Усманова 110-метровую Dilbar, а в 2010 г. Абрамович стал обладателем 162,5-метровой Eclipse.

Следующий кризис в индустрии мегаяхт ожидали в период восстановления мировой экономики и, напротив, спада производства и замедления экономического роста в России. И опять эксперты ошиблись. Русских клиентов-олигархов меньше не стало. В 2014 г. 104-метровая Quantum Blue ушла Сергею Галицкому, а 140-метровая Ocean Victory отправилась Виктору Рашникову.

Сейчас в экономике России снова настал сложный период, и делать какие-либо прогнозы никто не берется. Что ожидает индустрию мегаяхт в будущем, покажет только само будущее. А пока, в свете данного обзора, предлагаем уделить внимание наиболее ярким «морским жемчужинам» в коллекции российских олигархов.

Первая из них, это мегаяхта Романа Абрамовича Eclipse длиной 162,5 метра. Построенная в 2010 году немецкой верфью Blohm&Voss, яхта до 2013 г. была крупнейшей в мире частной яхтой, пока не появилась 180-метровая Azzam бренда Lurssen. На яхте Абрамовича две вертолетные площадки, 16-метровый бассейн, кинотеатр и прочие люксовые удобства, а также она защищена противоракетной системой, бронированным корпусом и пуленепробиваемыми окнами.

Еще один шедевр яхтостроения – 156-метровая Dilbar для Алишера Усманова. Dilbar 2016 года постройки – это проект под названием «Omar» верфи Lurssen и улучшенная версия 110-метровой Dilbar, спущенной на воду в 2008 г. для этого же российского олигарха. На церемонии награждения WorldSuperyacht Awards 2017 новая мегаяхтаDilbar стала главным призером сразу в двух номинациях: «Моторная яхта года» и «Водоизмещающие моторные яхты» как имеющая самый большой в мире тоннаж (15917 брутто-тонн).