Питерский яхтенный клуб «Геркулес» привык встречать гостей. В 2016 г. на его территории прошли самые яркие гонки на «Драконах» для 45 команд, прибывших на место из 14 государств. Эту гонку по сей день вспоминают как одну из ярчайших моментов в мире парусного спорта.
Частенько «Дракон» относят к категории королевского класса, и это сравнение имеет вполне оправданную подоплеку. В этом классе представляют умения и навыки лучшие спортсмены, представители чемпионского уровня мирового масштаба. К примеру, Йохан Шуманн – один из ярчайших представителей «драконьего забега». Это трехкратный чемпион.
«Драконьи» лодки по праву считаются аристократическими. Суда характеризуются возможностью использовать треугольный спинакер. Добавляет престижа аристократический внешний дизайн и внутреннее пространство. В последнее время наблюдается повышение престижа этого класса лодок, фактически возрождение. Некогда узкий круг аристократов расширяется.
До проведения чемпионата Европы в Петербурге, на этой же территории прошел открытый российский Чемпионат, куда прибыло 25 команд из 6 государств. Для иностранных любителей парусной гонки это событие стало своего рода тренингом перед основным мероприятием в истории развития регат.
Российские же яхтсмены сражались за статус чемпионов страны.
Жесткий характер борьбы только закалил участников, выявив абсолютного чемпиона общего зачета – Анатолия Логинова. На втором месте оказался Д. Самохин (чемпион прошлого сезона 2015). Третьим пришел к финишу В. Сенаторов.
Чемпионат Европы – Россия превзошла ожидания
Такого высокого уровня регат в России доселе не проводилось за 87 лет истории класса «Дракон».
Родному Отечеству на Западе и в Европе долго не доверяли организацию мероприятий такого масштаба. Но «драконисты» не сдавались, проявляя лучшие умения, заслуженно завоевав доверие на проведение регаты мирового уровня. В итоге на европейское первенство собрались единомышленники. Правда, иностранцы сильно переживали, впервые оказавшись в РФ. Спортсмены признаются, что не знали, с чем столкнутся в новой стране. Пугало все – от границы до жителей. Однако реалии оказались более положительными, чем о них писала западная пресса. Хотя нюансов избежать при пересечении границы тяжело: многим пришлась не по душе таможенная регистрация, затянувшаяся на долгих пять часов.
Россия хорошо подготовилась к соревнованиям и встрече заморских гостей, организовав условия, продумали трансфер до клуба, слаженную работу волонтерской бригады, безупречное судейство в соответствии с правилами, функции пресс-центра, техподготовку лодок, отвечающих за снабжение экипажей, сопровождение спасательных бригад. Приехав в Северную столицу, иностранцы удивились бесперебойному функционированию огромного механизма по обустройству регаты в России. Культурная программа, общепит организовали на высшем уровне – работали подготовленные сотрудники, не покладая рук.
Организаторы готовились длительное время, не жалея сил и времени. Руководитель проекта Т. Курбатова сама отработала на гонках разного уровня. Потому ей доверили подготовку, как директору мировых Игр SB20. На ее хрупких женских плечах лежала ответственность за проведение «Белых ночей». Женщина награждена престижной премией «Яхтсмен года». Как она вспоминает это событие?
Чем отличается организация русских регат?
Россияне пытаются достойно подойти к организации игр между яхтсменами. Требования всегда высокие, особенно со стороны иностранных участников, ведь они привыкли к наилучшему сервису. От персонала требуется свободное владение английским. К тому же, высока ответственность у фотографов, ведь снимки должны получиться «вкусными», привлекательными. Особые требования предъявляются к составлению меню для спортсменов после борьбы. На площадках дежурят врачи, чего нет на европейских состязаниях. Культурно-массовые мероприятия – отдельная статья расходов и тщательного планирования. Чемпионские российские Игры сопровождаются гала-ужинами.
В России это всегда не просто старт-финиш, акцент на «сухих» математических подсчетах результатов, а комплексный полноценный подход с творческими нотками. Это далеко не так в Европе. Ключевая миссия российских гонок – создание комфортной атмосферы, рождение идеальной обстановки по техническим моментам, эмоциональная выраженность, чтобы спортсменам захотелось вернуться.
Интересный факт! Новшества на регате приятно удивили многих. Онлайн-трекинг стал неожиданным ноу-хау. Желающие следили за ходом яркого соревновательного процесса в режиме прямого эфира.
После гоночного этапа жюри и победители публично разбирали участие каждого.
Сюрпризом для иностранцев стала открытость спортсменов, готовых рассказать в подробностях о нюансах гонки журналистам. Участники с радостью, живым эмоциональным запалом комментировали событие. Постановка сценария регаты заслужила высокой оценки. Прошедшие соревнования по уровню до сих пор являются одними из великолепных примеров слаженности в работе устроителей.
С той поры Европа стала считаться с Яхт-клубом Санкт-Петербурга, поставив эту организацию в один ряд с королевским клубом Дании, английским «Роял-Squadron».
Как обстояли дела с погодой?
Помимо организаторов, хорошо проявила себя и погода. В этот раз она не стала капризничать на Невской Губе, подготовив отличный плацдарм для демонстрации яхтсменами приобретенных знаний. Был и полный штиль, помешавший провести одну из 10-ти гонок. Но и шторм тоже нагонял страху, усиливая адреналиновые впечатления. Ливневые заряды перемешались с грозами, шквалистыми ветрами до 30 узлов. Но все это не пугает ни одного спортсмена, умеющего справиться с условиями. К счастью, даже поломок не случилось! Острые ощущения испытали участники с первых минут после старта. Первый блин комом, потому природа подарила штиль, сорвав первый этап.
Яхты подтянулись к дистанции, едва почуяв легкий бриз на второй день. Не все смогли сразу вкусить «прелести» местной дистанции. Первым пришел немец, многократный чемпион Европы Маркус Визер. Этот человек «оседлал» яхту под флагом OAЭ.
Интересно! Зачеты по европейским чемпионатам проходят с учетом национальности шкипера.
Следующим пришел датский спортсмен Йенс Кристенсен и новый российский чемпион Анатолий Логинов. Эти три моряка показали мастер-класс высшего пилотажа. Хотя старт оказался трудным, сопровождался большим напряжением из-за ожидания ветра, регата принесла немалое удовольствие. Нервы были на пределе. Неудивительно, что произошло два фальш-старта. С третьего раза флот, наконец, встретился с заветными волнами. Четверо экипажей, среди которых оказался Дмитрий Самохин, отправились в марину, получив черный флаг. По мнению Д.Самохина, напряженность слишком мешала. Потому нажать на газ очень не терпелось. Рано дав старт, команда Самохина получила черный флаг. Досадно! Но делать нечего – дисквалификация на первой же гонке…
Перипетии второго дня
Не меньшее число сюрпризов преподносил второй день проведения Чемпионата. Настроение ветра сложно было предугадать. Он решил разгуляться не на шутку, играя с парусами, затрудняя движение на полных курсах. Участники, даже титулованные «короли» яхтинга, признали его неуемность. Гоночный этап разочаровал некоторых. К примеру, португальца Жозе Матозо, победившему на играх-20 13 г. В его команде Густаво Лима (четырехкратный чемпион) тоже участвовал, будучи звездой иностранного яхтинга. Самохину вновь пришлось несладко. Евгений Брославец, лидер из команды OAЭ, чемпион Олимпиады тоже не преуспел, хотя в «Драконах» он считался асом, как и в классе «470».
Для Логинова в этот день «фартило». Он одержал победу в первых этапах, сравняв очки с М. Визером. По его мнению, догонять намного проще. У его экипажа складывалась такая ситуация, когда пришлось применять три лавировки. Несмотря на неудачи в первых двух, третья лавировка порадовала. Позиция улучшалась во втором дне, когда войти в регату удается на все сто. Итоги первого дня могут быть случайными, но во второй день нельзя допускать ошибок, намереваясь победить.
Третий день окончательно показал, кто во что горазд.
День третий – особенный
Четвертую и пятую гонки провели на третий день, после чего устроители события могли выдохнуть. Игры признали состоявшимися: минимум набран! Ветер еще больше приобрел характер взбалмошного ребенка, изворачиваясь, словно ему не дали игрушку. Жюри понимало причину нестабильного поведения гонщиков, их неординарные попытки справиться с ветром. Логинов в итоге пришел вторым, идя 18-м во второй гонке. Но лидером он стал в конце жесткой борьбы.
Дважды Маркус приходил седьмым. Но взяв себя в руки, оказался на втором месте почетного пьедестала победителей. Бреннеке (Германия) в команде с Шуманном прибыли третьими. По словам Йохана Шуманна, эта регата стала самой тяжелой в его карьере. Из-под облачного «одеяла» пробивались холодные потоки воздушных масс, стремительно бросавшиеся на лодку, заставляя молниеносно принимать решения. В целом команде удалось хорошо встретить ветер, подвернув паруса так, чтобы конкурировать с соперниками на одной волне.
Усложняло подходы близкое расположение к берегу, из-за чего ветер только сильнее раздувал ноздри. Невозможно игнорировать течение, влияние которого было велико на движение судна. Приходилось регулировать скорость и паруса даже гонщикам «премиум» класса.
Четвертый день – погода успокоилась
Наконец, погода сменила гнев на милость. Но таблица результатов складывалась не очень радостно. Сразу три гонщика слишком близко подошли друг к другу, погрузившись в опасное положение. Логинов набрал 25 очков. М. Визер и Штефан Линк – по 28. Бреннеке пришел с 29 очками. Браславец – 48. Вот эта славная пятерка привлекла внимание жюри больше остальных, имея шансы на победу.
Пятый день на воде – драма
Наиболее тяжелым показался финальный аккорд. Логинова отбросило на 10-е место. Линк лидировал на II месте, заставляя переживать поклонников яхтенного спорта. Казалось, финал наметился. Увы, лидер сдался, сойдя с дистанции! Для Логинова открылся путь к заветной мечте. После 9-ти гонок он победил, став европейским чемпионом.
Остальные три места отдали немецким шкиперам. Браславец прибыл пятым. Финал, ура, можно выдыхать! Кроме непростых условий климата, участники отметили прекрасную организованность подготовки соревнований российской стороной. Жюри отработало слаженно.
Фон для гонок – древний Санкт-Петербург – проявил гостеприимство, радушие, показав себя во всей красе со старинными улочками, высшим классом евросервиса в отелях.
Воспоминания участников
Линк признается, что лодка уверенно шла носом. Но ветер поменял усилие, заставляя повернуть вправо, причем резко. Тогда весь флот практически оказался на линии горизонта перед его лодкой. К первому знаку яхта двигалась хорошо до ошибки. В рамках второй лавировки шкипер ошибся, выбрав правую сторону. Итог – выше 14-го места не дали. Команда слишком рисковала, тогда Линк принял тяжелое решение сойти с курса. Нужно было оставить в поле зрения лодки Логинова, Бреннеке и Визера. Однако экипаж не смог гнаться за ними. Регата, по его мнению, превосходно создавалась. Команда осталась удовлетворенной II-й позицией в турнирной таблице.
Неординарно выступила в регате команда Логинова. Экипаж с 29-й позиции переместился на 5-ю.
Анатолий Логинов тоже указал на очень непростую борьбу. Хотя шкипер отлично подготовился, не исключалась воля случая. Парадоксальность заключается в том, что даже при качественной подготовке, верных подсчетах, все может пойти не так. В последние мгновения гонки команда перестала думать о победе, вести подсчет очкам, успокоилась. Лодка вышла вперед, ненамного опередив конкурентов. Хотя в родных пенатах россиянам было проще. Психологическое напряжение сказывалось на всех участниках-иностранцах. По его словам, Линк сдался из-за нервов.
В целом обстановка понравилась спортсменам, как в Дании, где образцовые условия. Логинов уверен: иностранным коллегам было интересно вдвойне. Городские красоты, береговая программа, непрямолинейная акватория показали, что Россия может создавать креативные условия. Яхтсменам приходилось постоянно концентрировать внимание, лишь раззадоривая интерес, чувство адреналиновой опасности. Неоднократно приходилось попадать в «лапы» плохой лавировки. Момент напряжения только подстегивал совершенствоваться.
Георгий Шайдуко считает этот «Драконий» Чемпионат титулованным событием. Такие мероприятия важны, помогая продвигать парусный спорт на ступеньку выше. Это хороший показатель квалификаций спортсменов. Сюда прибыли гонщики мирового масштаба. Победители проявили психологическую уравновешенность помимо технических нюансов, особенно в последней гонке, от которой зависел результат. Чемпионат Европы устроили грандиозно. Судейскую бригаду не в чем упрекнуть, погода проявила характер – неудивительно, к этим переменам яхтсмены привыкли. Благоприятная обстановка на береговой линии порадовала. Джентльменский стиль регаты отличал ее от прежних версий. Спортсмены покидали Питерские красоты с намерением вернуться. Яхтсмен выразил благодарность организаторам, коллегам, спонсорской поддержке.
Маркус Визер считает гонку прекрасной, хотя прошедшей в сложных условиях акватории. Ветровые нагрузки делали гонку практически непредсказуемой, сильно осложняя тактику задач. Место проведения ему пришлось по душе, он отметил городские достопримечательности, красоту. Он сожалел о проигрыше в два очка.
Михаэль Шмидт пришел в восторг от регаты, выиграв одну гонку, жалея о проигрыше в целом. Спортсмен привык занимать почетные места, но радует вхождение в десятку. Погодные условия и акватория показались непростыми.
Соперники сражались с достоинством.
Владимир Комель отметил хорошую организацию береговых служб, работающих гармонично, с высокой точностью. Трекеры, спуск-подъем яхт продумали роскошно, как и водную часть. В качестве судейского судна использовался старинный модернизированный фишкуттер.
Хотя направление ветра сложно было угадать, осложняя работу гонщикам, яхтсмены постоянно пребывали в состоянии напряжения, драйва от изменений столь кардинального характера. В такие условия он попал впервые. Лодка шла на 1,2 мили, и трудно было поймать нужный ветер. Последняя гонка далась тяжело из-за переменчивости ветра. Но спортсмены к первому знаку плелись в хвосте флотилии. Удивили «середняки», выбившиеся вперед. Коллега удивился результатам Логинова, сделавшего невозможное. Решающим шагом стало одно очко! Как сложилась история гонки-2016?
Победил в регате А.Логинов, собравший 12 очков. Дальше за ним следовала яхта Д.Самохина (16 очков). За коллегами шла лодка В. Сенаторова. Из европейцев победу в категории «Дракон» одержали:
- Логинов, 32 очка.
- Стефан Линк, 32 оч.
- Маркус Бреннеке, 34 оч.
Любопытный факт! Ассоциация «Драконов» добилась массовости, завлекая килевыми яхтами с длинной кормой. Суда ходят по морям и океанам с 1929 г. В СССР лодки появились в 50-е годы.
Подготовительные алгоритмы складывалась в гармоничный паззл на фоне усложнившейся политической обстановки. Шведская команда наотрез отказывалась приезжать. Шведы одержали победу в прошлогоднем сезоне. Причем они просили пропустить их вперед. Некоторые снялись со старта накануне приезда в Северную столицу. При этом они приводили в качестве аргументов самые разные нелепые мотивы. Как вспоминает Сенаторов, основной причиной отказа от участия стала паника, связанная с надуманными ошибочными мнениями, пропагандируемыми в западных источниках прессы и массовой информации. Истерия западных стран послужила поводом для отказа от приезда в город на Неве. Те же, кто «рискнул» познать российскую гавань, не пожалели.
Многие яхтсмены изменили точку зрения о государстве, организаторских принципах спортивных мероприятий, быте населения. Великолепный Петербург открыл радушно двери, никого не напугав. Истинные эмоции восторга спортсмены-иностранцы испытали, познакомившись с историческим прошлым мегаполиса, культурным богатством. Многие прогулялись по старинным улочкам с заставшими в камне архитектурными традициями. Нашлось время посетить балетные, оперные выступления. Большое впечатление произвела русская кухня в уютных тематических ресторанчиках, мозаика многочисленных уличных кафешек. Вся инфраструктура города, интересные объекты оказались вне политических взглядов, показав красоту, понятную народам разных стран. Русский флот снискал к себе уважение.