Австрийский моряк Роман Хагара вот уже более трех десятков лет участвует в регатах класса «Торнадо». Яхтсмен доверяет катамаранам этой категории, принесшим ему неоднократные победы в ярких конкурентных играх на воде. В партнеры он взял Ханса-Петера Штайнахера, который помог чемпиону занять достойные позиции на Олимпийских соревнованиях в Австралии (2000 г.), а также в Греции (2004). В 2015 г. он собирался отправиться в российский Петербург, представляя гонку для молодого поколения на новеньких лодках класса-фаворита Flying Phantom в Red Bull Foiling Generation. Российские мальчишки, увлеченные парусами, с нетерпением ждали этого события. Как готовились чемпионы к гонкам, как он вспоминает ярчайшие события в жизни?
Почему молодежная регата?
Этот коллега, партнер и друг Ханс-Петер разделил точку зрения яхтсмена Хагары, что пора бы воспитать новое поколение мастодонтов, передав им знания, практические наблюдения, поведать о секретах яхтинга. Практически друзья-яхтсмены решили возродить новую волну парусных любителей и профессионалов, став управленцами регаты RedBull Foiling Generation.
Интересный факт! Гонка проводится в 7 государствах. Сотни юных капитанов из Швеции, России, Англии, Франции, Италии, Японии и Дании ждут регаты. К старту допускается молодежь 16-20 лет. В дальнейшем Фортуна открывает им двери в мир Youth America’s Cup, даря им хорошие перспективы.
Кроме того, миссией гонки корифеи яхтинга считают привлечение молодежи к спорту и расширение круга популярности катамаранов с подводными крыльями. В интервью капитан рассказал и о судне, на котором парни соревнуются.
Маленькая ласточка парит над морем – «Летающий фантом»
Парусник сложен хорошо, представляя собой конструкцию в 18 футов длиной. Производством его занимались на французской верфи в 2014 г. Фактически это мини-макет 72-футовика America’s Cup. Но 4 модели специально сделаны по заказу для молодежной регаты, которые теперь путешествуют по гонкам в семи уголках света.
Гордость этого детища и отличная особенность от классических вариантов – наличие подводных крыльев. Эти крылья создаются необычным образом. Инженеры отошли от стереотипного взгляда в строительстве, сделав J-образные формы этих деталей.
Благодаря такой схеме устройства лодка обретает силу динамики, развивает хорошую скорость, словно фантом гигантского корабля в миниатюре, паря над волнами.
Основной совет при управлении – удерживать стабильность движения. Небольшой ветер дарит возможность лодке идти с привычной для двухкорпусников скоростью. Лодка в 150 кг умеет подниматься до полуметра над водной гладью. Тут на «возвышенности» парусник приобретает более плавный ход. Корпус освобождается от волн, давая себе передышку от влаги, и разгоняется до 30 узлов. Со стороны выглядит, как в кино! Этот великолепный эффект подкупает, заставляет влюбиться в катамаран навечно. Любовь к лодке движет Хансом-Петером и Хагарой, 30 лет выбирающими судно для участия в регатах. Всякий раз, вставая у штурвала, мужчины не сомневаются: лодка придет к победе, или, по меньшей мере, порадует скоростями. Маленькая «ласточка» показывает чудеса, расширяя привычные представления о яхтах и шкиперах на них.
Надежда на крылья
Гуру яхтенного спорта считает фишкой этих лодок подводные крылья. По его мнению, за ними рисуются радужные перспективы яхтинга, продвижение лодок на мировом рынке, ведь благодаря такой системе яхтсмен иначе ощущает суть скоростной гонки. Чемпион сможет понять истинное предназначение: с маленьким экипажем прочувствовать впечатляющие скорости.
Гонщику нужно быть не простым любителем яхт, тут от него потребуется превратиться в «мультиспорстмена». Яхтсмену понадобится запас опыта, расчеты гоночной тактики, продумывание каждого шага, но и лодка подарит немало впечатлений взамен. Разумеется, отличную физическую форму никто не отменяет! Шкипер должен быть хорошо подготовлен, натренирован в быстроте реакции, держать мозг наготове решать неожиданные задачи. Эти качества ждут на регате «Ред Булл Фойлинг Дженерейшн». Участники соревнования ни разу не бывали на катамаранах такого класса, в этом интрига спортивного события. Но это опытные шкипера. Лодка удобная, к ней можно адаптироваться за 2-3 дня. Причем нужно суметь сладить с членами экипажа, проявляя умения в гоночных этапах, выигрывая у лучших. Зрители с удовольствием наблюдают с трибуны в режиме онлайн или воочию. Гонка вызывает неподдельный интерес у спонсоров, журналистов.
Катамараны «Летающий Фантом» ведут яхтинг к новому витку известности.
Зрители вскрикивают от неожиданности, глядя лодочные «полеты» наяву. Зрелище такого формата увидишь не каждый день! Но смогут ли такие парусники участвовать в соревнованиях более широкого масштаба?
Перспектива «Летающего Фантома»
Роман считает, что за судном стоит будущее яхтенной среды. Крылатые стальные «дельфины» доказали профпригодность, доросли до «Кубка Америки» и продолжают набирать скорость распространения по мировым акваториям. Тренд на этот катер пока сохраняется, ведь подводные крылья впечатляют. Хагара надеется, что лодки выйдут в класс Олимпиады. Любителю этих катеров уже не терпится скорее продвинуть катамараны в общую среду чемпионских гонок.
Роман Хагара уверен: лодка – не просто гоняется, показывая превосходную скорость. Крылатое устройство помогает яхтсмену возвыситься на ранг выше коллег. Судно дает шанс выделиться из толпы, применяя умелые тактические ходы. Тренировка представляет собой процесс максимального удовольствия и разнообразия. Мультиспортивный сегмент яхтинга выходит за рамки стандартов в управлении парусом, в подходе к движению, к самому себе. Как встретили молодые эти лодки?
Аппарат создан для молодежи
В этом уверен Роман, ведь молодые привыкли к темпам многозадачности, требуют больших скоростей, свиста ветра в ушах. Хотя лодка так несется, что порой даже страшно делается. Так что лодка словно бросает вызов: «Попробуй сладить со мной!». Яхтсмен, отваживающийся на столь рискованный и авантюрный шаг, выигрывает в ощущениях. Психологически такую встряску для души не забыть, однажды вкусив этот кайф. Полет – самое прекрасное ощущение для человека, он всегда стремился стать Икаром, и судно дарит такие эмоции.
Хотя новичку не стоит браться за штурвал, нужно попривыкнуть к другим видам лодок, побывать с ними в шторм, избавиться от страхов. Некоторые по неопытности даже уходят посреди регаты, не сумев справиться со скоростью. Но молодежь пора приучать к борьбе со страхом, открывать двери в интересный мир чемпионских регат. Освоив такую лодку, можно попасть в мир профессионального яхтинга, закрепив за собой званием истинного чемпиона, заслуживающего высокие награды. Даже корифеи ревностно порой относятся к таким гонщикам, но уважают их и с удовольствием жмут им руки. Кстати, лодок таких мало.
Эксклюзивный катер
Всего несколько экземпляров такого устройства знает мир яхтинга. Однако гонщики почитают за честь познакомиться с катером и усвоить технику управления. Теоретически подавать заявки может любой человек. Только в нацкомитете отдают предпочтение ловким, смелым, умелым. Управление катером мудреное, нужно время для привыкания.
Оргкомитет выдает лодки и перед соревнованиями дает 2-3 суток на подготовку, адаптацию. Во время тренировок спортсмены должны понять, подходит ли им сущность судна, смогу ли они гоняться с конкурентами. Матчевые регаты Foiling Generation обозначают четыре лучших экипажа. На пьедестале почета оказывается выдающийся спортсмен, путь которого в дальнейшем лежит на международный финальный этап. Юные таланты могут проявить себя и стартовать сразу с высокой планки. Это отличный шанс для молодых, но и груз ответственности недюжинный.
В чемпионы может выбиться каждый при большом желании.
Как рождаются чемпионы
Хагара начинал с виндсерфинговой доски, начав тренироваться с детства. Однако душа просила скоростей, и тренеры это вовремя распознали, отправив юнца на парусную лодку. Парень не испугался, согласившись взобраться на борт гоночного катамарана. Полюбив его всем сердцем, так и остался на любимой лодочке.
Роман стал двукратным чемпионом, несмотря на отсутствие у его родины выхода к морю. Вставать под паруса можно и без воды. Австрия полна озер. Их количества вполне хватило для понимания сути яхтинга, управленческих методов. Основной ключик к успеху лежит через желание. Австрийские озера еще и отличаются разными ветровыми нагрузками, береговой ландшафт тоже многообразный. Даже в одном водоеме природа дарит разные ветра, нагрузки на паруса и яхтсмена. Но это на руку новичку, чтобы он быстрее привык, смог затем выступать в неспокойной Атлантике и на разноплановом водном транспорте.
Остается и свободное время. Нельзя сказать, что яхтсмен денно и нощно прозябал на воде. Собственной яхты у Хагары нет, но он обожает проводить досуг на природе. Иногда берет в аренду лодку, благо австрийские водоемы располагают к хождению под парусом. Его сердце занято катамараном, но он любит и 7-метровые суда. Чартерные компании обладают небольшим флотом.
В качестве капитана Роман не считает необходимым мотивировать членов экипажа. Правда, в его команде всегда люди понимающие, вежливые, на борту почти всегда идиллия в отношениях. Каждый моряк отвечает за определенные виды работ, с пониманием подходя к общим целям.
Амбиции для профессионала важны. Без них невозможно достичь высоких результатов. Потому особой надобности в мотивации нет. Планируя гонку-2015, Хагара готовился выстроить дистанцию на открытой воде на базе питерского яхтенного клуба. Также он планировал сделать гонку в порту «Геркулес». Зрители ожидали бурю эмоций, наблюдая с трибун.
Зрелище волнительное, ведь воочию смотреть за игрой лодок на воде – не то, что по телевизору.
Юношеский спорт заслуживает продвижения, молодежь – красивых примеров и опыта. По мнению Хагары, нужно привлекать поколение «Тиктока» к реальному спорту. Возрастная преемственность классов, присутствующая в картинге или на «Формуле 1» служит прекрасным образцом для подражания.
Чемпионы взращиваются с детских лиг, затем юные дарования переходят в юношеские команды, радуя успехами тренеров, родителей и фанатов. Дальше открывается путевка в серьезный тур по яхтенной Вселенной с переживаниями, победами и фиаско. Но всегда регаты приносят огромное удовлетворение, ведь это победа над собой, эгоизмом, дурными мыслями. «Ред Булл Фойлинг» делает все, для того чтобы заметить эти «семена» талантов, вывести их на достойный уровень, чтобы гордилась страна, и они стали стоящими людьми!