На сегодняшний день состояние парусного спорта в государстве провоцирует появление множество вопросов. По какому маршруту пойдет развитие данного вида спорта? Вечеринки и встречи на Лазурном побережье? 3-4 профессиональных экипажа на всю Россию? Культивация некоторого количества олимпийских категорий, в которых присутствует хоть какая-то надежда заполучить медали? Либо что-то другое?
На волне оживленных переговоров касательно переформирования Министерства спорта с переадресацией госсистемы на разрешение новопоставленных задач предмет обсуждения деятельности спортивных федераций РФ, включая ВФПС, принимают глобальную остроту. Следовательно, какую миссию выполняет на сегодняшний день Федерация по парусному виду спорта Российской Федерации и какие ее цели? В какой степени она необходима отечественным спортсменам, чувствуют ли они ее присутствие, а также ощущают ли поддержку от данной организации? Существует ли положительная динамика касательно ее популяризации? Не обманчивым ли будет впечатление от того, что ВФПС стала бюрократической структурой, которая работает только на свое поддержание?
К слову, спортивная федерация представляет собой внеправительственную общественную организацию, которая призвана решать вопросы, которые тесно касаются физвоспитания, спорта, а также культуры.
Итак, для чего нужен ВФПС?
По словам исполнительного руководителя ВФПС Л. Кляймана, в 2002 г. он был принят на работу в крупнейшую американскую компанию Майкрософт, офис которого расположен в России. Он здесь проработал до 2010 г. сперва менеджером по стратегическим проектам, а потом менеджером по развитию предпринимательства в области здравоохранения. К парусному спорту Кляйман приобщился еще в 1978 г. На тот момент он был рулевой первого класса, имеющий звание КМС. Но с 2008 г. он является капитаном российского экипажа Финн Мастерс на ЧМ, которые проходили в период с 2009 по 2012 гг.
На протяжении 2010-2012 гг. спортсмен организовал сборы для команды Финн Мастерс с привлечением опытных яхтсменов В. Манкина и И. Карпака. С 2013 г. и по сей день Кляйман является исполнительным директором ВФПС.
Первым делом необходимо начать рассмотрение острого, но в то же время тонкого вопроса, который всплывает в разговорах либо комментариях на Фейсбук, как только появляется условное обозначение ВФПС: для чего она нужна? По какой причине яхтсмены должны в обязательном порядке вступать в данную ассоциацию?
Само собой, отмахиваться от подобных вопросов очень глупо и недальновидно, но и дать при этом простой ответ достаточно сложно. У данной федерации имеет множество функциональных обязанностей – какой из функций отдать предпочтение? Существует немалое количество причин, а также объяснений необходимости – какую из них отнести к немаловажной?
За прошедшие несколько лет появилось определенное количество подходов к пояснению и разложению по полочкам подобных вопросов – рациональный, нерациональный и устанавливающий стандарты. Соответственно, тут одной статьей нельзя не обойтись, однако следует начать с нормативного.
Следовательно, парусный вид спорта – это спорт межнациональной категории, который признается во всех активно развитых странах. Многие ли задумывались о том, что лежит в основе данного вида спорта? Поскольку в парусном мире существует множество класс суперяхт, есть различные зачетные системы, яхт-гонки проводятся во всевозможных форматах, где участвуют все, вне зависимости от возраста и опыта. Помимо этого, существует регата флотилии, гонки среди одиночек и команд. Ввиду чего попадает все это в единые границы того, что именуют «парусным спортом»? Как и по какой причине яхтсмены из всего земного шара могут принять участие в парусных соревнованиях, тем самым устанавливая какая из данных команд сильнее?
Да, по одной единственной причине. Потому как существуют международные правила яхт-гонок, согласно которых осуществляется проведения состязания. Аналогичная ситуация и в ином виде спорта, где существуют свои уставы, по которым осуществляется проведение соревнования. Тогда возникает следующий вопрос, откуда возникли данные правила? Их специально подготовила и согласовала федерация международного класса с последующей поддержкой. В случае надобности и развития технологического процесса ассоциация может проводить корректировку правил. Так, в футболе – ФИФА, в баскетболе – ФИБА, в парусном виде спорта – Ворлд Сейлинг, ранее была известна как ИСАФ.
Мировые каноны прописываются на основном мультинациональном языке – английском. Для того, чтобы этот регламент стал ясен в каждой стране, где профессионально занимаются яхтингом, международная ассоциация аккредитует только одну нацфедерацию, после чего передает ей правообладание в полном объеме на перевод с последующим распространением регламента.
Аккредитация предоставляется национальной организации, которая объединяет всех яхтсменов.
Также может возникнуть вопрос касательно того, куда направляется часть от всех членских взносов ВФПС. Она способствует формированию ежегодного членского взноса от российского парусника в международную организацию Ворлд Сейлинг. Итак, сколько составляют эти профвзносы? Отныне очень развитые страны платят двадцать тысяч фунтов в год, просто развитые – тысячу шестьсот фунтов, а державы, которые делают первые шаги в этом виде сопрта – всего лишь шестьсот. Стоит отметить, что каждая держава способна самостоятельно определиться с уровнем взноса, который она оплачивает. Здесь никто не принуждает оплачивать по максимальным тарифам. Но есть некоторое лукавство – может ли Российская Федерация записаться в перечень развитых в плане парусного спорта государств, где в год проходит всего лишь три с половиной регаты. Естественно, что нет! Кроме того, не видать тогда РФ ни одного мирового состязания в календаре, да и никто не допустит российских яхтсменов на ЧМ.
Таким образом, ВФПС необходима по большей части для того, чтобы каким-нибудь образом скопить финансы на то, чтобы оплатить ежегодный финансовый взнос в Транснациональную ассоциацию парусного спорта, что предоставляет возможность организовывать регаты по мировым правилам, а также принимать участие в гонках международного класса и приглашать на свою территорию мировые регаты.
ВФПС просто необходима всем
Как сообщил первый вице-президент ВФПС И. Ченцов, он профессионально занимался яхтенным спортом, имеет статус МС СССР и является победителем, а также призером большого количества соревнований. Так, с 1995 г. он занимает руководящую должность, а именно является руководителем Попечительского горсовета правоохранительных органов по Москве. Еще в этом году И. Ченцов занял руководящий пост Московской ассоциации яхтинга. Помимо этого, он руководит немалым количеством организаций и госфондов, а с 2000 г. занимает пост вице-президента Всероссийской ассоциации яхтинга. С 2009 г. он является вице-президентом Всероссийской ассоциации яхтинга по деятельности с различными российскими регионами, а с 2011 г. – входит в комиссию по поддержке Олимпийского комитета РФ.
Он убежден, что первоначальной причиной неприятия, а нередко и критики деятельности ВФПС с боку части яхт-сообщества служит стандартное непонимание такого неопровержимого факта, что организация оказывается единым официальным представителем, а также покровителем спортсменов перед региональными и федеративными российскими властями.
Понятное дело, в данной работе далеко не всегда получается именно так, как этого хотелось бы. Однако существенно улучшенное за последние 4 года число обращений из регионов к администрации ВФПС за помощью по любым вопросам, а также беспрерывное контактирование с управляющими всевозможных министерств и ведомств, уполномоченными Президента Российской Федерации в общегосударственных округах подтверждают о целенаправленности деятельности общественной организации по парусному виду спорта в данном направлении и существенно возросшем ее админресурсе.
Также Ченцов убежден в значительном улучшении интернациональной практики ВФПС и поэтапном повышении авторитета на мировой спортарене.
В результате этого стала конкретная скоординированная деятельность по максимально быстрому решению проблем касательно Олимпийских Игр в Рио.
Помимо этого, нельзя снимать со счетов филистерский подход яхт-сообщества к работе организации. Полагается, что никуда не отступающая и никогда не разрешаемая в полном объеме проблематика достаточного финансирования федерации всегда присутствовала в основе главных первопричин недовольства работой ВФПС. Яхтсмен убежден, что со временем решаемая задача формирования ультрасовременной яхтенной инфраструктуры в РФ, предоставление участникам ассоциации права как приоритетного, так и льготного пользования данной инфраструктурой послужит отправной точкой к колоссальному росту количества организаций, упрочнению финансового положения, а также повышению авторитета среди спортсменов и российского спортобщества в целом.
Предполагается, что первостепенными направлениями деятельности организации на ближайшее время, должны быть:
- Построение тесных рабочих взаимоотношений с администрацией общегосударственных органов, государственных ведомств и министерств, а также Олимпийского оргкомитета РФ;
- Усовершенствование федеративного законодательства в сфере яхтинга, а также общего регламента в сфере яхтинга и яхттуризма Евразийского союза;
- Значительное укоренение взаимодействия с администрацией межнациональной организацией парусного спорта и распространение достойных представителей Российской Федерации в ее президиум;
- Формирование ультрасовременной инфраструктуры для яхттуризма и парусного вида спорта за счет воплощения в жизнь целевых программ, а также инвестиционных проектов для того, чтобы укрепить материально-экономическую базу общественной организации, широкой популяризации яхтинга, включая и детского;
- Последующее распространение практических навыков подписания договоров между ассоциацией и субъектами Российской Федерации с обозначением всех актуальных проблематик, а также утверждение госпрограмм касательно пропаганды парусного вида спорта и яхттуризма на достаточно продолжительный период времени;
- Активная поддержка региональным ассоциациям в образовании руководящих президиумов, включая органов, наблюдательных комиссий с участием авторитетных и неравнодушных к миру яхтинга людей.
Необходимость пропаганды парусников и госпрограммы для их поддержки
А. Довгомеля, занимающий пост вице-президента ВФПС, сообщил, что с 2010 г. он является депутатом Думы горсовета Тольятти 5-го созыва, руководителем комитета по муниципальной недвижимости, градостроению и эксплуатации земли. Помимо этого, он входит в комитет по бюджету, Инвестиционный комитет города Тольятти, стратегический комитет города Тольятти. Также А. Довгомеля является председателем Ассоциации по парусному спорту Самарской области, председателем Наблюдательного комитета «Единение детских библиотек», представителем Атаманского управления Тольяттинского сообщества казачества и победителем конкурса в номинации «Благотворитель года».
Количество участников ассоциации на сегодняшний момент составляет приблизительно две тысячи человек. Естественно, для Российской Федерации этого просто недостаточно.
Для державы, где проживает практически сто пятьдесят миллионов человек, это крайне мало.
Итак, для чего нужно входить в ВФПС? Первой причиной, для чего это нужно – иметь прекрасную возможность принимать участие в регатах под ее попечительством. Всего лишь данное участие предоставляет право яхтсменам возможность взаимодействовать в рамках регламента, установленного Ворлд Сейлинг и одобренного ВФПС. Однако реальный интерес в данном членстве самих яхтсменов – это крайне простая штука. Она появляется тогда, когда присутствует колоссальная заинтересованность в итоговых результатах на официальном уровне, в пропаганде парусного спорта, в распространении таких ВИП-мероприятий, которые проходят за пределами ЕКП.
Таким образом, госпрограмма и активное развитие – это две основы, на которые должен опираться индустрия яхтинга.
Что же касается госфинансирования ВФПС, то на сегодняшний момент существуют несколько источников. Можно по-всякому оценить вклад спонсоров в яхтинг, однако то, что подобные спонсоры существуют, что они способны выделить колоссальные денежные средства, а также то, что они переживают за развитие парусного вида спорта, заслуживает всех похвал.
Согласно его мнению, касаясь популяризации яхтинга, то тут необходимо осуществлять ставку на детский парусный спорт. Тот, кто начнет этим делом заниматься с малых лет, тот будет продолжать заниматься и во взрослом возрасте. Если поставить акцент на детский яхтинг, то спустя определенное количество лет решится негласная проблема касательно количественных показателей членства сообщества.
Если постоянно не задумываться о стратегическом ходе развития, то будет то, что есть в данный момент: парусник выживает сегодня благодаря усилиям энтузиастов. Существовала программа Наблюдательного комитета по «Оптимистам» – в районах парусный вид спорта получил огромный толчок. Также была госпрограмма «Аленки», которая действовала и показывала отменные результаты по стране в целом. К сожалению, больше подобных госпрограмм не появилось, а поскольку важны не сами проекты, крайне важны стратегические планы на будущее. На детей в любом случае будут выделять денежные средства.
По мнению И. Ченцова, направлением первостепенной важности ВФПС является проведение регат в регионах, а также продолжение госпрограмм по «пунктам роста». К сожалению, их в РФ не так и много, но если оказывать помощь исключительно «отстающим коллективам», то передовые также перестают работать. Подобное было уже пройдено как в аграрной отрасли, так и экономике, поэтому не хотелось бы, чтоб что-то подобное повторилось и в парусном виде спорта.
Если вернуться к госпрограмме, то хочется затронуть актуальный вопрос касательно проведения состязаний на региональном уровне. На практике, это насыщенный событиями туризм. Сюда входит активное вовлечение людей в регионы. Только с процветанием ассоциаций в регионах можно будет что-то сказать о ее развитии, в противном случае, развития никакого не произойдет, сколько бы не вкладывали денежных средств.
Как государство приумножается территориями, так и ассоциация должна в обязательном порядке производить ставки на регионы. Точнее на те районы, у которых есть хоть какой-то опыт, где существует достаточно просторные акватории, где существуют свои традиции и большое количество почитателей яхтинга. Из такого регионального развития пойдет прирост по всем показателям.
Парусный вид спорта – это очень тяжелый труд
В. Логином, который является вице-президентом ВФПС, четырехкратным победителем СССР по яхтингу, МСМК, сообщил о том, что настоящая численность представителей данной организации крайне мала. Необходимо сказать о том, что нужно проводить колоссальную работу по вовлечению других яхтсменов РФ, а это огромное количество человек. Задачу нужно сформулировать следующим образом: «Быть представителем данной организации должно стать очень престижным».
Однако все-таки надо отметить, что на сегодняшний день исключительно активные любители, а также профессионалы могут стать членами ассоциации.
Одним из самых интереснейших шагов, которые может предпринять ассоциация для того, чтобы вовлечь в свою сферу новых людей, могла бы послужить толчком процедура массового освещения всех яхт-гонок, начиная от профессиональных и заканчивая любительскими, в которых принимают активное участие россияне. К примеру, на своем сайте. Собственно, подобное необходимо воплощать в жизнь не негласно, а крайне ответственно – с регистрацией фамилий и имен всех потенциальных участников, с их фотоснимками, а также с небольшим интервью. Да, это кропотливая и очень большая работа, однако этим необходимо тщательно заниматься и тогда она даст свои результаты. Людям очень по нраву приходится, когда о них упоминают в СМИ или упоминают при беседе с близкими друзьями либо знакомыми, ссылаясь на свое участие либо вступление сообщества.
По мнению эксперта, это крайне немаловажный момент популяризации яхтинга. И тут нельзя не отметить, что качественное освещение яхт-гонок посредством официального сайта ассоциации, является основным результатом в деятельности организации за последние четыре года. Еще одной возможностью расширения поля деятельности федерации – индивидуальная работа, которую проводит ее президент, в частности проведение работ по поляризации яхтинга в регионах. Это хорошо сработает как на рост количества представителей организации, так и рост количества ассоциаций регионального значения. Не следует забывать о том, что Россия – это великая страна.
Однако, к сожалению, средств для подобной работы пока фактически нет. По крайней мере, отсутствует какая-либо информация по данному поводу, в особенности новых источников государственного финансирования профдеятельности организации парусного спорта. Если упомянуть о работе Наблюдательного совета, то прежде всего нужно отметить личное вложение главы совета в поддержку яхтинга в РФ. И его крайне сложно переоценить.
В. Логинов считает, что преобладающим уклоном в работе сообщества является техническое сопровождение юношеских и детских категорий. Он поведал о том, что хотел бы, как и прежде, остаться в президиуме, предполагая, что сможет еще привнести колоссальную выгоду яхтингу, активно защищая и популяризируя предлагаемую им госпрограмму касательно увеличения численности молодых яхтгонщиков в переходных мировых категориях суперяхт.
Что же касается пункта о том, какую значимость имеет для страны недавно завоеванная олимпийская медаль и какова заслуга непосредственно Федерации, он молвил так: данная медаль – это личная заслуга непосредственно самой Стефании, ее личного, а также первого наставников. И всего лишь! Без сомнения, Стефания – это настоящий самородок, который отличается творческим и нестандартным подходом к тяжелейшей парусной работе.
Основные задачи, возложенные на ВФПС – активное развитие регионов, а также полное взаимодействие с правительством
Г. Шадуйко – это титулованный МС, семикратный чемпион Советского Союза, четырнадцатикратный чемпион Российской Федерации, серебряный призер 26-х Олимпийских Игр-1996. Помимо этого, он является вице-президентом ВФПС, трехкратным чемпионом в категории «Солинг», победителем Европы в категории «Летучий голландец», чемпионом кубков мира в категории «Солинг», а также «Летучий голландец». Также Г. Шадуйко занимает пост тренера России по парусному спорту.
В настоящее время численность представителей ВФПС – это всего лишь маленькая капелька в океане. Но в данный момент нет никаких других причин входить в данную организацию, помимо как принятие участия в каких-либо соревнованиях высочайшего уровня, которые проводятся под попечительством федерации, у яхтсменов нет. С целью популяризации членства организация предлагает, к примеру, страхование членов организации, а также программу лояльности в виде скидок в сети магазинов – компаньона ассоциации. Это в общей сложности работает, но недостаточно прозрачно и общедоступно.
Для того, чтобы спортсмены изъявили свое желание вступить в ассоциацию, она должна быть в обязательном порядке открытой, общедоступной и прозрачной. Помимо этого, она должна также создавать уникальные и захватывающие проекты, способные притягивать яхтсменов для активного участия, тем самым вызывая у них колоссальный интерес. Ассоциации регионального уровня способны стать хорошим ресурсом Всероссийской федерации, однако для этого с ними необходимо поработать. К ним необходимо приходить, демонстрировать примеры своих работ, пояснять, проводить обучение, чтобы в регионах начался динамичный рост парусного сообщества. Необходима очень активная политика Федерации регионального значения, а ею необходимо постоянно заниматься, динамично отслеживая все события и течения, происходящие в регионах.
Помимо этого, организация должна оказывать помощь тем парусным ассоциациям, которые постепенно начинают в настоящий момент восстанавливаться, таким образом поднимаясь на ноги. Оказать помощь в подборе руководящих президиумов, наладить отношение с региональной администрацией, местными спортивными комитетами, предоставить им доказательства того, что яхтинг просто необходим и является не менее популярным видом спорта. Как раз для этих целей и необходимы общественные организации и реальные парусные сообщества.
Основным достижением ассоциации за последние несколько лет своей деятельности стало существенное повышение качества проведения яхт-гонок. Так появились на свет новые проекты – что-то вроде Нацлиги. Хотя сама Лига по затее все-таки должна быть состязанием среди яхт-сообществ и тут, по мнению эксперта, происходит немного неверный подход к ее популяризации, а также непосредственно к формату яхт-гонок. В Российскую Федерацию прибыли новейшие парусные представления, к примеру, Экстрим Сейлинг Сериес, который имеет уникальную «стадионную» яхт-гонку. Дальний Восток также провел отменную серию состязаний международного класса. Существенно повысился уровень состязаний чемпионата РФ в олимпийских категориях.
Само собой, существует еще немало проблем. По мнению Г. Шадуйко, ассоциация не отрабатывает в полном объеме с новыми направлениями: она упустила крайне немаловажную ситуацию, связанную с новыми категориями – кайтами, досками и катамаранами. Во всем мире данные направления очень активно развиваются, но РФ пока что буксует в этом плане, причем на полную силу. Также полностью было заброшено национальное строение суперяхт, а особенно, детское судостроение. Еще четыре года тому назад существовал проект «один плюс один», который в значительной мере стимулировал регионы к покупке судов, а также способствовала активной поддержке отечественных судостроителей, производивших швертботы. На данный момент этот задел был утрачен в полном объеме, а без собственного кораблестроения рассчитывать на массовую популяризацию попросту невозможно. В случае, если ориентироваться исключительно на импорт, то тогда вытащить данный вид спорта в массовость не получится. Без собственного яхтостроительного производства на арене делать нечего.
Помимо этого, существует и колоссальное торможение касательно развития корпуса для судей и с тренерским составом. Те баллы, на которые смогли бы рассчитывать российские спортсмены в плане проведения обучения тренерского состава, пока что очень сильно хромают. Сюда относится и Академия физкультуры в Питере, и институты физкультуры, находящиеся в Москве и Краснодарском крае.
Если упомянуть о подробностях приоритетов, то по мнению эксперта, в данный момент ассоциация просто обязана отточить до идеальности системы «1С», которая предоставит возможность яхтсменам удаленно записаться на парусные состязания, чтобы спортсмены также могли удаленно наблюдать конечные и предварительные результаты, видеть свой рейтинг в турнирной таблице и прочее. Ее полное отсутствие предоставляет возможность спортсменам время от времени обходить мандатный комитет, при этом участвуя в регатах, не будучи в составе ВФПС. К примеру, во Франции подобное попросту невозможно. Система просто-напросто отклонит такую заявку на принятие участия в регате без официального членства в нацфедерации.
История возникновения ВФПС
ВФПС была создана в далеком 1991 г. группой яхтсменов, которые являются выходцами из Российской Федерации. Организация объявила себя преемницей парусного гоночного союза РФ, который бал основан в 1912 г. в северной столице – Питере. В 1994 г. ВФПС вновь вошла в состав ИСАФ.
Избежав негласной преемственности с парусным спортом времен СССР, учредители данной ассоциации таким образом сделали ее «деревцем, не имеющий корней», поскольку отныне, опять-таки негласно, ультрасовременный российский парусный вид спорта не может посылаться на колоссальные заслуги В. Манкина, В. Чучелова, И. Матвеева и многих других яхтсменов.
В данный момент ВФПС имеет в своем составе 2 000 представителей и 42 ассоциации регионального значения.
Первая проба российских спортсменов объединится состоялась в 1897 г., во время проведения первой Всероссийской экспозиции атрибутики любительского, промышленного и торгового пароходства. К превеликому сожалению, все, что на тот момент посчастливилось создать энтузиастам, так это сформировать Объединенный гоночный комитет, который в 1955 г. был переименован в Согласительный комитет. Так, в 1910 г. в Питере был сформирован союз яхт-сообществ и прочих сообщество водного спорта, которые действовали в пределах Питерской губернии, а в скором времени и за ее пределами.