Одна из основных частей яхтенной жизни — постановка на якорь. Именно от нее зависит качество отдыха на стоянке. Существует огромное количество нюансов, связанных с постановкой на якорь, и это достаточно непростая задача. Каждый класс судна имеет свои особенности и маневры.
Оптимальная постановка на якорь — трудная задача, и существует множество факторов, связанных с выбором оптимального маневра. Среди них можно отметить погодные условия, опытность экипажа судна и его размеры. Кроме того, немалую роль играет и форма самого якоря. В качестве примера можно привести то, что суда с длинным килем требуют гораздо большего свободного пространства для совершения маневра, а также на постановку уходит в разы больше времени в сравнении с коротким килем.
Один из главных факторов, которые влияют на удачность маневра — подготовка. Перед совершением маневров обязательно необходимо проверить все — снасти, трос, цепь и, собственно, сам якорь. Желательно совершать наименьшее количество действий. При совершении данного действия желательно иметь при себе необходимые инструменты вроде фиксирующего бензеля и такелажной скобы. Стоит отметить, что наличие томбуя также очень важно.
Также необходимо в обязательном порядке изучить показания эхолота, ведь можно наткнуться на мелководье.
Отдых на стоянке требует серьезной подготовки, которая схожа с подготовительными действиями перед отправкой в море. Необходимо полностью заполнить бак с пресной водой, зарядить аккумулятор, изучить прогноз погоды на ближайшие дни, проверить наличие якорного огня и его работоспособность. Все это необходимо делать даже в том случае, если вы не собираетесь оставаться на стоянке длительное время.
Если вы никогда не становились на якорь, то стоит выбрать хорошее место для постановки: как можно меньше посторонних судов, изучить все погодные условия на ближайшее время, выбрать идеальное место, однако оно не должно быть популярным. Многие предпочитают учиться постановке на якорь в полном одиночестве, ведь постоянные советы могут сбить с мысли и помешать сделать все правильно.
Идеальным считается место с песчаным грунтом и 1-2 метрами глубины. Такие места предпочитают выбирать даже капитаны, имеющие большой опыт в управлении судном и испытывающие новые типы якорей и устройств, связанных с маневрами. На данный момент большинство современных судов оснащено стандартной якорной установкой, которые обладают немалой держащей силой. Однако необходимо обязательно иметь длинный якорный конец, и становиться на относительном мелководье.
Если на вашем судне установлена тяжелая якорь-цепь, то ее нужно вытравить за борт на расстояние, которое, как минимум, в пять раз больше расстояния от судна до дна. При этом стоит отметить, что учитывается высота, на которой присутствует якорная установка. Если на вашем судне не тяжелая якорь-цепь, а обычный синтетический трос, то придется отдать не меньше десяти расстояний до дна. С первого взгляда может показаться, что это очень внушительно, однако на самом деле это не так. Например, при расстоянии в четыре метра от борта до дна необходимо потратить всего двадцать метров, если установлена тяжелая якорь-цепь, и сорок — если синтетический трос.
Томбуй необходим для того, чтобы другие владельцы судов могли видеть, где установлен ваш якорь. Это нужно, чтобы капитаны смогли стать в отдалении от якоря во избежание столкновений.
Кроме того, томбуй идеально подходит для того, чтобы поднять якорь, если его почему-то заклинило.
Маневры
Исследование территории
Разведывание территории является очень важной частью постановки на якорь. Если пренебречь этим этапом, то в случае неожиданного захода ветра яхта, судно, которое стоит на якоре, вполне может коснуться грунта. Обязательно становиться в тех местах, которые достаточно глубоки для якоря. Поиск подходящего места — простая задача, на которую не уходит много времени. Нужно включить эхолот и обойти то место, куда вы хотите встать на якорь. Стоит учитывать кильватерный след. В нем нередко проглядывается грунт, который поднимается наверх за счет действия винта — сюда входят небольшие камни, водоросли и так далее. Стоит отметить, что обязательно нужно учесть колебание уровня воды в месте, где вы хотите встать на якорь. Нужно руководствоваться временем приливов. Если вы встаете на якорь на территории Балтийского моря, то необходимо быть особо осторожным: ветер может поднимать уровень воды вплоть до нескольких метров.
Этот маневр выполнить достаточно просто. Достаточно, чтобы экипаж действовал слаженно. Именно от выбора места зависит то, как экипаж судна проведет ночь.
Подъем якоря
При готовности якорного механизма к тому, чтобы отдать груз, рулевой должен остановить свое судно в том месте, куда планируется положить якорь. Судно нужно держать против ветра. После того, как капитан отдает соответствующую команду, якорь отдают. Однако сначала необходимо отдавать не весь груз, а только часть, достаточную для столкновения с грунтом. После этого глубину веревки тщательно измеряют. В результате измерений получается результат, носящий название «якорная глубина». Если на месте стоянки дует ветер, то он должен снести яхту в нужное место, однако вполне можно отойти назад с помощью мотора. Нельзя допускать напряжения якорного конца — необходимо периодически его ослаблять. После того, как веревка опустится в воду на четыре расстояния от судна до якоря, необходимо нагрузить якорный конец так, чтобы он слегка выбрался. Если цепь или трос резко передвигаются, то это значит, что якорь не закрепился на дне и сползает с места.
Второй якорь
При якорной стоянке яхту нередко раскачивает. Это может очень раздражать и мешать спокойно отдыхать, набираясь сил, однако такого явления можно достаточно просто избежать, отдав два якоря. Это достаточно сложный маневр, однако при должном умении его можно совершить без особых усилий. После того, как первый якорь был отдан, необходимо не замедляться, а продолжать идти по заданному направлению. При столкновении первого якоря с грунтом необходимо замедлить скорость передвижения и сделать так, чтобы курс судна по направлению ветра был на полветра (галфинд). Дальше необходимо медленно передвигаться до достижения необходимого количества якорных глубин. После этого нужно сбросить ход, отдать второй якорь.
Если вы хотите достичь идеального результата и сделать так, чтобы судно вовсе не качало, нужно отрегулировать длину якорей так, чтобы они стояли под углом в девяносто градусов.
Надежность
Необходимо сразу проверить надежность стоянки на якоре. В некоторых случаях пренебрежение этим этапом приводит к бессонной ночи. Проверку провести достаточно просто — нужно окончательно понять, что якорь удерживается на грунте.
Удержание якоря
Определить удержание якоря достаточно просто, и на это уходит совсем небольшое количество времени. Существует достаточно простой в освоении метод — пеленг. Пеленг стоит делать на объекты, расположившиеся неподалеку от судна, ставшего на якорь. Желательно, чтобы они находились неподалеку от направления, перпендикулярного курсу судна. В качестве такого объекта можно использовать практически все: дом, холм, улицу, одинокое дерево или куст. Стоит отметить, что нельзя использовать соседние яхты или плавучие знаки, ведь они постоянно передвигаются. Они — не фиксированные точки, а подвижные.
Рулевой должен брать пеленг на объект и медленно передвигаться назад. После начала движения пеленг немного меняется, а после этого якорный конец переходит в натянутое положение. Испытание на прочность удержания якоря считается идеально завершенным только в том случае, если пеленг остается неподвижным на протяжении двадцати секунд работы судна на удвоенных оборотах. Пеленги необходимо записывать в вахтенном журнале.
Стоянка
Стоянку можно сделать гораздо более комфортной, соблюдая ряд правил. Благодаря этому якорные концы не будут запутываться, а также появится возможность избежать ряда других проблем.
Тросовый «Поросенок»
На любой парусной яхте, которая стоит на якоре, который отдается с носовой части судна, всегда происходит раскачивание, которое зависит от силы и постоянства ветра. Данное событие нельзя назвать приятным: ветер может дуть с самых разных сторон, постоянно меняя свое направление. Во время купания трап может запросто уйти от людей, которые отдыхают в море. Однако у этого есть еще одно негативное последствие — во время того, как нос судна пересекает линию ветра, якорь переживает сильнейшую нагрузку, которая в несколько раз сильнее обычной. Однако раскачки можно просто избежать, добавив на якорный конец небольшой груз, который минимизирует вред от влияния ветра на судно. Желательно закреплять его заранее в том месте, которое лучше всего на нем подходит.
Положение этого груза можно менять, руководствуясь глубиной места, где находится яхта.
Постановка с широко разнесенными якорями
В большинстве популярных мест для стоянок практически отсутствует свободное место, а если оно и есть, то имеет строгие ограничения. В таком случае необходимо всеми возможными способами избегать дрейфа или разворота судна, ведь в таком случае возможно столкновение с «соседом». Так можно повредить как свое, так и чужое судно, что, конечно же, нежелательно. Специально для избегания таких ситуаций есть так называемая V-образная постановка на якорь. Якоря необходимо широко разносить. Благодаря этому судно не так чувствительно отзывается на изменения ветра, судно практически перестает дрейфовать.
Постановка с кормы
Некоторая часть судов имеет конструкцию, которая гораздо спокойнее реагирует на ветер в том случае, если постановка на якорь происходит с кормовой части яхты. Действительно, такой способ совершения маневра достаточно популярен. Так можно избежать использования второго якоря и грузов. Такая постановка идеально подойдет для тех ситуаций, когда остановка проходит на очень короткое время и нет смысла укреплять положение яхты. Помимо этого, при использовании данной постановки нагретый солнцем кокпит охлаждается с помощью ветра. Кроме того, такой способ постановки имеет еще ряд достоинств: яхты, которые дрейфуют под ветер, всегда можно увидеть, также вполне доступен в поле зрения кранец. Эта постановка является идеальным вариантом для путешественников-одиночек. На нее уходит меньше времени, чем на V-образную.
Автотомбуй
Наличие блока и дополнительного балласта — идеальный вариант для тех ситуаций, когда необходимо держать томбуй на месте и если на него воздействует ветер или течение. Эта автоматическая система удерживает его на месте даже во время отлива или прилива, стабилизирует положение вне зависимости от уровня воды. Балласт нужно делать мягким — идеально подойдет песок, насыпанный в пластмассовую бутылку. Так он не повредит корпус лодки и будет исправно исполнять свою роль.
Сигналы днем и ночью
Абсолютно каждое судно, стоящее на якоре днем, должно периодически подавать специальный сигнал. Это — простой шар черного цвета на носу яхты. Он означает, что проходить около носа лодки запрещено, ведь это усилит посадку на трос. Если якорный сигнал отсутствует, то морские власти государства, в водах которого находится судно, наложат серьезный штраф. Ночью сигнал также нужно исправно посылать, но уже используя специальные огни. Это позволит защитить ночных путешественников и рыбаков от столкновения с якорной цепью.
Якорная вахта
Использование эхолота
Эхолот является неотъемлемой частью любого судна с современным оборудованием. Благодаря его использованию можно с удобством наблюдать за глубиной воды неподалеку от судна. Он подает тревожный сигнал в том случае, если уровень воды резко падает или, наоборот, становится выше. Стоит отметить, что сигнал подается в случае сильного отклонения от стандартных значений. Если вы стали в тесной якорной стоянке, в которой глубина практически всегда сохраняется в одном значении, то использование эхолота также обязательно: он сразу же сигнализирует о том, если на близкое расстояние к вашей яхте приблизился неизвестный объект.
Однако при отсутствии электрической энергии данное устройство становится попросту бесполезным, а вот при наличии на судне ручного лота и ведра можно не беспокоиться по этому поводу. На стоянке происходит стравливание веревки, к которой крепится лот. Необходимо проводить его до того момента, пока сам лот не столкнется с дном. После этого чег необходимо привязать к ведру, которое специально для этого стоит на палубе. При сильном смещении лот потянет емкость, которая опрокинется и издаст очень громкий звук, привлекающий внимание моряков. Такой способ отличается надежностью и универсальностью.
GPS
Наблюдение за нахождением судна в пространстве также можно проводить с помощью GPS и системы спутникового наблюдения. Нужно указать специальный радиус дрейфа, и если судно уйдет за него, то незамедлительно появится тревожный сигнал. Он установлен абсолютно во всех устройствах GPS, даже в самых небольших и дешевых. Одна из самых трудных задач — точное определение якорного места и задавание радиуса, при выходе за который подается сигнал тревоги. Профессиональные моряки предпочитают устанавливать центр радиуса на месте, где стоит якорь, а после этого вокруг него задают допустимую для перемещения область.
При использовании такого способа шанс ложной тревоги очень низок, а вот в других случаях сигнал может сработать даже при изменении направления ветра.
Правовая часть
Существует огромное количество аспектов якорной стоянки, связанных с законодательством. Например, капитан судна бросил якорь, поставил пеленг, выбрал ориентир и занес его в журнал, а потом вместе со всеми членами команды отправился, например, пообедать. Закончив обед и вернувшись к стоянке, он понял, что яхты больше нет на изначальном месте. Яхту снесло с якоря, она двигается по направлению к ближайшей скале и повреждается, столкнувшись с ней. Страховая организация в таких случаях имеет право не выплачивать полную сумму своим клиентам. Эта ситуация юридически обозначается как халатность экипажа, и страховая компания выплатит гораздо меньшее количество средств (если вообще сделает выплату).
Каждый капитан или владелец судна, когда покидает свою яхту, должен иметь при себе устройство, в котором в реальном времени показано передвижение лодки по акватории. Также необходимо проверять качество постановки на якорь. Желательно оставлять хотя бы одного члена экипажа на борту, ведь не во всех местах есть бесперебойный доступ к интернету, и информация может вовремя не дойти до получателя.
Расход электроэнергии
При нахождении на судне необходимо обязательно следить за тратами электрической энергии. Ее расход можно понять, не используя специальные измерительные приборы.
Если на вашем судне энергия идет от генератора, а не от возобновляемых источников электроэнергии, то необходимо периодически посещать берег для пополнения запасов. Быстрее всего зарядка проходит с помощью дизельного генератора энергии. Конечно, он достаточно сильно шумит, но на зарядку уходит не очень много времени. Теплый утренний душ длительностью в двадцать минут тратит около 10 Ач. При том, что такое количество энергии вырабатывается солнечной панелью размером в 0.3 квадратного метра за день (в идеальных условиях).
Обязательно нужно следить за расходом энергии и стараться ее экономить, или же иметь на судне мощный аккумулятор.
Наибольшее количество электрической энергии уходит на холодильник. Если есть такая возможность, то установите температуру охлаждения немного меньше обычной. Также немало энергии уходит на нагревание воды. Многие путешественники, которые хотят сэкономить электроэнергию, моются в море, а пресную воду используют только для ополаскивания. Больше всего электричества тратится именно на личные нужды — купание, душ и так далее. Количество пресной воды можно увеличить, если предварительно взять несколько канистр во время стоянки.