Марины, изначально предназначавшиеся для стоянки и обслуживания судов, в современном мире приобретают функции торговых и туристических центров. Застройщики при возведении новых марин делают акцент на архитектуру, технологичность и экологичность.
Вообще-то основная цель марины довольно практична: это место для заправки судов, пополнения запасов, ремонта. Однако, за последние два десятилетия ландшафт отрасли был настолько революционизирован, что многие марины стали самостоятельными пунктами назначения, призванными завлечь владельцев яхт и развлечь экипаж.
От вертолетных площадок и терминалов для частных самолётов до зимних домиков для путешественников: современная марина – это гораздо больше, чем просто причал. Эти новые пристани действуют как крупные коммерческие операторы, укомплектованные роскошными спа-салонами, бутиками с дизайнерскими модными брендами, ресторанами, отмеченными звёздами Мишлен, и эксклюзивными возможностями для недвижимости.
«Марины стали намного больше, чем просто местами для причала яхт», – говорит Дэн Хьюз, главный операционный директор марины «Camper & Nicholsons». – Владельцы, капитаны и их команды ищут большего. Они должны чувствовать себя особенными и получать достойное обслуживание, с непременным соблюдением конфиденциальности и безопасности. Это создаёт для них причину потратиться на услуги и статус, предлагаемые мариной».
Акцент на туризм
Увеличение площади марин приводит к тому, что они становятся центральными объектами для прибрежных сообществ, в которых они расположены. «Porto Montenegro», открывшаяся в 2014 году, является ярким примером этого. Многомиллионные инвестиции Питера Мунка превратили заброшенную военно-морскую базу в процветающую деревню с мариной. Это место может даже похвастаться первой школой-интернатом Черногории, Международной школой Найтсбридж и Военно-морским музеем. «Полный сервис, хорошо управляемая и рекламируемая марина должна стать главным образом туристическим центром, который привлекает финансы и улучшает экономику местности», – говорит Хьюз.
Количество строящихся объектов – от комплекса стоимостью в 650 миллионов евро в черногорском Портонови с первым отелем в Европе класса «One & Only», до Гавани Дубая площадью в 1,8 миллиона квадратных метров – показывает, что пока еще нет признаков замедления этой тенденции.
Размер имеет значение
Несмотря на уже испытанные резкие изменения, отрасль готова к дальнейшему развитию. Самый большой фактор, который, как ожидается, повлияет на будущее марин – это увеличение размеров суперяхт. «Марины должны увеличить количество больших причалов, способных встретить поток 80-метровых яхт, ожидаемый в течение следующих нескольких лет, – говорит Пол Кук, бывший генеральный менеджер барселонской «OneOcean Port Vell». – Существует критическая нехватка больших причалов для яхт, которая только нарастает».
Хьюз считает, что решение проблемы недостачи больших причалов может быть найдено благодаря инновационной архитектуре. «Снятие избыточности в дизайне и создание гибкого пространства, позволяющего принимать яхты различных классов на одном и том же причале даёт оператору марины возможности для манёвра», – говорит он.
Чарльз «Бадди» Дарби, владелец суперяхты и основатель гавани Кристоф в Сент-Китсе, согласен с тем, что технологичность станет важным фактором в строительстве марин. «Благодаря достижениям в области науки, техники и технологий, возможности для архитектуры марин захватывают, – говорит он. – Мы начинаем видеть внедрение новых береговых конструкций, таких как укладчики яхт. И нет никаких сомнений в том, что робототехника будет играть большую роль в проектировании и обслуживании марин, а также в тех сервисах, которые мы можем предоставить».
Зелёные верительные грамоты также становятся все более важным фактором для владельцев яхт, капитанов и их экипажа. «Марины, не только предоставляющие средства для сбора и удаления отходов, – говорит Хьюз, – но также заботящиеся о поддержке и защите морских экосистем, вероятно, будут иметь более высокие шансы на избрание в качестве места причала». В Сент-Китсе Дарби заметил аналогичную тенденцию: «Мы уже видим положительную реакцию на защиту и восстановление морской экосистемы, – говорит он. – По мере того, как индустрия марин растет, её лёгкая походка требует больших обязательств и большего внимания».
Будущие направления
1. ОАЭ: Гавань Дубая
Разработанная с учётом возросшей вместимости дубайских яхт, гавань площадью 1,8 млн. квадратных метров строится рядом со всемирно известным островом Палм-Айленд. Собственно, это будет не просто гавань, а роскошный туристический комплекс. Помимо 1400 причалов для судов длиной до 85 м, здесь будет и терминал для круизеров, торговая площадка и центр, шоу-арена, яхт-клуб. И всё же главной достопримечательностью дубайской гавани станет самый высокий в мире маяк, который также будет служить как роскошный отель и обзорная площадка с 360-градусным видом. Высота этого архитектурного произведения составит 135 метров.
2. Италия: «Кала-дель-Форте», Вентимилья
Будучи всего в 8 км от Монако, марина «Кала-дель-Форте» добавит на компактный участок береговой линии 171 причал для яхт длиной 6,5 – 60 м. Разработанная принадлежащей правительству Монако организацией «Société Monégasque Internationale Portuaire», марина после завершения строительства будет иметь массу магазинов и кафе, а также лифт или фуникулёр для трансфера посетителей в историческую часть Вентимильи.
Для этого провинциального городка с относительно молодым населением внедрение марины «Кала-дель-Форте» может открыть прекрасные перспективы по развитию туризма. В Монако тоже не сидят, сложа руки и готовят вертолётные маршруты по направлению к марине. Общая стоимость проекта, открытие которого запланировано на лето, оценивается в 80 млн. евро.
3. Черногория: Портоновы, Герцег-Нови
Современная пристань, откликнувшаяся на вызовы черногорских суперяхт, будет находиться в самом центре комплекса стоимостью 650 млн. евро, в заливе Бока. Портоновская марина сможет принимать яхты длиной до 70 м, для судов же длиной до 120 м будут предназначены сезонные причалы, расположенные на внешней стене. Марина будет снабжена водой и электричеством, оснащена туалетами, душевыми, прачечной и газовой заправкой.
Спроектированная исключительно для нужд яхтсменов, пристань Портоновы может стать знаменитой благодаря «закрытому» яхт-клубу, созданному компанией «Winch Design», и первому в Европе курорту класса «One & Only». Открытие марины запланировано на лето этого года.