Небольшой парусник Sailbuoy SB Met поставил рекорд. За два с половиной месяца он пересек Атлантический океан. Этот вояж был особенным: судно путешествовало автономно и не имело на борту людей. За время плавания парусник ни разу не пополнял свои запасы расходных материалов.
Детище норвежской компании Offshore Sensing AS вышло из канадского залива Ньюфаундленд в начале июня и прибыло к берегу Северной Ирландии в конце августа. В общей сложности путешествие заняло восемьдесят дней. Пройденное расстояние составило около 1800 миль.
Успешная реализация давнего проекта
Это первый опыт, осуществленный в рамках знаменитого проекта Transatlantic Microtransat Challenge, который завершился удачно. Идея появилась еще в 2005 году, однако воплотить ее оказалось непросто. Двадцать три попытки окончились неудачей. Sailbuoy SB Met стал двадцать четвертым судном, спущенным на воду для подобного путешествия.
Директор норвежской компании Offshore Sensing AS Дэвид Пэдди признался, что сдаваться не собирался, несмотря на множество поражений. «Мы изначально ставили себе цель – доказать, что это возможно», – заявил он.
Парусник Sailbuoy SB Met доказал, что небольшие суда-роботы могут ходить на огромные расстояния и решать различные задачи. По словам Дэвида Педди, компания продолжит работать над созданием новых моделей подобных самоуправляемых лодок. Offshore Sensing AS планирует добиться, чтобы суда могли преодолевать еще более крупные расстояния и при этом самостоятельно собирать и передавать необходимые данные.
Решение первостепенных задач
Подобные разработки необходимы для различных исследований. В первую очередь они могут заинтересовать научных деятелей, которые занимаются изучением океанов. Парусник способен измерять различные параметры в воде, атмосфере, искать нефть и иные полезные ископаемые и решать иные важные задачи.
Судно-робот находится под постоянным наблюдением оператора. В случае непредвиденных обстоятельств в управление им можно вмешаться дистанционно. Таким образом, риск аварий существенно снижается.
Будущие модели, подобные этой, компания Offshore Sensing AS предварительно оценивает в 175 тысяч долларов. Это совсем небольшая цена для судна, которое способно использоваться для столь важных целей. Например, аренда исследовательского корабля на несколько дней будет стоить столько же. Поэтому преимущества робота очевидны.
Длина парусника составляет всего 2,5 метра. Его ширина равна 50 сантиметрам. Он работает от солнечных батарей и литиевого аккумулятора, являясь экологически чистым. На судне установлена навигационная система GPS, Airmar Windsensor и система передачи информации Iridium. Эксперты полагают, что подобные «игрушки» будут очень востребованными среди научных организаций.
После того, как парусник благополучно прибыл к берегам Ирландии, его путешествие завершено не было. Ему предстояло вернуться в Норвегию, расстояние до которой составляло семьсот миль. С этой задачей он также успешно справился.
Автор: Николай Данилов