Продолжаем рассказывать историю Императорского яхтенного клуба, расположенного в Москве.
Члены императорской семьи не обходили своим высочайшим вниманием яхтенное дело. Например, великий князь Константин Николаевич, который покровительствовал морскому делу и яхтенным клубам в своем Отечестве, преподнес в подарок жителям столицы шлюпку. Суденышко смастерили питерские мастера. Сын Императора, великий князь Алексея Александровича подарил столичному яхтенному клубу быстроходную парусно-гребную шлюпку. Подарки членов императорской фамилии внесли в перечень клуба как подарки. Авторитет столичного яхтенного клуба рос пропорционально его заслугам перед государством российским и москвичами.
Неоценимый вклад
В те времена не существовало регламента о том, как именно должны ходить суда по Москве-реке. Поэтому на воде была полная анархия. Все суда: и лодки, и пароходы ходили как кому в голову взбредет. А те, кто лес сплавлял вообще были как заноза. Они постоянно врезались в опоры мостов. Дабы пресечь такое положение вещей, столичный яхтенный клуб предложил организовать движение по главной столичной водной артерии.
Учреждениям, которые отвечали за движение на воде, предложили утвердить правостороннее движение. По этому предложению клуба было получено положительное решение, после чего на всех столичных мостах знаками обозначили фарватер. Непосредственно на воде установили буйки.
Пароходы и лодки стали расходиться левыми бортами.
Яхтенный клуб, действуя по Уставу начал сотрудничать с Обществом, которое было ответственно за спасение людей на воде. Голубой Крест финансировал строительство сооружений для спасателей на воде. Яхтенный клуб воплощал эти проекты в жизнь, выбирая месторасположения и оснащая их всем необходимым. Станции были как фундаментальные, так и сезонные.
Эти сооружения были у каждого моста, а также на трудных участках столичной водной артерии. В этих помещениях проводились теоретические занятия на заданную тематику. Практическое обучение происходило в Сандуновских банях, где клубом был арендован бассейн специально для этих целей. Там тренеры рассказывали и показывали как должен происходить процесс спасения утопающего.
Прогулки на лодочках по реке вошли в моду благодаря Императорскому яхтенному клубу. Прогулки эти осуществлялись не только на весельных лодочках, но и на маленьких судах пассажирского типа. В этом также заслуга Императорского клуба. Не в будние дни, суда различного размера ходили по столичной реке. После революции маленькие пассажирские суда были экспроприированы Советской властью. Спустя годы, в годы Великой войны эти суденышки были частью боевой флотилии. Они «воевали» под Сталинградом. В силу ряда преимуществ, они были очень выгодны во времена военных баталий. Шустрые и тихие с деревянным корпусом, который не притягивал мины, в отличие от кораблей с металлическим корпусом. Мало кто уцелел из этой флотилии небольших пассажирских пароходов.
Соревнования важнее
Помимо того, что Императорский яхтенный клуб вносил качественные изменения в столичную речную жизнь, на первом месте для участников клуба были спортивные соревнования. Их проведение приурочивалось к открытию навигационного сезона. Существовал определенный регламент, по которому общество яхтсменов должно было составить и обнародовать план проведения соревнований на весь сезон. Проект будущей навигации, представлялся после первого апреля ежегодно. Деление судов на разряды также входило в обязанности участников клуба, по причине разномастности клубной флотилии. Например, в 1871 году в ведении Императорского клуба было сорок пять различного вида судов: пароходы, шлюпки, гребные суда с различным числом человек на веслах.
К концу XIX века количество яхтсменов столичного клуба составляло 127 человек. Лодок и пароходов, в общей сложности, было около сотни. Уже через двадцать лет эта статистика увеличилась вдвое. Состояли в яхтенном сообществе и спортсмены и ученые, и просто судовладельцы, любители изысканного досуга.
В соревнованиях, которые устраивал Императорский клуб, могли принимать участие все желающие – даже те, кто не имел членства в клубе, но имел какое-либо судно.
Участники соревнований обязаны были платить пять рублей за участие в гонках. Были установлены Правила для всех типов и классов судов. Разделение на разряды напрямую зависело от величины лодки. Правилами был установлен и состав команды для различных разрядов судов. Какие-то экипажи должны были состоять только из матросов, а какие-то из любителей. Каждому судну присваивался определенный номер, который устанавливался на мачте. Старт соревнований ознаменовывался поднятием флага на судейском судне и выстрелом из пушки.
Участники гонок всегда боролись за чемпионство не жалея себя, выкладываясь по максимуму. И тому есть множество свидетельств очевидцев. Например, известный журналист того времени, Гиляровский писал, что когда один из участников гонки по фамилии Демьянов направлялся к финишу, его весла гнулись, а дыхание было настолько тяжелым от напряжения, что завидовали бывалые спортсмены-яхтсмены.
К слову сказать, Артемий Демьянов, будучи крестьянином, получил большой приз в денежном эквиваленте за ту самую гонку. Он сумел пройти две версты, что равнозначно двум километрам за пятнадцать с половиной минут.
Сезон накануне XX столетия удивил москвичей. Это соревнование освещали все столичные печатные издания. В соревновании том, рулевыми были женщины. Интригующая регата прошла на исходе лета. Дама, победившего судна под названием «Наяда» пожелала скрыть свое имя от болельщиков. Даже пронырливый Гилявский не сумел узнать ее имя.
Многообразие различных соревнований и наград дали возможность столичному клубу воспитать новое поколение славных спортсменов. Москвичи с завидной периодичностью обходили соперников из соседнего Невского клуба яхтсменов, который квартировался в северной столице. Множество знаменитых яхтсменов вышли из стен яхтенной школы. Например, Пересельцев Анатолий, который был поистине выдающимся яхтсменом. Вначале прошлого века Анатолий выступал за парижский клуб, тогда ему удалось стать чемпионом в одиночном соревновании. После чего, его включили в состав команды французов. Он смог поучаствовать в соревнованиях европейского масштаба. Он был абсолютным победителем.
Инновационные веяния
Революция внесла существенные коррективы в мироустройство всея Руси, не обойдя своим вниманием и Императорский столичный яхтенный клуб. Сначала из названия исчезло слово «Императорский», затем и все остальное. На месте яхтенного клуба появилась спортивная база Стрелка. Абсолютно вся собственность клуба была экспроприирована столичным профессиональным союзом.
Здание некогда Императорского клуба тоже переделали. Особенно кардинальными перемены были внутри здания. Шикарная меблировка клуба пропала, также как и изысканная посуда и настенные деревянные ламели. Внутренние помещения были разделены на крохотные квартирки, в коих были поселены знаменитые столичные спортсмены. Сейчас они лишь изредка принимали участие в соревнованиях на воде.
Спустя время яхтсменам нашли работу в области строительства. В те годы новая власть решила построить стадион, помимо этого мастерские по изготовлению спортивного инвентаря. Импровизированным судоверфям требовались грамотные консультанты, вот и пригодились яхтсмены старой закалки. В числе консультантов был небезызвестный спортсмен и бизнесмен Сергей Шустов. В отличи от многих предпринимателей, которые бежали за рубеж в те годы, он остался верен своей Отчизне. Спустя долгие годы, яхтсмены прославленного клуба оказывали помощь Советской власти в проектировании парусной яхты «Р-20». В то время перемен был построен знаменитый канал, посредствам которого столица превратилась в портовый город.
Возникли новые искусственные водоемы. Водохранилища требовалось оснастить судами.
Тогда москвичи получили новые лодки в подарок от Ленинграда и Поволжья. После, было налажено производство швертботов в новых судоремонтных мастерских. Предполагалось, что теперь спортивный центр на Стрелке начнет новую жизнь, но получилось иначе. В то время на столичной реке движение было весьма напряженным. Это стало основной проблемой спортивных тренировок. В итоге от строительства нового стадиона пришлось отказаться. Вместо этого, появилась парковая зона и столичные спортсмены-яхтсмены распрощались с мечтой о летнем местообитании яхтенного клуба.
Зато был воздвигнут стадион на воде в Химках. Там стали чаще всего проводить водные соревнования, которые ранее проходили на Стрелке. Особенно это были крупные соревнования городского или союзного масштаба. Великие революционные празднества стали причиной проведения соревнований по яхтенному спорту на Стрелке. Судам разрешалось ходить вверх по течению, так как ниже находился Кремль. Еще одним ударом для парусной базы на Болотном острове стало возведение крупного спортивного центра в Лужниках. Яхтсмены перекочевали туда, но спорткомплекс на Стрелке все-таки держался. Время от времени спортсмены отправлялись для проведения тренировок на реку.
Тренировки проходили в окружении новостроек. Остались кинематографические доказательства этому факту. В шестидесятых годах известный режиссер выпустил кинокартину в которой спортсмены-байдарочники, тренируясь перед соревнованием международного масштаба, делают это на фоне здания, которое некогда было Императорским яхтенным клубом. Новый удар не заставил себя ждать и Стрелка его не пережила. В семидесятых был сооружен новый канал для тренировок перед крупнейшим европейским соревнованием. Спортсмены-гребцы двинулись туда. Спустя двадцать лет, уже в постсоветское время Стрелка обрела огромный памятник Петру Великому. Приурочено это событие было к празднованию юбилея столицы и отечественного флота.
Таким образом, знаменитый яхтенный клуб очутился в тени великого Императора. Можно сколь угодно долго рассуждать о достоинствах и недостатках работы известного скульптора Церетели, столица государства российского может принять любые инновации, которые будет ей предложены. Даже, если эти новшества кажутся странными и чужеродными на первый взгляд. Здесь можно привести в пример Императорский столичный яхт-клуб, который поначалу был воспринят как нечто новое, диковинное и не присущее Отечеству, но с годам значимость клуба постепенно снижалась, пока не сошла на нет.
В итоге, сейчас уже мало кто помнит историю создания этого клуба, его цели, задачи и вклад в столичную жизнь.
Положения клубного Устава
Спортсмены-члены Императорского клуба обязаны были носить форму, установленного образца. Так было означено в Уставе клубе. Пальто должно было быть укороченное с отложным воротников. Цвет одежды обязательно синий, что символизировало водную стихию. На отворотах должен был быть золотого цвета символ клуба. Вся фурнитура на одежде также должна быть золотого цвета. Цвет богатства и роскоши подчеркивал значимость клуба и привилегии его владельца.
Существовали и различные знаки отличавшие членов клуба по должностям. На темно-синего цвета головном уборе командора была одна широкая нашивка из тесьмы. Заведующему гаванью следовало носить фуражку с двумя широкими нашивками. Остальные участники клуба носили головные уборы с одной узкой нашивкой из тесьмы. Помимо формы, которая состояла из предметов гардероба белого и синего цвета полагалось носить знак отличия на груди – символ Императорского клуба.
Во времена действия знаменитого клуба, в его стенах функционировала библиотека. Работа этого учреждения также регулировалась Уставом клуба. Подробно в нем было сказано о правилах пользования художественной литературой. газетами и журналами. Также расписывались нормы поведения в библиотечных стенах. Предписывалось соблюдать тишину. Кроме чтения разрешалось играть в шахматы.
Библиотечный фонд постоянно пополнялся, это входило в обязанности Комитета Императорского яхт-клуба. В библиотеке были издания любой направленности. Некоторые книги выписывались из-за границы. Также в стенах учреждения находились отчеты клуба за все годы его существования. С этими отчетами можно было не только ознакомиться в библиотеке, но и приобрести любой из них для личных целей. Положение о клубных отчетах также регулировалось Уставом. Комитет клуба периодически выпускал и обновлял правила проведения речных соревнований. Кроме этого, выпускались инструкции по водным видам спорта.
Фундаментальной целью Императорского столичного яхтенного клуба было воспитание любви к активному отдыху, парусному спорту, плаванию в жителях столицы. Кроме этого, необходимо было сделать функционирование клуба круглогодичным и независящим от навигационного сезона. В связи с этим, со временем, клубом был открыт ледовый каток на Петровке.
Это место было выбрано специально Комитетом клуба. Именно там находился удачный для этой цели пруд и неподалеку несколько спортивных обществ: гимнастическое и верховой езды. Там же был воздвигнут маленький павильон, где можно было переобуться в коньки. Были там и служебные помещения для инструкторов, которые обучали правильно стоять на коньках, разумеется платно. Это ледовое поле было самым огромным в столице, на нем имелась дорожка длиной в двести метров. Известность и популярность каток приобрел после прошедшего на нем соревнования по бегу на коньках. Там же стали проходить хоккейные матчи. Соревновались не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола, которые пользовались огромным успехом у болельщиков. Одним из меценатов и инициаторов создания лиги по конькобежному спорту был Василий Шустов.
В годы советской власти знаменитый каток получил название «Динамо».
В самом начале XX века, на знаменитом катке были организованы курсы по бегу на коньках, занятия для желающих проходили по вечерам, два дня в неделю. После чего, было проведено соревнование среди фигуристов-новичков. Также, на этом катке проходили соревнования между различными спортивными обществами. Конечно, в революционные годы о катании на коньках никто и не думал. После революции выяснилось, что в столице-то фигуристов почти не осталось, поэтому тренировать молодежь было некому.
Однако советская власть желала возрождения фигурного катания, хотя и считало его буржуазным. Заведение, обучающее катанию на коньках все-таки было открыто, произошло это в 1923 году. Учили там совершенно бесплатно, записаться мог каждый желающий, но необходимо было сдать экзамен. Суть экзаменовки состояла в уверенном катании на коньках. Это было прекрасное начало возрождения прежних традиций.
Весной следующего же года было проведено первое школьное соревнование, которое после проводилось регулярно. Немаловажную роль в становлении этого вида спорта сыграло создание секции по катанию на коньках. Люди, возрождавшие в те нелегкие годы фигурное катание, были истинными энтузиастами своего дела. Хотя политика государства в области спорта была направлена на совершенствование и развитие коллективных видов спорта.
Наше время
Глава Совета попечителей, Артем Кузнецов рассказывает, что подобный клуб, как существовал в царские времена, был просто необходим. Участники Попечительского совета, в основном, занимаются проблемами развития яхтинга. А любителей парусного спорта в нашей стране очень много. Поэтому необходимо постоянное место для встреч и проведения общих собраний яхтсменов.
Объединение парусного спорта присмотрела местечко на Стрелке. Появилось желание возродить старые добрые традиции и дать новую жизнь старому зданию, которое некогда принадлежало Императорскому яхтенному клубу в столице. Принимать в члены клуба только достойных спортсменов. Воспитывать подрастающее поколение, как когда это делали члены Императорского клуба. В этом состоит главная задача объединения яхтинга. Планируется проведение различных мероприятий в обновленном старом здании. Например, встречи с известными интересными людьми, не обязательно приобщенными к яхтингу.
У Федерации яхтинга грандиозные планы на этот счет.
Президент объединения яхтинга, Владимир Силкин объясняет, что мысль о создании клуба, как в прежние времена возникла несколько лет назад. В постсоветское время многие организации яхтинга попросту развалились, как и огромная страна. Только в последнее десятилетие ситуация начала меняться в лучшую сторону. Клуб является объединением людей, увлеченных общим делом. Это определенная культура, обычаи и традиции.
Обдумывая проект создания яхтенного клуба, члены объединения вспомнили, что был такой Императорский яхт-клуб. Люди, составлявшие это сообщество помимо спортивных достижений, внесли существенный вклад в развитие культуры спорта, приобщения жителей города к водным видам спорта и отдыху. На данный момент Федерация занимается юридической стороной вопроса, после чего, клуб начнет свою деятельность. Руководитель Федерации рассчитывает, что многие любители яхтинга последуют их примеру.