Южная Жемчужина Крымского полуострова удачно разместилась в колыбели гор, закрывающих город почти со всех сторон и образующих залив с выходом на юг. Благодаря такому расположению в этих местах особенный микроклимат, привлекающий туристов и жителей. В этом месте удивительно созвучно представлено великолепие пейзажей, история, архитектурное наследие города, делая это место уникальным для отдыха.
Удобно ли в этой жемчужине яхтсмену?
Согласно летописи название города происходит от греческого термина, обозначающего «берег». Предполагается, что с этих берегов отправился в морское путешествие мудрец скиф Анахарсис. Он путешествовал к Великому Солону в Афины. Крымский полуостров для древнего грека представлял собой окраину империи, как для россиянина Камчатка. Сей факт подтверждают многочисленные названия.
Кроме того, у белых Скал-близнецов дайверы натыкаются в Гурзуфском заливе на осколки древнегреческих амфор. Они находят их в 7 милях хода на паруснике к востоку от Ялты. Этот залив уникален тем, что в XV веке здесь стоял корабль Афанасия Никитина. Кроме того, Александр Пушкин захаживал в грот XIX веке, катаясь на лодке.
Исторические вехи о порте
Исторические летописи пестрят событиями, но лучше всего историю края рассказывают местные жители. Особенно интересные рассказы можно услышать из уст людей, ставших свидетелями грандиозных событий. Ялта издревле считалась морским торговым путем, порт которого находился в центре города. Он и по сей день там. Современный вид он приобрел в 1890 году, по окончании строительства мола.
Этот мол защищает от волн, идущих с восточного направления в гавань, имеющую форму подковы.
Через 100 лет здесь был поставлен маяк, поэтому туристы частенько увозят с собой сувениры в виде старинных фотографий, демонстрирующих изображение парусников на рейде, императорской яхты штандарта у причала, бочек у мола. Живописцы также любят это местечко, создавая разные запоминающиеся картины. Особенно они любят хаживать на пленэр на Поликуровский холм.
В советские времена порт не принимал моторные и парусные яхты. Единственное, он делал исключение для правительственного катера под названием «Крым». Вливание новых инвестиций в развитие порта и смена обстановки на политическом уровне привели к перестройке порта и его функций. С девяностых годов количество пришвартованных яхт выросло до 60-70 единиц у разных причалов, начиная от маяка.
Почему яхтсменам трудно в Ялте?
Яхтсменам пришлось нелегко: швартовка кормой – затея трудная. Усугубляло положение оттягивание носовым якорем. Из-за капризного характера волн сложно сделать остановку, используя два швартова, два шпринга и соблюдать обязательную дистанцию между парусниками. Яхтсмены сталкиваются с беспощадностью норд-остовского ветра, пригоняющего отражающую волну. Но еще хуже положение, когда ветер начинает дуть с юго-западной стороны.
Тогда волна устремляется стремглав прямо к причалу, минуя створы. Яхтсмены «собаку съели» на этих природных уроках по швартовке. Одни из них оттягивались подальше от причала, другие предпочитали выйти в море «от греха подальше». Нередко навещает порт пологая длинная волна с намеком на штормовые неприятности. Причем случается такое часто. Называется явление «тягун». Он любит поиграть парусником, устроить ему тест-драйв на выдержку швартовых, якоря и экипажа.
В связи с этим, один из членов экипажа постоянно должен находиться на борту судна.
Конец мая до конца октябрьских осенних деньков – вот настоящие райские дни для прогулок под парусами! В ноябре суда традиционно отправляются на «зимовье», располагающееся в Севастополе. Иногда их поднимают плавучим краном, доставляя на берег. На воде почти не остается лодок.
Причальная стенка в высоту составляет 2-3 м. Члены команды каждого судна самостоятельно готовит трап, прикрепляемый к отбойнику на причале. Трап свисает вдоль стены. Без этого приспособления на яхту спуститься невозможно.
К слову, одна новозеландская чета назвала причал «неприятным». Яхтсмены согласны, причем это мягкое выражение для столь капризного причала. В качестве кранцев традиционно, как по всей России, используются шины БелАзов. Это не меньше удивляет зарубежных гостей. Хотя некоторые иностранцы находят в этом особенный колорит. Причем частично этот колорит им передается в виде черной полоски на белоснежные бока корпусов яхт и круизных фешенебельных лайнеров. Прием лайнеров возможен, здесь достаточная глубина в 8-9 м. Но места мало – это недостаток. Диву даешься, как лоцманы умудряются втиснуть два-три теплохода в этот причал.
Если лайнер приходил в порт, яхтам приходилось из него выбираться. Дальше парусники ждали, пока этот белоснежный гигант покинет Ялту. Ожидали они на рейде или остановившись у грузового терминала, выстроенного в XIX в., близ поселка Отрадное.
Легенды советского яхтинга в Ялте
В особенности хотелось бы отметить отдельных яхтсменов, способствовавших развитие яхтенного дела после распада СССР. Одним из таких людей является Виль Сарычев, стоявший у руля стройки яхты «Ялта». Он, мастер спорта по лыжным прыжкам с трамплина, участник ВОВ, заложил основу для зарождения виндсерфинга в Крыму. Кроме того, мастер спорта по мотокроссу и основатель дельтапланеризма в этих краях совершил несколько выходов на яхте в Средиземноморье.
Много шкиперов, сдавших успешно природе «экзамен» по швартовке в ялтинском порту, отправились путешествовать отсюда. Нельзя не отметить заслуги Анатолия Пеканова, сибирского мужчину, водолаза, который очищал валуны от грязи и водорослей на дне моря вокруг города. Он сделал Мыс Опасный почти безопасным, более доступным. Кроме того, этот человек совершил путешествия с друзьями по Средиземному морю, переходил на паруснике непростую Атлантику. При этом он путешествовал на нехитром суденышке, которое собственноручно перестроил и назвал «Черная каракатица» в честь мультфильма о Капитане Врангеле. Ее считают символом порта.
Ялтинские просторы выбрали те, кого судьба занесла на волнах миграции или ареста. Они прибыли сюда поневоле, но влюбились в места навсегда. Наиболее популярным парусником стала для этих мест «Гидра». Ее цельнометрический корпус знаком многим яхтсменам по всему миру. Дредноуты в 15-18 т. вызывают восторг у моряков, особенно у иностранцев. Матросы утверждают, что эти лодки являются «советскими подводными конверсионными судами». На «Гидре» перевозили в Ялту нелегалов . Главным образом большую часть их составляли турецкие курды, которые направлялись в Европу и, в частности, на итальянское побережье. Судно строили из украинской судовой стали.
Причем один рейс окупал строительство «Гидры», даже если приходилось говорить о необходимости конфискации.
Нелегальный промысел процветал. Наряду с ним увеличился рост рыбного промысла, хотя и на любительском уровне. В этих удивительных местах можно заметить дельфинов, озорных белобочек, афалинов, азовок. Рыбной пищи для них вдоволь. В окрестностях порта рыбакам удается поймать ставридку, она почти повсюду! Рыбаки используют «Самодур», крючок с несколькими обманками. Это доставляет огромное удовольствие заядлому рыболову. Лов такого формата особенного навыка не требует. А какой получается рыбка в зажарке или засолке – пальчики оближешь! Уха приводит в восторг. Рыбка не нуждается в разделке, очистке, так что готовить одно удовольствие. В ход идет также барабуля, окунек, водится тут луфарь и пикша.
Куда отправиться на прогулку под парусами по окрестностям Ялты?
Знаменитое «Ласточкино гнездо» прикорнуло на вершине мыса Ай-Тодор, находясь в четырех милях в юго-западном направлении. Идя по маршруту, приближаясь к нему, можно натолкнуться на Дом отдыха «Россия». В этом удивительном пространстве с роскошным парком создали максимально комфортные условия для полноценного отдыха. Следующим пунктом является Ливадия, место для встреч и отдыха монарших особ. Здесь же проводили Ялтинскую конференцию 1945 г. В Ливадии Марк Твен встречался с семейством императора Александра II. Это любимая резиденция монарха. Генсеки Советского Союза любили бывать в Глицинии и Ореанде.
Конечно же, невозможно уехать с багажом воспоминаний без посещения Юсуповского дворца, Никитского ботсада и заповедного мыса Мартьян, откуда можно бесконечно любоваться видами Гурзуфского залива, природой Артека и Медведь-горы.