По завершению сезона настало время подводить итоги за беседой с главным тренером паралимпийской сборной Российской Федерации по парусному виду спорта С. Московцевым. Итак, какие ключевые моменты можно отметить?

Как сообщил С. Московцев, на самом деле можно отметить два ключевых момента. На ЧМ, проходящий в Ирландии Н. Уляшев занял восемнадцатую позицию в общей турнирной таблице среди сорока пяти участников и тринадцатое место среди стран, которые принимали участие в регате. Это довольно-таки неплохой результат, поскольку на Олимпийские Игры отбираются шестнадцать стран, поэтому Россия претендовала на принятие участия в Играх-2016, которые состоялись в Рио-де-Жанейро. Однако перед Олимпиадой участникам предстояло пройти два ЧМ – в Австралии и Канаде, чтобы получить аккредитацию в категориях 2,4mR и SKUD18.

Прогнозы на будущее

Главный наставник паралимпийской сборной РФ рассказал, что он и Николай очень надеялись на 8-12 позицию, и все-таки необходимо быть реалистами. С матчастью, которая есть у команды, претендовать на что-то большее – это надеяться исключительно на удачу, а она, как известно, дама очень капризная. В яхт-гонках у первого знака российский экипаж занял лидирующую позицию, но далее… Что тут поделаешь, если суперяхты российского экипажа идут медленнее, нежели мегаяхты оппонентов. Российской команде банально не хватает скорости. Крайне сложно на что-либо рассчитывать, когда ты соревнуешься на «жигулях», а оппонент – на «феррари».

С некоторой оглядкой на этот факт С. Московцев и утверждает с полной уверенностью, что очутиться в 20-ке сильнейших спортсменов – это великая победа. Российский спортсменов в общей сложности побаиваются, поскольку на учебной матчасти они фактически опережали сильнейших спортсменов мира. К примеру, во Франции, российский экипаж сломал две мачты. Между регатами был сделан перерыв, и он тогда принял решение попросить помощи у остальных команд и тренерского состава, однако ему все отказали, после чего провели еще две яхт-гонки. Вечером к нему подошли три яхтсмена из Англии, Франции и Америки – и продали три грот-мачты. Представители данных стран и выиграли гонку, а российский экипаж, пока подготавливал лодку к соревнованиям, пропустил еще один соревновательный день.

Похожая ситуация произошла и в Великобритании при проведении отбора на Паралимпийские Игры. Правда, им продали американцы паруса за десять дней до начала регаты, однако получили они их в реале только перед стартом. Таким образом, пока ребята настроились, то гонка уже завершилась. Конкуренции в виде российской команды боятся все. И это при том, что в этой яхт-гонке Россия отстает примерно лет на пять, к сожалению.

Результаты сезона

Если упомянуть о результатах сезона, то С. Московцев сказал и о втором ключевом моменте…

Второй момент является более важным. Сюда относится чувство уверенности в том, что парусный вид спорта для людей с ограниченными возможностями есть и будет. Об этом свидетельствует чемпионат, который прошел в сентябре месяце в Подмосковье. Они шли к данному моменту достаточно длительное время.

В настоящее время у них восемь суперяхт, целая флотилия, и когда мегаяхты выходят на старт, то невольно наворачиваются слезы на глазах от гордости за яхтсменов.

Не лодками едиными…

Также есть команда профессионалов, которая состоит из людей, для которых яхтинг не просто развлечение, а дело всей их жизни. В целом, спорт способствует реабилитации. С. Московцев также поведал о том, что он сам выздоровел после очень тяжелой травмы благодаря спорту. А сборница Е. Зверькова из Москвы, получила изначально первую группу инвалидности, однако в этом году ей определили вторую. И такие люди никогда не оставят парусный спорт, несмотря на то, что им иногда приходится крайне тяжело, поскольку яхтсмены являются «опорниками».

Как рассказал Сергей Московцев, не нужно стыдиться слова «инвалид». Это самое обычное слово. Именно подобное отношение к российским яхтсменам будет самым верным. Реверансы тут ни к чему. Также он отметил, что и ему было изначально крайне трудно, поскольку инвалидность, а также пережитое за всю жизнь, отображается на человеческом характере. Некоторые не способны справиться с депрессивным состоянием, а некоторые полагают, что отныне ему все должны. Но в конечном итоге тренеру посчастливилось установить тесный контакт со своими подопечными.

К таким яхтсменам можно отнести и Н. Уляшева – лидера яхт-гонки, родом из Воронежа. Он всю свою сознательную жизнь профессионально занимался яхтингом, а инвалидность получил на работе, лишившись ног. При этом он является МС, пятикратным чемпионом РФ и трехкратным победителем Кубка Российской Федерации. Еще одним МС является Александр Кузьмин, который родился в Таганроге. Это первый чемпион среди людей с ограниченными возможностями. Также сюда можно причислить молодого и перспективного яхтсмена Дмитрия Хонича из Владивостока. Он тоже побывал на чемпионате, но не ради победы, а для накопления опыта: набраться новых знаний, осмотреться.

Не стоит забывать и о Е. Зверьковой, которая видится шкотовой. Ее подруга Е. Белодедова является самой молодой в коллективе. Приобщила к данному виду спорта Е. Зверькова, ее подруга, с которой они познакомились в реабилитационном центре. Она занимает всегда призовые места, побывала в Ирландии и стала основным номинантом на участие в Паралимпиаде-2016. Помимо этого, можно выделить А. Павлова – инвалида детства, с которым пришлось очень нелегко. Он несколько раз то уходил, то возвращался. В конечном итоге, он входит сборную команду РФ и является призером Кубка Российской Федерации.

И наконец-то завершающим именем в списке великих яхтсменов, стал А. Ткаченко. Ему доверили поднять знамя Псковской регаты. Он имеет высшее образование, очень умен, правая рука тренера, что же касается мировых контактов сборной. Он не просто так стал председателем оргкомитета касательно организации состязаний Международной организации инвалидов. Московцев готовит Антона на роль руководителя экипажа. Вроде бы ничего, однако у него отсутствует спецобразование.

Как известно, без спецобразования в данной отрасли работать попросту нельзя. В нынешнем году поступила в Академию физкультуры Е. Зверькова.

Если посчастливится выбить стипендии, то к ней присоединяться и остальные спортсмены.

О коллективе

В коллективе бывало всякое. Бывало и так, что и яхтсмены не смогли поладить друг с другом, однако сейчас – это настоящая Команда. Они друг за друга стоят горой, оказывают поддержку, приходят на помощь. И здесь стоит упомянуть вот о чем. В действительности, их не 7 человек, а больше. Это обусловлено тем, что инвалидам 1-й группы полагается сопровождающий. Лидия, супруга Александра, всегда находится с ними и является душей компании. И мама А. Ткаченко, Галина, постоянно рядом со спортсменами, помогает им и кормит. Е. Белодедову сопровождает супруг, который всегда готов прийти на помощь. И когда этого человека нет рядом, то у коллектива появляются сложности.

Также журналистов волновал вопрос, каким же образом удается совмещать спортподготовку и реабилитацию.

Зная даты состязаний и УТС, спортсмены оставляют заявки и проходят курс реабилитации в перерывах между ними. Что-то спонсирует ЦСП РФ, однако, к большому сожалению, далеко не все лечебные процедуры являются бесплатными. УТС, как правило, проходят в курортном городе Сочи, поскольку в тех краях находится отменный реабилитационный центр. Ввиду этого, они там 3 раза вдень – до тренировочных занятий, после, а также в вечернее время перед теоретическими знаниями, получают необходимые им процедуры.

В сборной России присутствуют представители из Таганрога, Москвы, Владивостока…Как удается их собрать вместе?

О сборах команды

На самом деле, существует календарь яхт-гонок, исходя из которого происходит финансирование яхтсменов. Немного ранее, с этим делом было сложнее, поэтому они посещали соревнования за счет наставника. Но со временем ситуация существенно улучшилась, невзирая на то, что и не в полном объеме. Так, в нынешнем году ЦСП Воронежской области оплатило Н. Уляшеву всего лишь проезд на ЧМ РФ. И все по тому, что Николаю только в этом году было оформлено ЦСП, и на него денежные средства не были выделены. Хотя стоит отметить глобальное достижение, которое произошло в Воронеже. В минувшем году была открыта детская парусная школа для инвалидов.

Далее возникает вопрос, если ранее было хуже, то каким образом решались финансовые проблемы и как сейчас они решаются.

6 лет тому назад Московцев написал программу по развитию парусного дела для инвалидов аж до 2020 г. На реализацию такого плана потребовалось один миллиард рублей. Когда пересчет пошел на человек, то вышло по двадцать тысяч на каждого. Он написал, что необходимо сделать, как привлечь, когда и какие будут итоговые результаты. Поговаривают, что в настоящее время выделяет колоссальное количество денежных средств на инвалидов. По бумагам это так и есть, но в реальности до яхтсменов доходят лишь копейки. К примеру, делается заявка на двенадцать миллионов российских рублей и один миллион долларов, но в реале доходит три миллиона российских рублей и двадцать две тысячи американских долларов. И на такие денежные средства разве можно подготовить будущего олимпийского чемпиона?

В РФ всегда надеялись на чудо…

Яхтсмены на это тоже уповают, но этим они не ограничиваются. Они оптимисты по жизни. К счастью, есть такие люди, которые есть не только говорят, но и доказывают своими делами. Есть спонсоры, а также меценаты, благодаря которым разрешаются различные проблемы, к примеру, касательно материальной части. Такое было с самого начала. Стоит отметить, что паралимпийский парус начинался крайне сложно. Московцев пришел к нему после того, как разбился на автомобиле. Через шесть лет, после прохождения реабилитации, он стал искать работу. Его фактически подобрал М. М. Калинин, предложив должность заместителя в своем яхт-клубе под названием «Ореховая бухта».

Спустя некоторое время ими было создано Межрегиональное сообщество по содействию инвалидам в парусном виде спорта.

Им на помощь пришли П. А. Рожков – вице-президент паралимпийского оргкомитета, а также Ю. Н. Гнап, являющийся руководителем и представителем комитета по финансированию Межнациональной ассоциации спортсменов с ограниченными возможностями. Потом С. Московцев узнал, что «Пировово» закупило судна класса 2,4мР. А это класс лодок, предназначенный для паралимпийцев. Данным случаем нельзя было не воспользоваться, поэтому он обратился к А. В. Ежкову. Он пообещал посодействовать, однако в качестве работы выдвинул предложение соорудить суперяхту по техзаданию Г. И. Шадуйко. Так он получил должность руководителя проекта по возведению новенького швертбота национальной категории, которая знаменита как М-ка. Александр Викторович слово сдержал и оказал спортсменам помощь.

Также команду поддержали А. В. Кузнецов, В. Ю. Сенаторов, а также А. И. Логинов и А. Л. Куртынин. Без них никуда бы российская команда не выбралась, да и, вероятней всего, этого бы попросту не случилось. А так они поехали на ЧМ, который проходил в США и там очень громко заявили о себе.

Благодаря этим замечательным и бескорыстным людям, закрываются множество вопросов касательно матобеспечения и принятия участия в яхт-гонках.

Не менее интересным является то, что же происходит с суперяхтами прочих паралимпийских категорий.

В арсенале «сборников» пока таких лодок нет. Это двойка СКУД18, стоимость которой начинается от сорока тысяч евро, а также тройка «Сонар», стоимостью от сорока шести тысяч евро. Но они не теряют надежды, что такие лодки вскоре появятся и у них. Однако они очень ценят не только материальную помощь, а и доброе отношение. Так, в «Хлебниково» к наставнику команды подошел Э. Скоряков, и предложил провести учебный мастер-класс. Естественно, они восприняли это очень позитивно и тогда он провел с ними целый день.

А на сборах, которые проходили во Франции, О. Хоперский принял решение провести занятия с А. Кузьминым, твердо игнорировавший работу с ахтерштагом, невзирая на то, что спортсмену были даны все необходимые указания. А тут он стал прислушиваться, потому как Олег является абсолютным авторитетом. На УТС в Сочи к спортсменам нередко подходят знаменитые яхтсмены. Они что-то советуют, оказывают помощь, подсказывают…

Итак, чего же команда во главе с С. Московцевым ожидает от следующего сезона?

Будущий сезон и что от него ждать?

Как сообщил Сергей, они ждут, что увеличится численность тренерского состава, поскольку одному работать крайне тяжело. Также ожидается финансовая поддержка календарных состязаний хотя бы на семьдесят процентов. Помимо этого, они очень надеются, что в ближайшее время появятся новые, конкурентоспособные мегаяхты, заработает на полную мощь комплексная общенаучная группа, которая создается на базе Госуниверситета физкультуры и Паралимпийского оргкомитета. Но основное, чего ждет наставник от своих подопечных, так это то, что будут получены необходимые лицензии.