27 апреля текущего года Международная ассоциация категории «Лазер» (ILCA) официально заявила о смене названия судна. Помимо этого, представители ILCA сообщили об аннуляции права на выпуск «Лазеров» у компании Laser Performance, который является основным изготовителем лодок данной категории.

Такая сенсация взбудоражила яхтсменов, тренеров, а также высококвалифицированных специалистов по парусному спорту – всех, кто неравнодушен к дальнейшей судьбе знаменитых швертботов.

Представители пресс-службы ВФПС также попросили дать комментарии касательно этой ситуации еще одного уполномоченного ВФПС в Федерации по парусному виду спорта, который, по совместительству, является заслуженным тренером Российской Федерации О. Ильина.

Итак, первым и основным вопросом, который был задан представителю, стал вопрос о сути конфликта, возникшего между Лазер Перфоменс и ИЛКА.

Ассоциация затребовала у компании допуска на судоверфи. Это необходимо для того, чтобы осуществлять контроль производителей лодок с целью соблюдения всех правил класса при производстве яхт. Однако такие требования не увенчались успехом.

Представители предприятия категорически отказались впустить делегацию Ассоциации на их территорию.

С чем это может быть связано? И имеет ли Ассоциация подобное право?

По правде говоря, первые жалобы к лодкам данного класса возникли в 2016 г., на Олимпиаде, проходящей в Рио-де-Жанейро. Большинство участников Олимпиады утверждали то, что яхты, поставляемые фирмой, расположенной в Англии, очень сильно отличаются по своим качественным характеристикам. Яхтсмены с достаточно выраженной обидой сообщили о том, что для своего экипажа Лазер Перфоменс производит лодки особой конструкции, которые имеют дополнительные усиления остова. Скорее всего, что контрпретензии и жалобы, идущие от яхтсменов, были услышаны в главштабе Международной Организации, ИЛКА. Также было очевидным, что степень недовольства достигли критической точки. Это стало отправной точкой, чтобы ИЛКА удостоверилась в том, насколько справедливы эти жалобы.

Бытует мнение о том, что Лазер Перфоменс является частной организацией, что и стало причиной отказа допуска представителей Ассоциации ILCA на свою территорию.

Данный вопрос имеет исчерпывающий ответ, но перед этим нужно сказать два слова касательно этой организации. ИЛКА – это вторая в мире по мощностным характеристикам общественная организация по парусному виду спорта. Она объединяет в себе свыше четырнадцати тысяч официальных представителей, а на швертботах данной категории ходит свыше 50 000 яхтсменов. Основной задачей Ассоциации является организационные мероприятия по соревнованиям суперяхт, а также разработка учебного плана и программ как для рулевых, так и тренеров. Помимо этого, в ее обязанности входит разработка и ввод нужных правок, которые напрямую касаются правил класса, а также плотное взаимосотрудничество с Федерацией Международного класса. Тем не менее, главной задачей ИЛКА является поддержка строжайшей монотипности категории, передачу яхтсменам одинаковой матбазы, будь то чемпион, либо любитель. Как сообщил член организации, если они не могут быть точно уверены в том, что мегаяхты полностью идентичны, то категория перестанет вовсе существовать.

Также члену данной организации был задан вопрос о том, достаточно ли будет данного заявления, чтобы ворваться на территорию судоверфи, являющаяся частной собственностью.

Само собой, одних только заявлений недостаточно. Каждый год на Генассамблеях категории «Лазер» проверяет, уточняет и, в случае надобности, привносит корректировку в правила категории. Так, утвержденные правила являются частью договора Лазер Конструкшн Мануал Агримент, заключенного между ИЛКА и компаниями-производителями. Такой договор оставляет право за ИЛКА отслеживать полное соответствие продукции согласно правил категории. Также такое соглашение предусматривает право досмотра производства на любом этапе выпуска лодок.

Итак, почему же Лазер Перфоменс отказалась предоставить допуск в свои цеха представителей ILCA?

Данный вопрос так и остался без ответа. Фирма открыто игнорирует все условия соглашения, ввиду этого можно сделать определенные выводы.

Не менее важным является вопрос о том, что будет с яхтсменами и с классом?

Тут объединено два ключевых вопроса: что делать с флотилией «Лазера», которая уже существует и кто станет обеспечивать все потребности яхтсменов касательно материальной базы? Также остро стоит вопрос о судьбе «Лазеров» в предстоящих олимпийских гонках.

Как известно, Лазер Перфоменс была основным поставщиком суперяхт в страны Европы. Если она прекратит их выпуск, то каким образом можно обеспечить спортсменов необходимой материальной базой?

В первую очередь, член организации ILCA отметил, что суда, которые были выпущены до 27 апреля текущего года английской или любой другой организацией, имеющую лицензию, сохраняют все свои права и имеют допуск к любым состязаниям Ассоциации. Стоит отметить, что в данный момент, помимо Лазер Перфоменс, гослицензиями на сооружение лодок «Лазер» обладают японские и австралийские фирмы. Как подчеркнул генсекретарь Ассоциации Э. Фост, скоро на рынке появятся новые фирмы-изготовители.

Но что делать, на случай, когда на Олимпиаде в Токио пройдут вновь слухи о том, что матбаза спортсменов кардинально отличается?

Представитель компании уверен, что подобных слухов не будет. Участники Олимпиалы-2020, как мужчины, так и женщины, будут принимать участие на яхтах, производимые японским предприятием Перфоменс Сеилкрафт Джапан. Два ЧМ, которые пройдут в водах Австралии и Японии – это страны, в которых выпускаются морские суда «Лазер», и со слов Э. Фоста, это существенно разрешит проблему с матчастью.

Что касается громкого разногласия между Организацией ИЛКА и «Лазер Перфоменс», то тут только все начинается. Особо актуально, когда «Лазеры» принимают участие как «Оборудование» для 2-х одиночных этапов на Олимпиаде в 2020 и 2024 гг.

Следует отметить то, что Ассоциация активно требует изменения названия класса. Взамен «Лазера» титул называется ИЛКА Динги.

Открыв Регламент ВС можно увидеть программу Игр 2020 г., в которую входят: мужская одиночка, а также женская одиночка. Но далее можно прочесть, что каждый этап программы Олимпиады Федерация подписывает соглашение с Организацией и Изготовителем. Подобный контракт составляется на 4 года до начала следующих Олимпийских Игр. Действующий с 2017 г. договор аннулируется автоматически. И это обусловлено не только конфронтацией ИЛКА с Лазер Перфоменс, но и, основным образом, что фирма имеет дело с ИЛКА Динги.

Несмотря на то, что судно не меняется, тем не менее ситуация обретает абсолютно новый поворот. В какой степени это важно, рассказано в докладе, с которым предстал Совет директоров Ворлд Сейлинг с командой главных специалистов ВС. Данное заявление было сделано 29 апреля текущего года. Как сообщает Ворлд Сейлинг, Федерация не имеет что-либо общего с конфронтацией, как по содержанию, так и форме. Также ВС отмечает, что весь процесс избрания с последующим утверждением категорий будут исполнены в полном объеме. Это свидетельствует о том, что ИЛКА Динги должен пройти полную процедуру принятия в программу 2020 г., особенно, это актуально для Игр-2024. Следует напомнить о том, что программа на 2024 г. частично утверждена и то, только того, что касается номеров, а не оборудования и снаряжений. Определенные категории судов парусного типа будут опубликованы лишь в ноябре текущего года.

До этого, в летний период, состоятся предварительные оценочные состязания на роль участника на Олимпиаду.

Итак, какой прогноз эксперта касательно того, что «Лазер» останется в программе Олимпийских Игр?

Прогнозы – это абсолютно оправданно, но только их необходимо делать согласно достоверных данных. Так, в середине мая в самом сердце Великобритании – Лондоне, пройдет совещание ВС, где основной вопрос будет посвящен «Лазерам». После получения информации, можно будет сделать более точные прогнозы касательного данного класса. В настоящий момент, до заседания ВС, крайне важно знать все пожелания и настроения лазеристов совместно с тренерским составом. Это окажет колоссальную помощь при отстаивании на заседании интересы лазеристов.

Категория «Лазер» – это не просто новенькая страничка, а целая эпоха в международном парусном виде спорта. Он стал как итог плотного взаимосотрудничества трех знаменитых яхтсменов: Б. Кирбая, который занимался разработкой проекта, Я. Брюса, отвечающего за строительство судна, а также Г. Фога, который трудился над парусом. Таким образом, можно сделать вывод, что «Лазер» является не простой лодкой, а целым концептом, включающий различные смелые идеи, которые создатели вложили в свое детище: легкость конструкции остова и вооружения, простота управления, высокая безопасность, а также возможность эксплуатации в любой небольшой акватории.  Помимо этого, судно легко транспортируется и имеет достаточно доступную ценовую политику.

И все-таки основной идеей создателей было желание создать строжайший монотип. Вместе с этими категориями, как Финн 470, «Лазер» стал первооткрывателем эры в парусном виде спорта, где правило гласит, что должен одержать победу яхтсмен, но не денежные средства, финансированные в оригинальную матчасть.

Остается пожелать «Лазеру» дальнейшего процветания, которое будет приносить радость и выгоду последующему поколению яхтенных спортсменов.