Выбор надёжной яхты, на которой можно отправиться в дальнее плавание – дело нелёгкое. Естественно, в первую очередь мы обращаем внимание на материал, из которого делается корпус, определяемся с размером, количеством корпусов, заказываем яхту индивидуально или приобретаем серийную модель. Но остаются такие нюансы, о которых забывать никак нельзя.
Итак, как же приобрести качественную яхту, которая прослужит долго и сможет проплывать длинные дистанции?
1. Не забываем о киле: длинный или короткий?
Согласно статистике, яхты, оснащённые длинным килем, более безопасны, так как в море они чувствуют себя гораздо спокойнее, чем лодки с коротким килем. Конечно, это значимый плюс, но есть и некоторые недостатки. К примеру то, что яхты с длинным килем не особо поворотливы, а значит – снижается манёвренность. Короткилевые судна и их манёвренность полезны, когда дело касается марин – сейчас там особенно тесно.
При стоянке на якоре длиннокилевые яхты не всегда выравниваются под правильным углом по отношению к ветру, в то время как лодки с коротким килем чаще ложатся не правильно и качаются поперечно-горизонтально.
При выборе килевой механики нужно обратить внимание на подъёмные и наклоняющиеся кили – они наиболее практичны и удобны для приливно-отливной зоны. Соединяясь со сдвоенными рулями и листами днищевой обшивки, управление яхтой на мелководье и шварт у причала становятся максимально комфортными. Несмотря даже на сложные погодные условия, например, ураганы, яхта остаётся на плаву.
Есть и трудность в управлении сложной механике – необходимо умело справляться с ней самостоятельно или нанимать высококвалифицированный персонаж. Звуки, издаваемые креплениями киля или шверта, могут иногда чрезмерно раздражать, но никуда не деться. Остаётся включить музыку или телевизор, чтобы отдохнуть сполна и предоставить управление персоналу.
Директор успешной судостроительной верфи Sirius, Торстен Шмидт, рассказывает о подвижной килевой механике с неоднозначным впечатлением. Всё потому, что такие технологии выходят из строя довольно быстро – из-за сильного износа необходимо обновлять оборудование хотя бы раз в два года. Если вы сомневаетесь насчёт покупки килевого лодки, то подумайте ещё раз и проанализируйте зону планируемого плавания – на самом деле ли он вам понадобится?
В качестве альтернативы Райнхард Зантнер, опытный яхтсмен, предлагает использовать киль с крыльями, такой, которым оснащена яхта Nordica с осадкой 1,75м. Полубалансирный подвесный руль без скега – то, от чего стоит отказаться совсем, по словам Райнхарда, потому как его конструкция не очень безопасна. Для новичков это вовсе сущая проблема.
Тем не менее, Гюнтер Томанн, владелец яхты Vindö 90, делится восторженными впечатлениями насчёт длинного киля в сочетании с осадкой 1,90м. По его словам, яхта ведёт себя на воде мягко, а кормовые волны не вызывают смещений или каких-либо шлепков.
Собственно, длинный киль или короткий – отчасти дело вкуса. Но если есть возможность арендовать разные яхты, попробовать их в плавании, то непременно воспользуйтесь возможностью.
2. Говорим о рангоуте и такелаже – сколько нужно мачт?
Яхтсмены, которые регулярно отправляются в плавания, например, Гюнтер Томанн, уверены в необходимости дробного вооружения. По крайней мере, оно является плюсом, особенно при дальних круизах.
Один огромный парус чрезвычайно сложен в управлении, поэтому лучше сделать выбор в сторону нескольких парусов.
Если раньше районы, посвящённые круизным путешествиям, полнились кечами, шхунами и иолами, то теперь там всё чаще можно встретить многочисленные шлюпы. Не всегда сами яхтсмены выбирают такие судна, зачастую выбор делается среди того, что производится судостроительными верфями в серийном размахе, а верфи предлагают наиболее бюджетные варианты.
Для дальнего плавания лучше устанавливать несколько мачт, которые помогут управлять парусами и закреплять их. Также иногда их используют для размещения сигнальных огней или же установки антенн.
3. Оснащение – всё ли нужно пробовать на практике?
Для того, чтобы идеально оборудовать яхту, необходимо проверять её собственноручно и иметь богатый опыт. Но тогда неясно, как справиться новичку, когда он впервые отправляется в долгосрочное путешествие… Определённо понадобится помощь экспертов.
Важно учитывать приобретённое первоначально оборудование и его пользу, анализировать, на самом деле ли пригодятся на яхте зоны для барбекю, если вы хотите сосредоточиться на исследовании морских просторов в первую очередь. Много лишних предметов и техники утяжеляют судно.
Адреас Домайер – путешественник, который отправился со своей семьёй в долгий круиз по Вест-Индии. Он утверждает, что наиболее сложное и затратное – это обновление электросистем, их проверка и окончательный запуск. На это уходит до нескольких недель постоянной работы, зато судно оснащается долговечной бортовой сетью и солнечными батареями. Использование последних выгодно как раз для дальнего плавания.
Приобретая яхту серийного производства, нередко приходится вносить собственные правки и изменения. Зачастую яхтсмены убирают некоторые электронные «игрушки» – вместо них с управлением вполне справляется нанятый экипаж, что экономит ресурсы и пространство. Но, конечно, от привычных «благ цивилизации» никто не отказывается – тот же опреснитель лучше оставить.
Ненужное оборудование настигло и Хельмута Вайлера, который обустроил собственную яхту так, как задумал сам – лодка Van de Stadt 47 воплотила его идеи, но, увы, не все они стали удачными. Встроенный ветрогенератор спустя 20 000м разочаровал яхтсмена. Тот пришёл к выводу, что ветрогенератор – прибор абсолютно неуправляемый, а насос для забортной воды и вовсе стал давать протечки спустя 100 часов в эксплуатации. Однако некоторые электронные устройства, в необходимости которых Хельмут сомневался, показали отличные результаты.
Получается, что всё-таки необходимо проверять устройства и отправляться в пробные плавания, как только вы приобрели новую яхту или реконструировали старую.
4. Откуда взять энергию? Бортовые сети и напряжение
При строительстве или покупке яхты важно позаботиться об электрических системах. Напряжение бортовой сети, согласно требованиям, должно быть 24В. Почему? Именно так можно избежать покупки и установки толстых медных кабелей, которые точно ни к чему на круизных яхтах.
Обычно для электродвигателей нужно напряжение 48-96В, в то время как литий-ионные аккумуляторы современного производства могут выдержать до 144В. Мало просто установить аналогичную систему – ей нужно постоянный и внимательный уход, квалифицированное обращение экипажа или владельца яхты, если он достаточно опытен. Изоляцию лучше предоставить профессионалам.
Солнечные модули и ветрогенераторы – довольно востребованные системы, но, как известно, они подходят не всем яхтсменам, кому-то они вовсе не нравятся. Их особенность – работа лишь в том случае, если есть прямое попадание солнца и направление ветра.
Франк Хэзе, специализирующийся на конструкциях из высококачественной стали, подчёркивает, что спрос на солнечные системы и ветрогенераторы с повышенной защитой резко повысился. Вероятно потому, что теперь любители круизов делают ставку на природные ресурсы – энергия солнца и ветра возобновляемая и более экономная.
В ветрогенераторах есть один существенный минус – шум, а иногда и назойливые вибрации. Не всем яхтсменам удастся закрыть на это глаза. К тому же, ветрогенераторы не совсем стабильны – большую роль играют погодные условия. Когда яхта находится в круизном плавании, а не стоит на якоре, где ветер ровный и сильный, вырабатывается минимальное количество тока. Ветровые установки могут попросту не пригодится.
Обратить внимание стоит на гидрогенераторы, которые производят до 500ватт, оказывая значительную пользу судну и не мешая при этом гостям и пассажирам яхты.
Какую же систему выбрать? Лучше всего остановиться на комбинированном варианте, к примеру, использовать гидрогенераторы и модернизированные фотоэлектрические модули, вырабатывающие энергию даже в вечернее время. Тем не менее, если процесс зарядки аккумулятора будет отставать от скорости производства электроэнергии, то даже самые качественные модули не дадут желаемого результаты. Об этой закономерности рассказывает Хольгер Ладе, руководящий производством компании Phaesun.
Ещё одна удачная комбинация – это использование фотоэлектрических модулей предельной мощности и специальных аккумуляторов. И не стоит отказываться от консультации эксперта – лучше доверить свою новенькую яхту квалифицированному специалисту, чем столкнуться с трудностями уже непосредственно в кругосветном путешествии.