«Сезон закончен, марины закрыты», – так сказали финны в одной чартерной компании яхтсменам, которые собрались походить под парусами. Команда Романа Шкловского собиралась осуществить мечту, отправившись по архипелагу Турку. Октябрь – не сезон для этого края. Ну и что?
С мечтой вперед!
Финны встретили холодно, недоверчиво поглядывая на авантюристов, и это вполне стало ясно и понятно с первых минут разговора. Разумеется, яхтсмены могли бы отправиться в Средиземное море. Однако Финляндия казалась страной грез, привлекая доступной ценой трафика. А ведь трафик зачастую «сжирает» полбюджета денег, отведенных на отдых. Кроме того, что поделать, если отпуск на работе дали в октябре… Сезон в финской акватории залива длится с мая по сентябрь. Этот факт знали яхтсмены. При этом оба месяца холодноватые, называть их «сезонными» слишком громко. Только отказываться от октябрьского тура никто не собирался. Яхтсмены были уверены в отсутствии ледяной корки. Шторма всегда будут бушевать, независимо от сезона, к этому надо быть готовым. В результате финны потребовали шкиперские сертификаты и копии лукбука. После этого они дали забронировать лодку. Стоимость чартера обошлась в три раза дешевле по сравнению с сезонными ценами.
Выезд к локации
Из Санкт-Петербурга команда выдвинулась в субботу поутру. Переезд через границу показался простым, ушел всего час на оформление. Дальше путь лежал к мечте. В душе засело сладкое предчувствие крутого тура, да и финские дороги с хорошим покрытием уже впечатляли. Радости небыло предела! Хотя тучи постепенно сгущались, возникали дождевые шквалы, рисуя впереди бездну неизвестности.
Отдалившись от границы, экипаж погрузился в негу хорошей погоды, радуясь еще больше удачному стечению обстоятельств. Прибыв в марину Taalintehdas (Дальсбрук), экипаж был обласкан щедрым солнцем. Температура воздуха дошла до отметки выше 10 градусов. Стоит отметить, что обратный маршрут не отличался от первоначального, если бы не один нюанс. Лодку команда сдала финнам в пятницу, поутру отправившись домой. Только к границе команда прибыла в 4 часа вечера, простояв целых 5 часов.
Но Шкловскому нужно было попасть на полночный поезд, и последние три часа он провел в нервном распоряжении духа. Однако на поезд яхтсмен успел, буквально садясь в вагон на ходу.
Но вначале маршрута ребята припарковали авто, оглядевшись, отыскали уютную кафешку для перекуса с дальней дороги. Подкрепившись, парни ушли принимать судно от финской стороны. Теперь этот борт стал домом на ближайшую неделю – кораблик в 33 фута «Сан-Одиссей». Разместившись на борту, команда углубилась в знакомство с лодкой. Часы показывали 18:00, это значит – пришло время шагать за провизией. Супермаркет находился в 150 м от пристани, где стояла лодка. Удивительно, но магазин был закрыт. По субботам торговый ларек работает лишь до шести вечера. В воскресенье магазин ждет покупателей лишь с 11 утра. Как поступить? Терять день из-за неработающего продавца не хотелось. К тому же, длина светового периода суток в этих местах не резиновая. Завтра команда намеревалась выбраться в море. Шкиперы сели в авто, взяв курс на поиск работающего магазина. Пришлось ехать 15 км от гавани.
Утром солнце вылезло, пробив серый привычный для этой территории «асфальт» туч. Дул ветер навстречу в 10 узлов, и лодка вышла из гавани. Шкипер отдал команду заглушить мотор, поставить паруса. Наконец-то, можно выдохнуть! Точнее вдохнуть свежесть встречного ветра, услышать ласкающий шепот волны, бьющейся о борт, увидеть блики солнца, играющие на воде. Тишина, лепота вокруг!
Шкиперы отметили, что привыкнуть к фантастике этого природного чуда невозможно. Лодочка двигается только благодаря силе ветерка и вовремя поспевающей помощи течения. Эйфория немного улеглась, и тут шкиперы решили порыбачить. Эти края наполнены обиталищем щук, и яхтсмены решили полакомиться рыбкой. Недолго думая, мужчины вооружились удочками, бросив якорь в одной из бухт. Через 30 минут 1,5 кг щука попалась на крючок, пойманная у береговой скалы. Только это была одна рыба, пойманная у берегов. Остальные щуки упорно не хотели показываться из камышовых зарослей, куда команда могла добраться лишь на тузике.
Тузик и первая остановка
К сожалению, в чартерный комплект тузик не включается. За это удовольствие нужно дополнительно заплатить (200 евро/неделю). К этой сумме надо прибавить плату за двигатель. Потому тузик-нырок на одно местечко команда запасла, взяв из дома.
Сначала команда остановилась на причале на островке Вано. С заходом проблем не возникало благодаря четкому его обозначению буями. На причале прикорнул Nauticat, парусник в 38 футов длиной, чей владелец оказал помощь со швартовкой. Марина показалась пустынной, хотя электричество и водоснабжение работали безупречно. На бережку работал гриль. Даже сауну можно было затопить. Правда, попарить косточки не пришлось по причине удаленности баньки от причала.
На побережье островной территории яхтсмены увидели табличку «Экологическая тропа». Только сумерки плотным «одеялом» уже спешили застилать день, и идти по тропинке ребята не отважились, на ночь глядя. Пожарив щуку на гриле, распространив чудные ароматы по округе, парни ушли восстанавливать силы во власти сонного царства Морфея.
Наутро – ни ветерка! Светило солнце. Команда, позавтракав, отчалила от приветливого берега. Ветер вдруг решил неожиданно напомнить о себе, дав 10-12 узлов. Окружающие пейзажи напоминали эффектные фотоснимки из журналов про яхты: слепящее солнце, играющее в полотнах парусов, завораживающая синева воды, белейшие паруса, манящие к мечте. Какие шторма, о чем речь?! Это дома погода выдает капризы, а тут тишь да благодать, да легкое течение, подгоняющее парус.
Погода пока грела тело и душу. В последние два дня ветер решил приударить за лодкой, выдавая 20 узлов. Хотя это не шторм. С таким ветром легко справиться, чуть закрутив «гену» и взяв рифы на гроте. Снова борт погружен в спокойную атмосферу планомерного бытия.
Интересный момент! Надо отдать должное «Солнечному Одиссею», который вел себя на сильном ветру послушно. Хотя рулевому приходилось постоянно бдить.
Экстремального путешествия не получилось. Лодка словно вторила природному настроению, хотя шкиперам пришлось постараться, чтобы обойти мелководье, мозаику островков и не столкнуться с невидимыми камнями в водной толще. Удалось это все благодаря хорошим навигационным аппаратам.
Совет! Отправляясь в эти места, обязательно шкиперу нужно иметь GPS-навигатор. Без него легко сгинуть.
Хотя можно курсировать вдоль крупных судоходных маршрутов, безопасные пути обозначены в лоции. Марины похожи друг на друга, схожие с той, что на Вано. Швартоваться лагом или кормой легко благодаря отсутствию лодок в не сезон. На пристанях несложно отыскать необходимые элементы инфраструктуры.
Это что за остановки?
Следующим остановочным пунктом стала пристань Ното. Яхтсменов встречал вновь пустой причал, рассчитанный на 10 катеров. Офис и магазины не работали. Главное – было перекрыто водоснабжение. Парни вооружились канистрами и натаскали воды с колонки метрах в 200 от лодки. Туалет по-деревенски оказался чистым, правда и до него пришлось идти порядочно. Но положительным моментом стал хороший улов уклеек, с полведерка. Мясо их напоминает щучье, так жирный ужин был обеспечен.
За Ното была остановка Веркан, заставившая порядком понервничать из-за швартовки между вехами. Швартовка удалась благодаря ювелирной работе капитана и слаженной работе остальных членов экипажа. Сердце пару раз екнуло, но обошлось. С выходом в северо-западном направлении на следующее утро уже проблем не возникло. Марина довольно уютная с работающим рестораном и интересными блюдами. Сауна, душ, туалет не работали по понятным причинам (вне сезона тут никого не ждут). Однако звонок хозяину гавани решает многое. Прибыв на место, владелец включил сауну, открыл воду, врубил электричество, потребовав заплатить за все услуги 19 евро. Жалеть о деньгах не пришлось ни капли, ведь окна сауны выходили прямо на залив!
Вечерний приют
Ближе к вечеру яхтсмены зашли в Нагу. Ресторанчик еще ждал последних клиентов, офис уже не работал. Под горячей струей душа и в жарком аромате сауны побывать тоже не удалось. Звонить уже хозяевам марины не хотелось, и шкиперы приняли решение просто перевести дух в гавани, восстановить силы. Немного смутили туалеты с кодом на двери. Правда, код напечатали у ручки. Какой в этом смысл?
Свободным оказался пирс для гостей. Ночью рядом с лодкой причалил запоздалый шведский борт, оборудованный под яхтсмена-одиночки. Частные марины на удивление были заполнены. Но удивительно даже было не это. Ранняя осень, темнота не помешали северному сиянию посетить эти места, что показалось крайне удивительным для этого времени года. Это было зеленоватое свечение, отдававшее отсвет в небо. Картина завораживала!
Последняя ночь прошла в Helsingholm, частной марине, находящейся в собственности у семейства фермеров. Эти причалы приветливо привечают гостей, хозяев отыскать несложно.
Большинство пристаней показались несколько в удручающем виде. Подход к дальнему пирсу оказался сложен, хотя яхтсмены намеревались укрыть судно от ветра. Слишком много мелей подстерегает на пути. В итоге капитан отдал приказ швартоваться поблизости с хозяйским судном близ причала. Только сомнение вызывала возможная перемена настроения ветра ночью. «Сан Одиссею» пришлось бы встретить его первым из-за открытости бухты с этой стороны. Полюбовавшись закатными картинами, команда улеглась почивать перед последним рывком.
Поутру ветер выл в вантах, сменив-таки направление на юго-западное. Благо – не на северо-восточное. Дул он не жалея сил, подбадривая паруса порывами в 25 узлов. Выйдя с острова, лодка встретилась с крупной 1,5 метровой волной. Идя курсом бакштаг, ребята выбрали правильный маневр, потому качку удалось пройти довольно легко. Час спустя судно плыло по гладкой поверхности волн в шхерах.
Выводы из внесезонного похода
- Не стоит опасаться выходить в море вне сезона. С ветром и солнцем на этот раз повезло – факт. Но исследование температур и ветров в этих краях в былые времена показало, что особых трудностей тут у шкиперов не возникает. При шторме можно уйти от него, спасаясь за островами и в шхерах. Но можно облегчить маршрут с помощью спецсервиса www.guestharbours.fi, где хорошо указаны удобные для швартовки марины.
- Кроме карт, шкиперам рекомендуется обзавестись гаджетами для навигационного ориентира.
- Регион интересный, хранит немало загадок, которые хочется разгадывать, разглядывая тысячи островов, кардинально отличающихся друг от друга. Море, сосновые картины, скалы впечатляют. Рыболовы всегда найдут щуку в камышах. Осенний «ноктюрн» звучит весьма благозвучно в этих местах.
- Пустые марины дают возможность причаливать в любой гавани. Сауна – отличное место для релакса. Пусть даже рестораны не работают, не проблема. Путешествия такого рода подходят для горожан, уставших от постоянного шума. Здесь уши отдохнут от звуков, ради чего можно двинуться в путь.
Пара важных лайфхаков о визе
Визу нужно оформлять шенгенскую. Взять с собой надо евро и расплачиваться можно банковской картой. Выезжая на авто, шкиперу стоит рассчитывать запас топлива. Причем запасаться топливом лучше на российской стороне по причине дешевизны. В Финляндии топливо обходится дороже. Взять в аренду лодку – недолгое занятие (5мин.). Финны предоставляют качественные лодки. На островах любителей прогулок под парусом ждет коммунизм. Большая часть коттеджей открыта, нет воровства. Всюду даже на необитаемых островках, царит идеальная чистота. Мусорные баки снабжены крышками, отчего нет запахов. Скворечники служат ярким примером, что жизнь здесь бьет ключом в сезон.