Российская яхтсменка Ирина Грачева поделилась подробностями первого этапа трансатлантической регаты Mini-Transat по маршруту Ла-Рошель – Гран-Канария.
Успешное завершение первого этапа
Российская спортсменка по парусному виду спорта получила множество поздравлений ввиду успешного завершения первого этапа яхт-гонки. Что же касается ожиданий и реальности, то это далеко не первая достаточно продолжительная регата, пройденная спортсменкой в одиночку. На подготовительном этапе, еще в минувшем году Ирина принимала активное участие в яхт-гонках по маршруту Ле-Сабль-дОлон – Азоры и назад. Такой маршрут составил 2 600 миль в обе стороны. В тот момент, первую часть маршрута яхтсменка прошла за 13 дней, поэтому опыт достаточно продолжительного пребывания в океанической акватории у нее уже имеется. Вместе с тем, в нынешней регате для Ирины не все было обыденным.
Абсолютно внезапно для нее самой стало то, что на старте яхт-гонки спортсменку очень сильно укачало, поэтому первые 2 дня она чувствовала себя крайне плохо. Подобное состояние для яхтсменки не является чем-то новым, но за достаточно длинный сезон она прикачалась и уже не испытывала колоссального дискомфорта. А тут внезапно приключился неприятный сюрприз! Скорее всего, это произошло и по причине того, что в Бискае была большая волна, которая осталась после предыдущего циклона. Ее параметры и направление не совсем соответствовали тому ветру, при котором шли яхтсмены. И на такие новые условия организм спортсменки отреагировал своеобразно.
Она с большим трудом продержалась 2 дня и не способна была организованно пройти смену метеоциклонов, утратив возможность посоревноваться за тактическое преимущество в первом туре регаты.
Однако потом были и приятные сюрпризы. Ирина Грачева с опаской ожидала сильных ветровых порывов в районе португальского побережья. Судя по личному опыту, нести парусность яхтсменка сможет только в том случае, если она сама будет рулить. Доверять яхту автопилоту тогда, когда у нее был установлен спинакер, попросту нельзя, поскольку яхта склонна к перевороту.
Ранее спортсменка имела возможность выбрать: идти без сна и нести наполненные ветром паруса либо уступить соперникам в скорости, предварительно уменьшив парусность. На сей раз, невзирая на то, что ветровые порывы достигали тридцати узлов, морское судно шло более спокойно, ввиду чего яхтсменка парусность выносила более, чем уверенно. Яхтсмены заранее подготавливались к данному отрезку дистанции, который начинался за мысом Финистер, где по прогнозу было усиление ветровых порывов до сорока узлов. Ветровое усиление все-таки пришло, но не такое огромное, как предполагалось. Яхтсменка прошла его краем, поскольку так было более правильно, и они заранее это планировали. Намного сложнее было идти при меньшем ветре, скорость которого достигала 20 узлов, однако под воздействием большого спинакера. И тут спортсменам нужно было переходить на механическое управление. Была ситуация, когда Ирина шла без какого-либо отдыха на протяжении 20 часов, которая включала рулежку и работу со стакселями.
Как яхтсмены борются с переутомлением? Останавливаются ли они, чтобы 20 минут поспать?
На счет того, чтобы «остановиться», то это точно не про яхтсменов. Но для отдыха яхтсмен снижает парусность, переводит судно на автопилот и идет отдыхать. О ситуации, которую поведала Ирина Грачева, ей было сравнительно легко выстоять без сна такой длинный промежуток времени, поскольку она знала, что уже скоро ветер закончится, и тогда она сможет спокойно отдохнуть. Нужно было немного потерпеть. Но в целом, будет правильнее дать организму отдохнуть, особенно, если дальше ожидаются достаточно сложные метеоусловия. Если же яхтсмен точно знает, что в дальнейшем будет намного легче, то тогда необходимо будет хорошо напрячься и потрудиться. Так будет правильнее, как со спортивной, так и с психологической позиции.
Что касается стороны спортивной позиции, то тут все понятно, поскольку здесь скорость очень важна, а с психологической – случается так, что когда спортсмен на все сто процентов отдает себя регате и четко понимает, что он делает все, что от него зависит, то такой яхтсмен и дальше сможет сделать намного больше. Но когда он сдается, то спустя некоторое время оказывается, что очень трудно будет договориться с собой и тогда яхтсмен начинает очень сильно ругать себя за то, что дал себе слабинку. Для яхтсменов это немаловажно уметь делать. Он начинает тогда прислушиваться к своему организму и принимает решение, когда ему необходимо отдохнуть, а когда поработать.
В целом, сил яхтсменки хватило на регату. И она осознавала, что все сделала правильно. Кроме того, Ирине понравилась и стратегия на регату: как идти после прохождения Финистера, момент, когда следует осуществить поворот, как пройти ворота и прочее.
Технические проблемы не помешали успешному завершению регаты
В этой яхт-гонке проблем, к сожалению, не посчастливилось избежать. Так, за 300 миль до финишной прямой И. Грачева обнаружила, что в яхту начинает поступать вода, которая проникает в остов сквозь щель, которая находится в транце. Это связано с тем, что участки фиксации рулевых перьев с внутренней стороны дополнительно усилены специальными пластинками. Таким образом, нагрузка при передвижении на опоры будет колоссальной, к примеру, на нижнюю приходится около тонны.
Спустя какое-то время одна из пластинок отслоилась и руль начал давить на пластик, ввиду чего появилась щель, которая начинала лишь расширяться.
Маршрут предстоял долгим и нужно было максимально быстро решать, что с этим делать: искать хоть какой-нибудь выход, находясь на воде либо направиться к побережью для проведения ремонтных работ. Тут стоял вопрос не только в самом устранении течи, но и поломки. К примеру, если у штурвала будет отсутствовать хотя бы одна опора, то он перестает работать, поскольку тогда будет перекос тяги, которая способна обеспечить синхронность вращения руля. Вставать на ремонт – это означает колоссальную потерю времени. Находясь в море можно лишь уменьшить парусность, чтобы минимизировать нагрузку на руль. Однако, при лавировании или галфвинде такие мероприятия не помогут и просто остановить течь не удастся.
Когда пошел холодный циклон, Ирина сделала все, чтобы усилить нагрузку на паруса, а также немного зарифила грот, с внутренней стороны остова сделала дополнительные опоры. Такие опоры держались слабо, но это помогло ей успешно завершить регату. Скорее всего, такая проблема возникла по причине того, что был произведен ненадлежащий ремонт суперяхты еще до нее: прежний судовладелец уже проводил укрепление транца под опорами, но как позже выяснилось, это было сделано не наилучшим образом. До финиша Ирина Грачева дошла хорошо, причем судно она нагружала по максимуму. Когда она занималась устранением аварийной ситуации, то сильно опасалась того, что сильно отстанет от оппонентов, но позже оказалось, что она уступила соперникам в тот момент лишь несколько миль.
Она уже четко понимает, как и что следует сделать, однако сама не планирует заниматься ремонтом лодки, а желает доверить это дело настоящим профессионалам. Это обусловлено тем, что речь идет о немаловажном и нагруженном месте, по этой причине она хочет, чтобы ремонтные работы были сделаны на профессиональном уровне с применением специального оборудования, материалов, а также инструментов. В действительности, вопрос это небольшой, однако последствия могут быть самыми серьезными.
На практике, проблемы у яхтсменов самые разнообразные, но многие локализовались на транце. Все-таки общей проблемой стала электрика, поскольку на многих судах возникали неполадки с генераторами. Проявлялись такие неполадки у всех по-разному: одни не могли зарядить батареи, у других отказал главный источник электропитания.
На суперяхтах, оснащенных литиевыми аккумуляторами, категорически запрещается устанавливать энергогенератор, функционирующий на метаноле, ввиду чего многие яхтсмены идут, используя солнечные коллекторы.
Визуальный контакт с остальными спортсменами
Поскольку дистанция длинная и флотилия очень сильно разбросана, то визуальный контакт с другими участниками регаты был постоянно. Так, в пределах 5 миль постоянно кто-то их соперников был в поле зрения. И в этом нет ничего удивительного, поскольку стратегия прохождения около самого побережья у участников была практически одинаковая – придерживаться западного ветра. Поэтому у Ирины под наблюдение попало как минимум несколько участников. На прошлогодней яхт-гонке, о которой она уже упоминала, у яхтсменов было колоссальное количество вариантов, как дойти до Азоров, по этой причине все участники разошлись по разные стороны, и тогда яхтсменка на протяжении семи дней никого не наблюдала. Ирина, как выяснилось, предпочитает ходить в одиночестве.
Яхтсмены, как правило, не имеют достоверных данных, кто и как идет. Они могут лишь предполагать. Спортсмены видят себя относительно основной линии, по радиосвязи они могут узнать лишь данные о своем местонахождении, а также местах нахождения других участников, определение которых осуществляется согласно расстояния до финишной прямой. Однако это только условная информация, которая не позволяет судить в точности, кто и где сейчас находится, а также куда идет в настоящее время. Вместе с тем, даже такая информация помогает хорошо ориентироваться. Она предоставляет возможность проанализировать то, насколько успешны решения, когда начинаешь проводить сравнения своей позиции и позиции соперников, которые находятся рядом.
Приятная неожиданность, с которой довелось столкнуться Ирине Грачевой
В пути Ирину Грачеву ждала приятная неожиданность: она смогла существенно увеличить скоростные свойства морского судна при передвижении под огромным спинакером. К примеру, в бакштаг, при средней скорости ветра, которая достигала двенадцати узлов, ей посчастливилось идти достаточно продолжительный отрезок времени, не отставая от суперяхт категории «Макси», хотя ранее у спортсменки этого не получалось сделать. Помимо этого, она увидела колоссальную разницу при передвижении при сильных ветровых порывах в настоящий момент и весной. Если раньше Ирина с большим трудом выносила парус средних размеров в холодный ветер, скорость которого достигал двадцати узлов, то сейчас лодка успешно шла под парусом больших размеров, даже в сильные ветровые порывы. Она не очень понимает физику самого процесса, но более опытные яхтсмены подтверждают данный факт: прохладный и теплый поток воздуха при равных скоростных показателях ветра оказывает самое разнообразное давление на сам парус. Поговаривают, что во втором туре, при пресечении атлантических вод, воздух становится теплее, и ветровые порывы в тридцать узлов не будут являться какой-либо проблемой.
До следующего старта яхт-гонок Ирина планирует хорошенько отдохнуть. И раз она уже оказалась на Канарских островах, то планирует посетить Тенерифе, после чего начнет тщательную подготовку к переходу через океан.