Как сообщили эксперты в области речного судоходства, рынок катеров и яхт в Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, находится в глубочайшем кризисе. Но несмотря на это, всем желающим покорить водную гладь есть из чего выбрать. Самые современные и дорогостоящие суперяхты в РТ продаются в ценовом диапазоне от 11 до 20 млн. руб., а самый бюджетный катамаран можно приобрести за сто пятьдесят тысяч рублей.

«Дерзкий силуэт, подсветка в виде «звездного неба» и кожаная отделка…»

В Татарстане есть множество маленьких и больших рек, а также озер и водохранилищ. Казалось бы, на первый взгляд, что рынок речного судоходства должен быть достаточно развит, но в действительности все выглядит куда иначе. Если взять, к примеру, сайт с объявлениями от частников Авито, то в разделе «Водный транспорт» по фильтру Республика Татарстан размещено примерно 2 тысяч предложений. Как правило, объявления размещены касательно моторов, чехлов, весел, прицепов для лодок и т.д. Хотя здесь есть весьма оригинальные экземпляры, которые относятся к водному транспорту. По традиции, обозрение начнется с самых дорогостоящих лотов, которые посчастливилось найти в открытых источниках, с ценовым сегментом, стартующий от десяти миллионов рублей.

Так, самой дорогой суперяхтой является судно итальянского производство 42 STC стоимостью 19,85 млн рублей. Параметры такого судна составляют: длина – 13,41 м, ширина – 3,96 м, топливный запас – 850 л. Оснащается яхта моторами Вольво Пента Д6 330хп ДПХ. Построено судно было в 2011 г.

Особенностью такой мегаяхты является хищное очертание и универсальный тип планировки, подходящий для различного климатического пояса – от вод Средиземноморья до акватории Балтики. В знойную погоду можно открыть выдвижной люк, расположенный в хардтопе, а также пропускать вовнутрь салону солнечные лучи и свежий ветерок. Во время дождя люк в хардтопе закрывается. Благодаря прозрачной спецперегородке, которая отделяет кокпит от салонного помещения, получается герметичная кабина. К неоспоримым достоинствам данной лодки можно отнести пост управления с великолепным обзорным видом. Управление судном осуществляется при помощи джойтика, а процесс швартования не сложнее, нежели в компьютерной игре. Предельная ходовая скорость суперяхты достигает 34 узла, а крейсерская – 28 узлов.

Лодка комплектуется климат-контролем, георадаром, тепловизором Рэймарин, картплоттером, а также рацией, громкоговорителем, биотуалетами, телевидением и автоматизированной системой пожарогашения.

Второе место по дороговизне занимает мегаяхта Азимут 50. Построено было судно в 2006 г. и оснащается моторами Катерпиллар С12 мощностью в 669 «лошадок». Над наружным, а также дизайнерским оформлением трудились итальянцы. Наработка мотора составляет 3 тысячи моточасов. Максимальная ходовая скорость, которую может разогнать судно – 32 узла, а крейсерская – 26 узлов. Вместимость современной лодки составляет двенадцать человек. Внутри судна есть 2 каются с 2 санузлами. Находится яхта в порту Чебоксар. Стоимость лодки – девятнадцать миллионов рублей, но судовладелец не исключает возможность торга.

Еще одним интересным экземпляром является двухмачтовая мегаяхта парусного типа 2005 г. постройки, которая находится в Челнах. Изначально она была выставлена на продажу за 15 миллионов рублей, но спустя определенный промежуток времени судно было снято с продажи. Осадка суперяхты составляет порядка 2,8 м, а киль полуподъемного типа дает возможность менять осадку. Предельная длина судна – 18, 5 м, ширина – 3,5 м, тоннаж – четырнадцать тонн, высота касательно ватерлинии – 14,03 м. Крейсерская ходовая скорость – 12 км/ч. Лодка способна принять на своем борту до двенадцати человек. На ней имеется каюта, расположенная в носовой части, кают-компания, камбуз, гальюн, а также средняя и кормовая каюты. Спальных мест на борту – 10. Судно принадлежит яхтенному клубу «Навигатор» и его собственником является А. Нечепурнов, который является яхтсменом с сорокалетним стажем. В свое время он сам соорудил яхту для свершения кругосветки. Но несмотря на все старания, ему удалось на ней пройти Волгу и Каму, держа курс до Перми и Тольятти. Помимо этого, к началу навигационного сезона уходит около двадцати тысяч рублей и специальный кран, весом в 45 тонн, который спускает корабль на воду.

Моторная лодка Принцесс 45 выставлена на продажу за тринадцать миллионов рублей. Она имеет уже солидный возраст – 15 лет. Выпущена мегаяхта в 2003 г. Но невзирая на свой возраст, она имеет отличное состояние. Длина судна – 13,92 м, ширина – 4,27 м, осадка – 1,09 м, водоизмещение – 15 тонн. Лодка оснащается мощными двигателями Вольво Д9, благодаря которым она может разогнаться до тридцати трех узлов. Яхта имеет три каюты, на две персоны и два санузла. Внутренний салон облицован деревом цветовой гаммы светлой вишни, диванчики выполнены из натуральной кожи, а напольное покрытие – в виде ковролина. На мегаяхте также имеется ЛСД-телевизор, стереосистема, микроволновка, душевая с бесперебойной подачей холодной и горячей воды, 2 холодильного оборудования, ледогенератор и т.д.

Пятерку дорогостоящих суперяхт завершает Карвер 380 С, стоимость которой составляет 11 млн. руб. Судно находится на Куйбышевском водохранилище. Максимальная длина яхты – 11,66 м, широта – 4 м, двигатели- 2 шт. Вольво Пента Д6-370ТА. Лодка комплектуется двумя климатическими установками, двумя каютами и очень комфортной планировкой.

Мегаяхта – не роскошь, а оригинальный в своем роде дом на плаву…

Отдельно стоит выделить дебаркадеры, которыми именуют плавучие дома на воде. Их предназначение немного другое, нежели у современных мегаяхт и немного ограничен функционал. Так, в Набережных Челнах в районе дачного сообщества «Весна-2» будет продана за 2,1 миллионов рублей дача на воде, построенный в два этажа, имеющий балкон и две спальные комнаты. По внешнему виду он напоминает прочный деревенский дом. Как сообщил владелец уникального дома, глубина под ним составляет шесть метров.

Дно под домом тщательно расчищено, благодаря чему можно с платформы нырять или купаться. Его легко можно переместить в другое место. Для этого достаточно привязать дом к катеру.

Два других плавучих дома будут побюджетнее, но и по внешнему виду они уступаю этому. Так, плавдом, расположенный на Куйбышевском водохранилище, продают за 1,7 млн. руб. Корпус водяной дачи выполнен из бетона и стали. Длина сооружения составляет 19,7 м, ширина – 8 м, вместимость – до двенадцати человек. Дебаркадер имеет герметичный корпус и оснащен мотором Хонда мощностью в 10 л.с.

Хаусбот длиной в двенадцать метров и шириной в шесть, построенный в 2015 г., имеет стоимость на двести тысяч дешевле. Баня на водной глади стоит на двух опорных понтонах. Внутри сооружения имеется кают-компания, 2 каюты, баня и гальюн с душевой. Также постройка имеет платформу для загара, откидную площадку для ныряния и купания, а также трап-трансформер. Особенностью такого плавучего дома является возможность коммерческого использования. Такая постройка не требует значительных капиталовложений для его содержания и не облагается налогом.

«С прицелом на будущее»

Средняя ценовая политика, как правило, представляют катера Ямала, Магнифф, Вельветт, Кроунлайн, а также Фэйсерайнд. Так, за девять миллионов рублей можно приобрести моторную мегаяхту Фэйсрайнд Эволюшн 41 в сине-белой цветовой гамме. Данное судно имеет три каюты. Внутри него достаточно уютно, по-домашнему и обладает стилем. Стеновая поверхность судна обита, а на полу положен ковролин. Помимо этого, лодка имеет 2 холодильных оборудования, газплиту и душ в кормовой зоне. Комплектуется мегаяхта дизельным мотором Вольво Пента Д4-300, имеющий наработку в 280 моточасов, а также подруливающим носовым электромотором, картплоттером Гармин и GPS.

Вельветт 27 НГТ – это катер с прицелом на будущее. Его цена составила 7,7 млн. руб. Оснащается судно восьмицилиндровым мотором Вольво Пента мощностью в 430 лошадок. Катер способен развить максимальную скорость до 120 км/ч. Такая модификация кардинально изменит стандартные представления о жизни на водных просторах! Данная модификация представляет собой симбиоз хищности, скоростного хода и комфортабельности. Длина остова – 8,2 м. оригинальный дизайн носовой зоны с протянувшимся тонированным и травмобезопасным стеклом добавляет катеру дерзости и скорости. Наличие санузла, камбуза, 2 комфортабельных спальных мест и лежака для принятия загара, который расположен в области кокпита делает судно незаменимым. В обычном режиме выхлоп производится посредством винтовых ступиц в акваторию, а в спортивном – выхлоп выводится за пределы борта при помощи кнопки. Вместе с тем, гоночный рев, можно будет как услышать, так и лицезреть. Смотреть, как выхлопные газопотоки подвергаются выбросу из мотора вместе с водой, которая поступает из устройства охлаждения мотора. За пределами кормы вода будет просто закипать, а запал и динамика устанавливать тон по всей акватории.

С программой лояльности и всевозможными подарками продается катер Магнифф 270. Его стоимость составила 3,8 млн. руб. По словам продавца, подобные судна выпускаются суперпрофессионалами с многолетним опытом работы. В своей работе они используют только качественные стройматериалы и вспомогательные комплектующие элементы.

А модификация 2019 г. – это воплощение дерзкого дизайнерского решения и спортивного очертания в составе с высоким уровнем комфорта.

Дешево и сердито…

Если заглянуть на другой раздел объявлений, которые размещены в источниках открытого типа, то там уверенно разместились надувные лодки. Приобрести такое судно без мотора и весел можно всего лишь за 2,3 тысячи рублей. К примеру, лодка «Пеликан 268 НД», рассчитана на двух человек и можно приобрести ее за тринадцать тысяч рублей, а «Флагман» – за 15 тысяч. В данной ценовой категории можно приобрести самодельную плоскодонку, произведенную из фанеры. Судно, имеющее двойное дно, имеет ширину 1,2 м, длину – 3 и вес 75-80 кг. Ее конструкция позволяет с легкостью уместить в багажник автомобиля. Помимо это, на такую лодку можно установить мотор. А вот надувная лодка «Хантер 320» имеет ценовую политику в двадцать две тысячи. Если резиновая лодка укомплектована мотором, то ее стоимость будет стартовать от семнадцати тысяч.

Самый бюджетный катер, который укомплектован мотором можно приобрести за девяносто пять тысяч рублей. Судно носит название «Амур М». В качестве подарка к нему идет эхолот. Судовладелец согласен на разумный торг. Если хочется иметь в своей собственности яхту, то судно можно приобрести за сто пятьдесят тысяч. Вернее, это будет круизный катамаран, рассчитанный на пять человек. На нем размещены навес, дуги, подмоторная часть, которая обеспечивает комфортабельность как в круизе, так и рыбалке. Судно начало эксплуатироваться с 2014 г. Его длина составляет 7 м, мачта – 8 м, ширина – 2,5 м.

Какова причина хождения наших суперяхт под знаменем Панамы? Это все тесно связано с налогообложением.

Эксперт газеты «Бизнес Онлайн» – журналист известнейшего издания «Катера и яхты» Ф. Валлиулов – предполагает, что раз существует предложение, то будет и спрос. Однако рынок малогабаритных судов в РФ фактически перестал существовать. За несколько десятков миллионов достаточно богатые люди приобретают мегаяхты и пришвартовуют их в Дубровике (Хорватия) из-за трудоемкого налогообложения. В Дубровик можно лет десять летать на выходные раз в месяц. Это получится достаточно бюджетным вариантом. И таким образом можно отдыхать там круглый год, а в РФ навигационный сезон начинается с мая, который длится по сентябрь. Как правило, в классе «азимутов» и «принцесс» мегаяхты приобретают не частные, а корпоративные заказчики для организации встреч и вечеринок для компаньонов или партнеров.

Когда в 2014 г. начался обвал курса, спрос на маломерные плавательные средства существенно спал, особенно на очень бюджетные лодки. В люксовом и высококачественном сегменте он до сих пор сохраняется. Настоящие рыбаки приобретают алюминиевые современные суда отечественного производства по стоимости корейских иномарок – от пятиста тысяч до трех миллионов рублей. Те, что стоят пятьсот тысяч продаются без мотора, но к нему его нужно будет приобрести дополнительно. Стоимость двигателя к таким лодкам составляет до трехсот тысяч. Финские аналоги будут стоит раза в два дороже.

Так, «Лодка-хаус» является крупнейшим дилером в Поволжье. Как правило, он специализируется на плавучих домах. Но также там можно встретить катера, точнее боурайдеры, оснащенные кокпитом в носовой части. Два года назад их продали несколько единиц в течении года, которые ушли в Астрахань и Черное море. Валлиулов с полной грустью признает тот факт, что положение в настоящий момент значительно ухудшилось, а каютные лодки абсолютно перестали продаваться. В знак примера специалист привел то, что из 4 спецжурналов касательно темы катеров и суперяхт остался сегодня только один, являющийся открытым по страхованию Мотобот, описывающий суда для миллионеров. А «Катера и яхты» и «Водный базар» ушли в небытие.

Также не способствует популяризации ручного судоходства и лодочная база, находящаяся в Казани. Как отметил корреспондент, он проанализировал и пришел к выводу о том, что все города, которые относятся к Поволжью, например, Ульяновск, Самара, Нижний Новгород, Саратов и Ярославль, значительно лучше развиты в плане стоянок для лодок. Он поведал о том, что в Саратове был на 3 различных судостоянках. Все лодки находятся прямо на берегу. Человек заказывает судно с помощью одного звонка, прибывает, садится и отплывает в нужном ему направлении.

В Казани таких стоянок всего 2 – одна заброшенная в Адмиралтейской слободе, а вторая – «Локомотив».

Именитый историк Абрамов, проводящий экскурсии в Республике Татарстан, отлично сказал: все жители Поволжья считают себя настоящими волжанами, кроме казанцев. Помимо того, чтобы где-то прекрасно провести время на лодке, необходимо уйти в какое-то место, где была бы возможность пришвартовать ее и не было много людей. Ближайшее такое место находится в часе хода судна. За один час хода двигатель потребляет около тридцати литров топлива, таким образом, поездка на лодке обойдется в полторы тысячи рублей минимум. В Саратове все наоборот, там легко можно добраться на противоположный дикий берег и причалить лодку.

Еще один эксперт, который пожелал оставаться неизвестным, поведал о том, что яхтинг в России сгубили высокие налоги. Как он сказал, по каким-то причинам яхтинг считается хобби для богатый и состоятельных людей, однако в Швеции каждый третий гражданин этой страны обладает своей небольшой лодкой. Как правило, наш народ приобретает в основном резиновые лодки, поэтому большие суда не нужны. Также он поведал о том, что все доставленные суда из заграницы подвергается разтаможке, а это теряется 50%. Кто был во Вьетнаме, тот знает, что визитной карточкой страны являются лодки округлой формы, напоминающие тазы. И это не случайно, поскольку там налоги тоже не маленькие, а налогообложения на тазики нет. Так, в Турции в настоящее время госпошлина на плавсредства составляет 1%, а у нас значительно выше. Поэтому, ввиду высокого налогообложения наши суда ходят под знаменами Панамы, Виргинских или Каймановых островов.

И именно по этой причине у олигархов суперяхты ходят не под российским флагом.

Между прочим, в Республике Татарстан средние показатели по стране тарифы касательно налогообложения катеров и мегаяхт. В минувшем году с каждой «лошадкой» мегаяхты, оснащенные мотором до ста лошадок нужно было оплатить пятьдесят руб/год, а более мощные речные суда обойдутся яхтсменам в сто рублей за одну лошадиную силу. Например, уже вышеупомянутая суперяхта «Азимут 50» за девятнадцать миллионов рублей обойдется своему владельцу в 66 900 руб/год в качестве налогообложения.