А Вы когда-то мечтали о пересечении Атлантики?! Представьте себе: Вы и Ваш любимый человек покоряете воды Мирового океана на собственной яхте.

Нет? А вот семейный тандем Бруно Шато и Натали Фабре мечтали. И домечтались до плавання по Атлантике на борту своей лодки «Salina».

Новички яхтинга все же решили не пасти задних. Вместо тренировочного заплыва в качестве пассажиров, неугомонные французы всерьез решили в первом же старте выступить в роли шкиперов судна. Конечно, и Бруно, и Натали сомневались в успехе операции. Ведь полагаться исключительно на удачу было бы, мягко говоря, легкомысленно. Но Атлантика любит сильных духом и уверенных в себе.

Как и всех «зеленых» яхтсменов, пару мучили вопросы: «С чего начать?», «Что взять с собой на судно?», «Как вести себя в стрессовой ситуации в открытом водном пространстве?». Но всем известно, что ответы на самые непростые вопросы можно порою найти, лишь испытав все трудности на собственной шкуре. Его Величество Опыт так просто не приобретается.

Не секрет, что любительское плавание исполнено романтики. Сперва Вас манят своими безграничными просторами моря и океаны, и лишь потом здравый смысл включается и возвращает Вас в суровую реальность серой повседневности.

Однако и здесь новичкам всегда везет. Ее Высочество Интуиция порою не менее важна, чем Его Высочество Опыт, к которому, к сожалению, пока что трудно обратиться. Французский дуэт признается: их звала вдаль на крыльях ветра заветная мечта, а потому – прочь все сомнения и страх. Да здравствует покорение Атлантики!

И оно свершилось! Пусть не был побит ни один рекорд. Главное – все хорошо кончилось для двоих неугомонных мореплавателей-аматоров.

Немного о наших действующих лицах

Прежде чем отправиться в путь, супруги решили распределить функции на борту. Как это ни парадоксально, в роли шкипера решила выступить дама. Натали признается, что причиной такого решения было то, что у нее за плечами был хоть какой-то, пусть даже и минимальный, опыт яхтинга. С детских лет Натали увлекалась виндсерфингом, наслаждаясь в уик-энд морем и ветром «Мистраль». Ко всему прочему, девушка в свое время управляла небольшой яхтой под жизнеутверждающим названием «Оптимист», а также пробовала свои навыки на других яхтах во время летней практики. Например, она побывала в роли члена экипажа во время ряда регат, а также работала помощником шкипера яхты Sun Kiss 47, путешествуя в течение двух недель со своими близкими людьми у берегов Восточной Индии.

Опыт у Бруно был менее богат. Парень побывал лишь в одном плавании, однако каком! В далеком 2001-м году Бруно и его возлюбленная находились на борту чартера Tobago 35, три месяца крейсировавшего от Гренады до Венесуэлы. Француз признается, что именно то путешествие заразило его любовью к яхтингу. Достаточно одного раза – и ты навеки болен желанием вновь и вновь покорять моря и океаны. Латиноамериканское путешествие помогло Бруно сперва почувствовать море, а затем и захотеть узнать его получше.

Мир перевернулся для молодого француза. Точки на географических картах, обозначающие мини-острова, а порою и вовсе не нанесенные на бумагу из-за своей крошечности, в голове Бруно с тех пор стали казаться великанами. Мир вокруг как будто увеличился в разы, превращая французского мечтателя в лилипута. Он по-новому ощутил не только пространство и время, но и людей вокруг, стал замечать и в себе множество тайн, требующих все новых и новых открытий. Иными стали казаться и города. Когда первый круиз закончился, грусть наполнила сердце Бруно. Склонившись со своей любимой женщиной над картой, он решил для себя одну простую вещь: его заветная мечта – пересечь вдвоем Атлантический океан на своем судне. И эта мечта реальна!

Судно

Итак, дамы и господа, разрешите представить Вашему вниманию третьего персонажа нашего головокружительного действа. Это – лодка, на которой парочка решила штурмовать Атлантику. Выбрать ее, как известно, не так-то уж и просто. Идеальных моделей в природе не существует.

Первым делом мореходы задались вопросом: купить классический парусник или попробовать гоняться на моторке? Победила толерантность: парусный транспорт экологически чист и не угрожает природе, к тому же он бесшумен, что также немаловажно. Находясь на паруснике, не так страшно, «когда на море качка». Если же погода безветренна, можно воспользоваться услугами вспомогательного двигателя. Он поможет и при маневре, и спасет от простоя на воде.

Выбирая подходящее судно, пара вспомнила о проведенных трех романтических месяцах на Tobago 35. Поэтому, кроме как катамаран, никакое другое судно к рассмотрению в качестве третьего участника квеста не принималось. Конечно, пришлось изрядно попотеть, роясь на Интернет-ресурсах, листая тысячи страниц специализированных журналов и посещая не один десяток верфей. Но игра стоит свеч! Вуаля – счастливым судном стала яхта Salina 48 от верфи Fountaine Pajot.

Чем же так Salina 48 могла взять за душу? Во-первых, суперсовременными технологиями. Во-вторых, комфортабельностью – каюты на судне расположены идеально для мореходов, а имеющаяся электротехника делает путешествие вдвойне приятным. В-третьих, высоким уровнем безопасности. А далее можно только добавлять и добавлять эпитеты: независимая, простая, наконец, самая лучшая.

 

Источник знаний и навыков

Вы наверняка удивитесь, услышав это. Но пересечь Атлантику не проще, чем подготовиться к этому процессу. Ибо здесь необходимо учесть вероятность возникновения чрезвычайной ситуации, присмотреться к деталям, разбить на этапы алгоритм прохождения маршрута. Важно не просто владеть информацией – необходимо уметь анализировать ситуацию полностью, учитывая все детали и нюансы. Прежде всего, имеем в виду повседневность на борту судна в открытом океане. Наши странники детально проштудировали не один специализированный курс. Им пришлось ознакомиться и с правилами ведения хозяйства вне суши, поведения во время стихийного бедствия, с особенностями портовой бюрократии, изучить тонкости ремонта, условия страхования и прочее.

Усложняло ситуацию и то, что ни Бруно, ни Натали доселе никогда не общались тет-а-тет с открытым океаном. Молодой человек и близко не понимал, что такое течение и каких размеров достигают волны, каковы их физические характеристики. Безусловно, незнание теории, а более всего – отсутствие опыта пребывания в открытом океане делали переход уж слишком рискованным занятием. Поэтому прежде чем начать свой атлантический круиз, молодым людям предстояла кропотливая работа на суше, в том числе за книжками.

Отважные мореходы, тем не менее, решили детально пройти лишь один курс занятий – тот, в котором речь шла о получении навыков реагирования в чрезвычайных ситуациях (при пожаре на борту, вынужденном плавании в туманную погоду и т. д.).

Программа курса включала в себя такие компоненты: подготовка судна и экипажа, спасательные атрибуты на борту, проверка оборудования, такелажа и рангоута, правила прокладки курса, азы ведения бортового журнала, первая помощь для спасения утопающего, техника оставления яхты, основы безопасного пребывания и работы на палубе. Другим важным разделом программы был «Что если?», где давались советы при поломке рулевого управления, потере мачты, а также буксировке.

Бруно и Натали настоятельно рекомендуют всем яхтсменам-покорителям океанов ознакомиться с данным курсом. Романтика романтикой, но она возможна, только если Ваш переход идеально организован и Вы готовы нести ответственность за безопасность данного мероприятия.

Французская парочка решила, что ее собственных познаний в области электричества и механики будет вполне достаточно. А если что и подзабыли, то это просто восстановить в памяти благодаря отличной библиотеке (имеются в виду, прежде всего, техническая документация, инструкция применения того или иного прибора). Ну и куда же без советов близких («Будьте всегда внимательными», «Помните о безопасности на борту», «Обратите внимание на…»). Естественно, знакомых не переспоришь: каждый из них, даже не имея опыта плавания в океанах, все равно уверен в своей единоличной правоте.

Медицинская сторона медали состояла в наличии у Бруно и Натали навыков оказания неотложной помощи, правильном сборе аптечки. При этом Бруно все же пришлось подключить к переходу своего дядю, врача по профессии. Он не только посоветовал, какие препараты просто необходимы на борту, но и помог с книгами доктора Чаув для мореходов-аматоров. Важно, что дядя Бруно согласился консультировать племянника по телефону в любое время дня и ночи. В крайнем случае возникновения ЧП на борту экстренную помощь мореходом готово было оказать Французское медицинское обслуживание (SAMU), располагающееся в Тулузе. Подчеркнем: только в КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ.

Еще один важный совет. Изучение Вашей яхты – процесс долгий и скрупулезный. Банальных ответов на Ваши вопросы, которые Вы получите на верфи, недостаточно. Если Вы приобрели яхту у владельца, также спрашивайте его о всех нюансах работы судна. Но знайте, что его комментариев также не хватит. Лучше найдите у себя время и детально изучите тонкости функционирования Вашей яхты, мощность двигателей, технические основы электронного обеспечения судна, особенности управления парусом. Ни в коем случае не надейтесь на авось – не с нашим счастьем!

Помните, что теория без практики – это время, потраченное впустую. Одного, пусть и идеального знания документации яхты, все равно недостаточно. Не забудьте провести техосмотр перед отчаливанием. Лишним не будет проверить работу всех приборов и систем на судне (душевой помпы и помпы трюма, средств электро- и видеооборудования судна, передачи и получения информации и коммуникации, функционирования генератора, духовки, компьютера и т. д. ).

Если Вы чувствуете, что у судна могут появиться какие-то проблемы вне суши, лучше постарайтесь решить их еще до отплытия. Ведь в океане связь может и не сработать, стоимость пользования спутниковым телефоном заоблачна, а необходимые запасные детали вряд ли Вам кто-то бросит с неба посреди водных просторов.

Подготовка к важному старту

Пройти курс в специализированной школе Glenans молодым людям так и не удалось. Старт перехода из Средиземного моря был запланирован на начало весны, то есть сезона мощных мистралей. И тут без помощи специалиста никак. Бруно и Натали решили поработать с опытнейшим шкипером, знакомым по предыдущим плаваниям, но только по морям.

Конечно, сначала было непросто, когда вместо пары, на борту оказывается трио. Но выхода нет, ибо только шкиперу подвластна водная стихия. Пребывая на мостике практически все время, шкипер не оставит свой пост, если проблема не решена окончательно. А чего стоит его взаимная (или все-таки безответная) любовь к ветру?! Безусловно, шкипер перетянул на себя много стрессовых ситуаций. Его подсказки и комментирование правил – бесценны. Благодаря ему Бруно и Натали приобрели столь необходимые навыки преодоления 40-узлового ветра, а также использования спинакера и спинакер-гика.

Перед отплытием французы-экстремалы напоследок протестировали свою яхту. Таким образом, они приобрели максимум уверенности в своих силах с минимумом риска.

Следующее правило. Не гонитесь вперед. Порой лучше пройтись, нежели лететь сломя голову. Особенно это актуально в вечернее время. Используйте стаксель без грота, для проведения маневра включайте двигатель (при этом не забудьте о рыболовных сетях). Не забывайте о том, что Ваш экипаж и, в конце концов, Ваше судно нуждаются в бережном отношении к себе.

Французские мечтатели предупреждают: переход через Атлантику, еще и под парусами – это для них настоящее сумасбродство. Свобода при этом абсолютна! И это при строжайшей дисциплине, четком просчете всех передвижений. И все равно каждое мгновение может стать неожиданным и непредсказуемым.

Мы не просто так упомянули о дисциплине. Путешествие по океану – это как пребывание в Вооруженных Силах: никакой экспромт непозволителен. Все имеющее место быть маневры строго обсуждаются, причем, чем раньше, тем лучше. Никакой самодеятельности, тем более, если речь идет о лодке больших размеров. Помните, что есть ситуации, которые исправить Вам не по силам: это то и дело попадающиеся на пути сети, стаксель, который перекидывается, чрезвычайно быстро приближающийся причал.

Ваша команда, которая вволю получала удовольствие от жизни на суше, на борту судна превращается в тандем настоящих профессионалов. Каждая женщина наполнит судно восторгом от удачных маневров и переживаниями при чрезвычайных ситуациях, мужчины же – проявляют спокойствие и борьбу до конца. Только так закаливается настоящий характер! Только так вырабатывается интеллект! Не бойтесь действовать решительно! Азарт от путешествия по Атлантике перебьет все страхи и риски.

Как это было

Труднее всего, как известно, начать. И Бруно с Натали это удалось. Впереди – безграничные просторы морей и океана. Выучившись от аса-шкипера основным правилам пребывания на воде, отважные французские мечтатели высадили своего коллегу на Канарах, а сами, вдохновленные отличной погодой, отправились за едой.

Вся месячная зарплата без тени сомнения оставлена в супермаркете. В конце концов, чего рисковать, если неизвестно, сможет ли Бруно, в случае чего, наловить рыбы?! Приобрели в основном овощи и фрукты, забив ими рефрижератор до отказа. Купили также несколько полуфабрикатов, пасту, рис на полгода (не менее), полбака сладостей (не без конфет и бисквитов – женщина же на борту!) и много-много воды – 45 литров минеральной плюс по три литра разной жидкости в сутки на человека.

Накануне отплытия как не посетить напоследок шикарный ресторан?! Как не обзвонить всех родных и близких?! Итак, максимальная готовность к старту! Запомните эту дату: 8.00, 3 июня, 2008 год. La Gomera. На Salina 48 устанавливается парус. Впереди – 2700 миль настоящего драйва и экстрима!

Ритм трансата поддерживается плавно. Выбрали именно нужное количество парусов, а может, и немного недобрали. Спинакер на ночь спускался. Рифы брались на гроте. Проще говоря, парочка не хотела излишне нагружать яхту парусами, ибо океан еще только-только на подходе. Далее принимают верное решение найти точную trim-вырезку и расположить паруса так, как и подобает, чтобы и команда была в бодром расположении духа, и яхта особо не износилась.

Тренировки не пропали в суе. Благодаря им был найден лучший способ настроить ассиметричный спинакер в «одни руки» (без грота, из-за которого возникал риск преждевременной смены галса).

Да, покорить Атлантику непросто, особенно если помнить о ее строптивых волнах. Но только так понимаешь смысл бытия.

Ветер как будто дисциплинирует лишний раз. Хотя 10-20 узлов скорости для него далеко не предел. И все же важно не проворонить, когда ветер усилится до 25 узлов.

Какое же это счастье, когда работа и желание жить под парусом с зашкаливающим адреналином совпадают! Только в океане ты ощущаешь, как это – быть далеко от земли, как это не кайфовать от роскоши люкс-номеров в отелях и не мечтать о максимальном релаксе на мега-лайнере. Только яхта становится твоим всем, это твой друг, товарищ и брат, твой дом и твоя крепость. Море готово исполнить все мои желания. Я плыву по своему маршруту, я останавливаюсь, когда хочу, я опускаюсь на дно морской глубины только потому, что так хочу Я!

Бруно и Натали старались 2-3 раза в неделю интересоваться погодой на море. Радио помогало молодым людям следить за антициклоном, идущим с юга и готовым в любой момент повлиять на маршрут мореходцев. Приходилось уточнять, не прислал ли предупреждение карт-плоттер. Дважды в сутки французам непременно нужно было наносить на бумажную диаграмму свое место пребывания. Это очень помогало в ориентировке движения. Только яхте было под силу обеспечить гармонию человека и моря. В то время это была мартовская соленая Адриатика.

Чтобы чувствовать себя всегда бодрым и веселым, а также не болеть, необходимо принимать душ и ласкать свою кожу солнце- и солезащитными средствами. Важно хорошо питаться. И, конечно же, просто обязательный пункт – частая смена гардероба. Хотя его как раз и не всегда выполняли.

Настоящие бойцы проверяются ночью. Практически нереально это сделать по очереди, если на яхте всего двое. А ведь силы небезграничны.

Но все же компромисс был найден. Время вахт выбрали правильное: с 22.00 до часа ночи, потом с часа ночи до шести утра и с шести до девяти утра. Конечно, многое зависело от состояния здоровья: если чувствуешь себя бодро, то можно простоять несколько вахт или же, наоборот, попросить о подмене. Помните о сиестах и пребывании в туалете – без этого также никак. И это все необходимо просчитывать.

Одним из главных помощников французов был радар. Принцип его работы состоял в оповещении моряков о приближающейся опасности (если на расстоянии 15 миль к яхте кто-либо приближался, а таких лодок было процентов 50 из всех проплывающих мимо) и автоматическом выключении каждые 20 минут.

Спали по графику. Если же было невмоготу, и сон валил с ног, вахтенному можно было прилечь на диване в салоне. Все близко, так что чрезвычайная ситуация не могла застать вмиг.

Однако, несмотря на недельную усталость, отчаянная парочка оттягивала моменты сна, как могла, наслаждаясь каждым мгновением своего пребывания на море.

Безопасность на первом плане! На поясе или в кармане у каждого члена команды был спрятан маяк WaveFinder. Такими были меры для ночного времени суток. Независимо от погоды у каждого к леерам пристегнули спасательные жилеты и ремень безопасности. Решения по маневру принимали сообща.

И последнее. На борту создано максимум пространства, не заставленного ничем. Особенно это важно в двух местах – в салоне и кабине. Именно кабина стала местом расположения ящика с аварийным оборудованием на случай поломки и незамедлительного ремонта.

На самых видных местах размещали вещи, необходимые в случае эвакуации, — это сигнальные ракеты, спасательные жилеты, сумка для оказания первой медицинской помощи (кстати, сшитая из водонепроницаемого материала и обладающая плавучестью). Еще одним важным решением было оповещение друг друга о своем местонахождении и планах передвижения.

Приняв все необходимые меры, французы начали переход через океан. И тут настало время стопроцентного расслабления и наслаждения жизнью.

Нашлось время для рыбной ловли, требующей сбавления скорости; и для усовершенствования кулинарных навыков (попытались несколько раз испечь хлеб и съесть его с соленым маслом); и для чтения; и для ремонта (например, срочно нужно было починить водную помпу и спинакер); и для подсчета звезд на небе; и для фотосессии с друзьями; и для видеоотчета о путешествии; и для дайвинга на глубину в пять километров на тросе, привязанном к яхте; и для моря мечтаний…

Ну и напоследок хотелось бы сказать

Не бойтесь мечтать! Только мечтателям подвластны моря и океаны, пусть даже они не суперпрофессионалы в их прохождении.

Не забывайте о рационализме – здравый смысл еще никому не мешал. Помните о слаженном коллективе и интуиции.

Огромное желание плюс тщательная и долгая подготовка плюс бдительность в вопросах безопасности – вот секрет успеха Бруно и Натали. Решив купить яхту Вы должны уяснить для себя, зачем оно Вам нужно: чтобы один раз совершить переход или чтобы жить на нем, как дома. Идите вперед и радуйтесь каждому мигу Вашей жизни, растягивайте удовольствие от осуществления Вашей мечты!