Когда речь идёт о пересечении Атлантики, существуют чётко определённые погодные условия. Но насколько гибким вы можете быть и с какими трудностями вам придётся столкнуться? Об этом рассказывает гуру погоды Крис Тиббс.
Переход через Атлантику или атлантический круиз часто рассматривается как приключение длиной в год: в конце ноября или в декабре пересекаешь океан и попадаешь на Карибы, а в мае возвращаешься в Европу. Для такого расписания есть веские причины, главная из которых – сезон ураганов. Он длится с начала июня до конца ноября. Ураганы могут возникать и вне “официального сезона”, но это редкость, хотя в последние несколько лет все названые ураганы наблюдались в мае.
Отправляясь в конце ноября и совершая основную часть перехода в декабре, мы максимально используем Карибский сезон, часто возвращаясь в Европу в мае. Карибский зимний сезон начинается с двух крупных событий, стартующих в январе: Трансатлантической гонки RORC, а в этом году в январе дополнительно стартует ARC. Обе гонки запланированы на начало января из Лансароте и Гран-Канарии соответственно.
Интересно, что для фактического перехода с Канарских островов на Карибы статистика показывает, что ветер, как правило, усиливается по мере того, как мы приближаемся к январю и февралю – так что есть доля правды в рождественских пассатах, которые, как мы слышали, начинают дуть около Рождества и продолжаются в течение последующих месяцев.
При отплытии с Канарских островов преобладающее направление ветра – с севера на восток, северо-восток. Это пассаты, дующие с восточной стороны полупостоянного высокого давления, которое мы знаем как Азорское высокое давление. Ветер дует в этом направлении 55-65% времени с небольшими колебаниями с ноября по март. Однако средние показатели не говорят нам обо всём, и на Канарах бывает несколько дней, когда низкое давление проходит близко к северу.
Зимние ветры
Это важно для приятного плавания; мало кому нравится встречный ветер, когда предполагается, что яхта идёт вниз по ветру или участвует в гонке. Вблизи Канарских островов южный и западный ветры составляют около 10% времени в декабре и более 14% в январе. Это не такая уж большая разница, а непостоянство в разные годы затрудняет точные прогнозы.
Существует множество статистических данных из разных источников, и хотя они примерно совпадают, старые лоцманские и маршрутные карты, как правило, указывают на большую распространённость пассатов, в то время как ветры, полученные из более новых спутниковых наблюдений, показывают большую изменчивость.
При рассмотрении данных реанализа мы видим ещё большую изменчивость в характере ветра, и это соответствует большей изменчивости погоды, которую мы ожидаем в связи с изменением климата. Кроме того, если ветер становится юго-западным, средняя сила имеет тенденцию к увеличению с ноября и декабря по февраль. Это свидетельствует о том, что более глубокие зимние депрессии проходят ближе к Канарским островам и оказывают на них влияние.
По пути следования сохраняется небольшая вероятность юго-западных ветров, которая уменьшается по мере удаления к югу и западу; среднеатлантические неблагоприятные и лёгкие ветры обычно связаны с хвостом холодных фронтов, разделяющих Азорские высокие или, реже, области низкого давления.
Когда ехать?
Чтобы сравнить условия в разные месяцы, я проверил погодные маршруты на конец ноября и начало января. Это было сделано от Канарских островов до Сент-Люсии с использованием 11-летних данных реанализа за 2010-2020 гг. с отправлением в конце ноября и начале января. При использовании поляров с серийной лодки круизер-рейсер некоторые результаты оказались весьма удивительными.
Более ранние отплытия дали больший выбор маршрутов, причём январские отплытия были немного ближе к прямому маршруту и к югу; это отражает ожидаемые более сильные ветры (по историческим данным) с более короткими курсами, следующими ближе к маршруту большого круга.
Однако главный сюрприз был связан с расписанием: поздние ноябрьские рейсы были в среднем на 10 часов быстрее январских. Это не имело большого смысла, поскольку исторические данные, а также некоторые свидетельства из Карибского бассейна указывали на то, что более поздние переходы должны иметь более сильные и устойчивые пассаты.
Но при более тщательном изучении маршрутов и погодных условий я обнаружил, что на четырёх январских маршрутах низкое давление в центральной и восточной Атлантике было южнее, чем обычно ожидается, и влияло на первую часть маршрута. Это давало умеренные или сильные встречные ветры и медленное начало перехода, за которым следовали лёгкие ветры, пока пассаты не заполнили за ними пространство.
Таким образом, январский переход в “хороший” год, учитывая средние долгосрочные условия, должен быть быстрее, с более сильным ветром, особенно на последней части перехода. Но существует большая вероятность того, что низкое давление повлияет на Канарские острова и задержит старт в случае круиза, или даст период волнения в случае гонок. Планирование нашего плавания редко сводится к простому определению даты отплытия. Не менее серьёзно следует отнестись к погоде, которая ожидается на пути к Канарским островам. Это более важно при движении на юг из Великобритании и северо-западной Европы, хотя это также необходимо учитывать при отплытии из Средиземноморья.
Отправляйтесь на юг как можно раньше
Обычно советуют отправляться на юг как можно раньше, так как в сентябре проход будет легче, чем в ноябре или декабре. Если пересекать Бискайский залив, то в сентябре вероятность штормов возрастает, как и вероятность юго-западных ветров.
В сентябре лоцманские карты показывают, что вероятность штормов в северной части Бискайского залива составляет 3%, в октябре она увеличивается до 7%, а в ноябре – до 9%. Также значительно увеличивается вероятность юго-западных ветров; это отражает прохождение минимумов на северо-западе, которые осенью и зимой обычно проходят дальше на юг.
Бывают перерывы в погоде, когда проносятся холодные фронты, меняя направление ветра на северо-западное, а иногда и на северное. По мере развития сезона растёт вероятность того, что португальские пассаты не выдержат, и тогда ветер будет дуть на юг вдоль португальского побережья, а пассаты будут дуть только к югу от широты Гибралтара. Как мы видели на примере осенних гонок из Франции, отсев яхт может быть высоким ещё до того, как они покинут Бискайю.
Дело не в том, что Бискай нельзя пересечь в любой месяц, но чем позже он покинут, тем больше времени проходит между погодными окнами и тем короче погодные окна. Это может заставить нас делать выбор, основанный скорее на необходимости, чем на благоразумии. Как только мы окажемся южнее Португалии, мы попадём в зону действия пассатов, но нам всё ещё нужно следить за низкими температурами, которые будут наблюдаться южнее, чем обычно.
Хотя большинство яхт прибывает на Канарские острова под хорошими парусами, всегда есть несколько яхт, которые попадают в ловушку и оказываются битыми на протяжении части пути. Как правило, это яхты, которые поздно отправились в путь и находятся в жёстком графике. Это касается и яхт, выходящих из Средиземноморья, и нередко яхтам приходится ждать в Гибралтаре, пока стихнут сильные западные ветры.
Намерены ли вы начать трансатлантический переход в ноябре или подождать до более позднего времени, я предпочитаю видеть яхты к югу от Бискайи задолго до конца сентября и не буду отставать от них, если они отправляются из Средиземного моря.
При переходе в январе ветры обычно сильнее, но вероятность встречного ветра выше, особенно когда вы удаляетесь от Канарских островов. Когда бы вы ни решили пересечь Канары, важно добраться до них как можно раньше, и чем позже вы отправитесь на юг, тем больше шансов, что придётся ждать погодного окна.