Введение
Двигатели в моторных лодках являются их единственным источником движения (если не считать весло подходящим вариантом!). Для прогулочных яхт двигатель теперь считается неотъемлемой частью базового оборудования.
Было бы логично заявить, что все средства генерирующие силу тяги, применяемые на суше, используются также и в море. Пропеллеры, вращающиеся от движения рук или ног нигде кроме прогулочных озёр не используются. Пероксид водорода по-прежнему считается теоретическим вариантом для небольших подводных лодок в странах, которые не могут позволить себе ядерную энергетику. Уголь и пар все еще встречаются в небольших раритетных речных судах. Значительное количество узких барж питаются от электричества, хранящегося в больших глубоких аккумуляторных батареях, но почти все яхты и катера зависят от дизельного или бензинового двигателя в качестве движущей силы.
Двигатели, обеспечивающие мощность, могут быть «бортовыми» или «подвесными». Обычно подвесной двигатель будет зависеть от бензина. Бортовой морской двигатель обычно дизельный, хотя некоторые высокопроизводительные моторные лодки по-прежнему используют бензин в качестве топлива.
Бортовые
Бортовые двигатели обладают не только значительными преимуществами, но и некоторыми недостатками.
Преимущества
Бортовые дизельные двигатели экономичны и очень надежны. Зимой о них можно забыть (но не нужно!), а при минимальной работе весной они будут обеспечивать хорошее обслуживание в течение всего лета.
При надлежащем подавлении шума их можно сделать достаточно тихими.
Положение двигателя, с небольшими ограничениями, может быть выбрано архитектором для того чтобы оптимизировать производительность судна.
Горячая вода и бытовое электричество могут быть получены в качестве побочного продукта роботы двигателя, хотя на судовые дизельные двигатели легкая нагрузка может сказаться не лучшем образом, и их не следует рассматривать в качестве альтернативы специально разработанному генератору. Тем не менее, при подобном использовании они не несут никакой опасности.
Дизельное топливо крайне трудно воспламенить и оно может быть опасно лишь при пожаре, вызванном другими причинами. Пары не воспламеняются при нормальной температуре и давлении.
Недостатки
Двигатель занимает значительный объем внутри судна. Хотя соотношение размеров и мощности за последние годы улучшилось, дизельный бортовой двигатель все еще будет предполагать наличие значительного «пространства для двигателя».
Дизельное топливо не является чистым и может генерировать нежелательное тепло в небольшом судне в средиземноморском климате.
Дизельные двигатели дают оптимальную производительность в небольшом диапазоне оборотов. С фиксированной коробкой передач это означает, что показатели эффективной крейсерской скорости и максимальной скорости очень близки друг к другу. Дизельные двигатели не пригодны для катания на водных лыжах.
По итогу
Дизельные бортовые двигатели отлично подходят для дальних путешествий, где первостепенное значение имеют экономия топлива и надежность. Они, как правило, всегда доставят вас домой, если не забывать иногда за ними ухаживают. Они, скорее всего, не подведут вас на протяжении всего срока службы корпуса, но они не «веселые», привлекательные или захватывающие.
Подвесные
Преимущества
Современные бензиновые подвесные моторы дают очень высокую производительность в соотношении к весовым характеристикам. Они достаточно надежны при тщательном уходе, ремонтопригодны и доставят владельцу настоящее удовольствие.
Из-за того что им не нужно быть внутри корпуса, они не занимают и без того ограниченное пространство.
Их можно сделать тихими и незамеченными изнутри помещения судна.
Недостатки
Подвесной двигатель должен быть расположен на транце. Это ограничивает свободу действий проектировщика, а также исключает определенные опции, такие как плавательная платформа.
Несмотря на достижения в технологии материалов, легкие металлы, используемые в подвесных конструкциях, не имеют долгого срока службы. Они хрупкие и после повреждения восстановить их до «покупного» состояния может быть довольно трудно.
Как правило, они не подходят для внутреннего производства электроэнергии или горячей воды.
Но самым существенным недостатком является использование бензина в качестве топлива. Бензин – плохая новость для лодки. Пары будут накапливаться в трюме и могут воспламенить с одной небольшой искры. Эти пары выделяются постоянно.
Дизельные подвесные двигатели доступны от небольшого числа производителей. Однако для обычных размеров, используемых яхтами и малыми судами в диапазоне мощностей от 20 до 35 HP, их стоимость потенциально в 3-4 раза больше, чем у бензиновых эквивалентов (12 000 фунтов стерлингов против 3 000 фунтов стерлингов), хотя цены могут со временем снизиться.
По итогу
Бензиновые подвесные двигатели обеспечивают отличную производительность. С ними может быть весело, и они обеспечивают широкий диапазон скоростей для удовлетворения всех пожеланий от катания на лодки. Но они несут в себе значительный риск возникновения пожара и взрыва, который отсутствует при использовании дизельных двигателей.
Электродвигатели
Электродвигатели, как правило, применяются в основном небольшими рыболовными судами внутреннего плавания, где шум является проблемой, и электрическими лодками для каналов.
При их использовании возникают те же проблемы, что и с электромобилями. Батареи занимают значительное место и имеют большой вес. Первоначальная стоимость больше, чем для бортового дизельного двигателя. Может быть трудно найти точки зарядки (хотя ситуация на ряде внутренних водных путей улучшается), а в разгар лета стыковка может быть более сложной вблизи этих точек. У лодок канала есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что необходимо что-то делать с газообразным водородом, выделяемым на последних этапах зарядки. Решают данную проблему обычно с помощью принудительной вентиляции.
Однако суда, использующие такие двигатели энергоэффективны, экологичны, просты в управлении и очень тихие. Спокойствие электрического длинного катера прекрасно гармонирует с тихим Английским каналом.
В последние несколько лет возрос интерес к электрическим подвесным двигателям. Они вышли на рынок под эгидой экологических преимуществ, снижение шума и безопасности. Это правда – электрические подвесные моторы намного тише и обеспечивают экономию веса по сравнению с их бензиновыми аналогами при одинаковой мощности / производительности. Однако сами аккумуляторы довольно тяжелые. Выносливость батареи не самая лучшая, при этом зарядка занимает огромную долю времени. Электрические подвесные моторы и подключаемые к ним батареи значительно дороже своих топливных аналогов, как для первоначальной покупки, так и для долгосрочного владения.
Автор считает, что в ближайшем будущем электрические подвесные моторы займут лишь небольшую нишу на рынке. Со временем ситуация может измениться. До тех пор разумный брокер не должен рекомендовать данный тип двигателей в качестве источника энергии для тендера клиента.
Один, два или больше
Конструктор судна сам определит, сколько двигателей нужно судну. Для парусной яхты будет достаточно одного внутреннего, и возможно одного небольшого запасного двигателя.
Для мощной моторной лодки два двигателя являются нормой. Для легкого скоростного катера или небольшого рабочего катера будет достаточно и одного подвесного.
Эти примеры будут охватывать 95 процентов судов, с которыми сталкивается среднестатистический брокер.
Дизельно-электрический двигатель
Периферийные двигатели, которые появляются в индустрии, – это дизельные электрические двигатели. Такие двигатели были распространены в подводных лодках в течение десятилетий. Дизельный двигатель заряжает аккумуляторы. Когда двигатель отключается, аккумуляторы, приводят в действие электрические моторы. Работа дизельного двигателя обеспечивает тяговую мощность и зарядку аккумулятора.
Данный вид двигателя начинает всё чаще встречаться на яхтах и катерах. Основным его преимуществом является то, что дизель-генератор может быть установлен в любом месте судна и не требует внешнего вала. Электродвигатель (электродвигатели) может находиться во внешних отсеках на корпусе, при этом им можно управлять. Требуются только гибкие кабели.
Как и при любом многократном преобразовании мощности, эта тяга менее эффективна, чем прямая подача энергии. Но с батареей для питания двигатель работает очень тихо. Судно может быть очень маневренным. Начальные затраты, вероятно, будут выше, чем у более традиционных видов двигателей.
Читать далее — Движители
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж