Как признается яхтсмен, в парусный спорт он пошел, «чтобы не работать». Имя этого спортсмена-фаната парусников до оскомины знакомо таким же любителям походить под парусами, испытывая себя. Как известно, Франк Камма поставил в шкафу на полке все возможные награды в яхтенном спорте. Его заслуги, полученные титулы восхищают одних, вызывают добрую зависть других.
Среди наград можно отметить следующие. Спортсмен стал шестикратным чемпионом в гонках на тримаранах. Франк Камма победил в Трансатлантических соревнованиях по «двойкам». Среди одиночек ему тоже не равных, как и в кругосветных гоночных состязаниях. Франк стал Чемпионом мира в классе гонок на катамаранах в категории «С». Как он вспоминает главные события его жизни, что рекомендует дилетантам в яхтенном спорте?
К плотному графику не привыкать
У Франка очень напряженная работа. Хотя спортсмен шутит, что не хотел работать. Из лени придя в парусный спорт, он отдыхать не привык. Франк приехал в Питер, где дал обширное интервью перед стартом «Экстрим 40». В регатах на больших гонках француз чувствует себя как рыба в воде. Сложно ли было переориентироваться на стадионные форматы? На этот вопрос Франк отвечает утвердительно: пришлось приспосабливаться. Он считает этот спорт довольно агрессивным, особенно в «Экстрим-40». Регату Камма считает архи сложными соревнованиями. В них даже чемпиону не уютно, ведь удача порой забывает постучать в борта лодки.
Начал яхтсмен оптимистично, на энтузиазме. Будучи 10-ти летним юнцом, он пришел в клуб яхтсменов, окрыленный яркими картинками из журналов. Толчком для прихода в клуб послужило желание найти себя. Повлияла и книга Эрика Табарли, подаренная отцом для самостоятельного чтения в жизни Франка. Мальчишка не очень радовал отметками родителей. Учителя и родителя хотели, чтобы парень хоть чему-то научился. К их удивлению, он не просто стал интересоваться парусниками, а всерьез увлекся делом. Кроме того, в ход пошла и отцовская энциклопедия. Табарли произвел впечатление, зажег огонь в парне из Прованса, доведя до дверей парусной школы.
Вот так печатное издание способно перевернуть жизнь с ног на голову, сделать из пассивного человека активного.
Парусный спорт и учеба
Новичкам интересно, не помешает ли столь активное увлечение учебе. Спортсмен отвечает, что совмещать учебу с увлечением вполне реально. Он поступил в частное учебное заведение, получая параллельно высшее образование. Два года парень учился на математика, при этом успевая осваивать азы парусного искусства.
В свободное время он брал лодку, тренировался во всю мощь собственных сил. В итоге решение пришло само собой. Ужас охватил молодого человека, ярко представившего себе картину службы в качестве офисного клерка. По 7 часов сидеть за столом, когда уже знаком с ветром под парусами, не для него.
Что дальше? В 14-летнем возрасте парень уже пробовал «гранит науки» на паруснике в 24 фута. Это был прогресс. Дальше – была лодка «Фигаро», с которой Франк познакомился в 19 лет. Для старта во Франции этот маршрут для начинающего яхтсмена считают наиболее удобным и правильным. Все гонщики французской лагуны проходят это испытание. Особенно в классе «одиночек». Специальный термин «фигаристы» не ново в среде французских яхтсменов. Эта коммуна серьезно влияет на развитие парусного дела в государстве. В принципе Франция считается не очень парусной страной. В большей степени востребован теннис, футбол и другие виды спортивных состязаний. Хотя страна пригодна для становления профессионального яхтсмена на ноги, в особенности для одиночек. Прослеживается ли в этом специальная особенность национального характера?
Возможно, каждый любитель парусников в душе Табарли.
Отношение к одиночным гонкам
Тема для Франка сложная. В один момент он даже определил для себя, что тематика ему не по душе. Комфортнее осваивать морское пространство, выходя с экипажем, с поддержкой. Это не так опасно, как одиночное путешествие. Хотя парусный спорт открыл двери для яхтсмена именно в одиночном соревновании в 1997 г. Мужчина с благодарностью вспоминает самого себя в 24 года, когда он стал «фигаристом». Это важный этап в жизни любого гонщика.
Франк гордится национальными гонщиками. Среди них лишь братьям Пейронам не удалось одержать победу. Практически все французские гонщики-фигаристы приходили первыми. Потому эта площадка стала стартовой для Франка.
Спонсорская поддержка
В яхтенном спорте без спонсорства не обойтись, особенно для новичков. Сработала победа, работающая на спортсмена. Выиграв соревнование, Франк невольно обратил на себя внимание серьезных деловых людей. В результате началось сотрудничество со страховой фирмой «Groupama». Компания работала в начале деятельности в области сельского хозяйства. Основана организация в 1986 г. Теперь у страховщика функционирует одиннадцать представительств в разных странах, где трудится свыше 35 тыс. работников, обслуживающих операции свыше 13 млн. человек.
С финансовой помощью бренда яхтсмен стартовал в гонках следующего года «Route du Rhum». Менеджеры страховщиков отыскали спортсмена, предложив контракт. На столь заманчивое предложение он рассчитывал, не ошибся. Результат работы изрядно порадовал.
Франку не пришлось становится чьим-либо протеже, с детства его окружали простые люди. На его примере познается очевидное: не всегда дело решают связи. Победа, сила воли привела его к пьедесталу. Позже случилась эта совместная работа, понимание с полуслова со страховой компанией. Полезное сотрудничество выливается в плодотворный итог, имеющий силу для развития спорта в целом. Партнерство в яхтенном мире важно. Хотя желающих отыскать финансового помощника намного больше по сравнению с количеством групп, решающихся на партнерство с яхтсменами. Что сработало на руку яхтсмену?
Крах «Ормы»
Дебютный проект совместного формата порадовал обе стороны: регатной публике предстал роскошный тримаран класса «Орма». В настоящее время категория практически стерла следы, оставив лишь воспоминания. Но в тот момент лодки считались пиком популярности. Уверенными темпами рассекая волны на этом судне, Франк Камма стал победителем, одержавшим наибольшее число побед за историю существования грандиозного парусника. Век тримарана закончился, отчасти тоже благодаря Камму. Ведь ничто не сравнится с французским высокомерием. Британцы хорошей доли высокомерия тоже не лишены.
Руководство класса посчитало лодку идеалом, что решило сделать ее национальной. Иностранные гонщики, зрители в итоге разочаровались, тримаран перестал их интересовать. Класс зачах без потока свежих финансовых вливаний, должного внимания. Потому цена участия в регате уже не считалась основной проблемой, хотя сложность по-прежнему представляла для большинства гонщиков, сложную задачу.
В «нулевых» представители «Орма» грубовато отказались от капиталовложения одного серьезного бренда. Но в судьбе яхтсмена судно сыграло позитивную роль. Он освоил науку хождения на тримаранах, став первым. Камма не стал отказываться от совместного сотрудничества со страховой компанией, заменив «ORMA» на собственный тримаран «Groupama-2». На тот момент это была новая версия поколения лодок.
Изумляла форма, напоминающая квадрат, изогнутые линии швертов, подводных крыльев, особая мачта.
Освоение водных просторов на новой лодке
По мнению Каммы, этот вариант оказался лучшим во флоте. До появления катамаранов с крыльями в классе «С» многокорпусник считался лучшим. В этом уверены многие авторитетные эксперты. Хотя цена технического сооружения «кусалась». Благодаря появлению судна в жизни Франка ему удалось взойти на пьедестал Олимпа еще три раза. Кошелек спонсора оказался тугим, исключающим наличие конкурентов. Некоторые лодки все еще живут, радуя хозяев, хотя как класс они уничтожены. Хотелось увеличить скорость, тогда компаньоны решили выпустить тримаран «Группама 3».
Амбициозные планы росли. Возникла необходимость в новых лодках. Специально лодку конструировали ради рекордов. Хотя яхтсмену немного жаль «Орму», спортивные гонки на них были запоминающимися. Особенностью конструкций была возможностью для шкипера провести время под парусом в одиночку или с командой. На смену пришел новомодный класс «Мод 70». Остается надеяться, что судьба аппарата окажется удачливее. Яхтсмен пока намеревается обратить внимание на другой ракурс.
Планы Франка и их осуществление
Пока что яхтсмен не собирается осваивать «Мод 702». В его блокноте на первой странице записано участие в соревнованиях в Олимпийских играх. Многие ожидали, что он примет участие в «Вольво Ocean Race», однако не дождались. Что случилось?
Вначале Франк Камма намеревался участвовать. Он предложил спонсору поучаствовать в «WOR». Регата считается местом встречи лучших команд, где участвуют только избранные, самые достойные в техническом плане лодки и физической подготовке члены экипажа. Имеет значение надежность парусника, степень подготовленности бригады, способность правильно определить и проанализировать метеоусловия. Важен показатель готовности к техническим трудностям во время форс-мажоров на воде и в регате в целом. Масс-медиа ярко освещают событие, потому яхтсменам важно не посрамить честь представляемой страны и команды.
В мировом плане это масштабное событие, значимое в судьбе любого спортсмена.
Франция довольно прохладно относится к этому событию. Очевидно, причина кроется в неудаче Табарли. Это некая национальная обида на это событие. Хотя одновременно для парусного французского спорта участие в подобном мероприятии – важнейший этап, говорящий о прогрессе. Кубок Америки конкурирует с этими гонками наравне. Для Франка имело значение участие в «WOR». Он ощущал обязательства перед страной, хотел всеми силами оказаться на почетном пьедестале. К тому же, личная идея выступила мотивирующим моментом: мужчине хотелось отдать дань памяти Табарли.
Потеря мачты и другие нюансы мешали вначале. Неужели снова постигнет неудача, как и кумира? Нет, экипаж рядом, он верит в неуемную энергию шкипера. Значит, нельзя подвести! Франк верил в победу, подбадривая членов группы. Ему удалось отыскать «золотую середину» между авторитарным и коллективным управленческими стилями. Несмотря на то, что главное слово принадлежит капитану, команда тоже принимает важные решения.
Как пришла победа – рецепты по Камму
Стать примером для других – главный момент, имеющий значение для капитана. У шкипера нет права сдаваться вне зависимости от условий. Океан – особая стихия, где не всегда решается проблема вжатой педалью в пол. Этот критерий успеха Франк осознал, будучи за штурвалом многокорпусника в прошлом. Порой приходится умерить силы, хотя велико желание выжать из судна по максимуму. Открытое море любит капитанов, умеющих вовремя определиться с маневром, выбирать грамотные стратегии. Конкуренты только начинают копировать техники удачливого шкипера, а он уже «перерезает» финишную ленту. Здравствуй, победа!
Франк Камма не советует метаться, нужно сразу определить для себя стратегию, участвуя в регате. Секрета победы не существует, ведь отличного результата трудно добиться. Практически нереально. В любой победе существует много «но», нет идеала. Жесткость капитана – нормальное явление. Такого мнения придерживается шкипер, ведь он отвечает за лодку, несет колоссальную ответственность за команду.
Отвлекаться от дела он может, лишь на пару секунд. Франк не любит шуток на борту, не терпит их и от соратников по борту. Розыгрыши, мысли о девушках остаются за бортом. Море не терпит ошибок. Наиболее трудные моменты в подобных гонках – отношения между людьми. Долгое время приходиться плыть на небольшом пространстве, находясь вместе 24 часа. При этом на борт поднимаются люди с разными взглядами, характерами, привычками, опытом. Примерно в течение третьей недели люди начинают нервничать. Шкиперу приходиться решать и такие вопросы. Что же думает кэп о лодках?
Интересные факты и мнение шкипера о лодках WOR
По словам кэпа Камма, для него неожиданностью стали схожие характеристики между одно- и многокурпусниками. Первые способны пройти на скорости в 30 узлов. Это достойно восхищения. Не существует опасности опрокидывания у судна «Вольво 70», в чем заключена разница между лодками. Однако суда опасны в отношении риска для людей: экипаж может смыть за борт.
Заметная маневренность приводит к большой отдаче физических сил.
Участвовать в «Вольво Рейс» дорого. Инвестиции оказались крупными за всю историю яхтинга в жизни героя статьи. В течение трех лет он должен оплачивать 12 млн. в год. Над проектом трудилось 55 сотрудников. Затраты окупились благодаря публикациям в СМИ. О лодке писали почти все газеты Франции, упоминая название компании-партнера. Фактически капиталы бренда выросли на 12 млн. евро. Кроме того, принесли деньги прямые потоки клиентуры, публикации за границей о регате. По деньгам компания оказалась в большом выигрыше, как и на дистанции.
Решив переориентироваться на Европу, компания и с ней яхтсмен отказались участвовать дальше в WOR. Мировой маркетинг больше не вызывал интереса у руководства страховой фирмы. Сотрудничество длится практически 17 лет. В парусном мире столь длительные отношения спортсмена и спонсора считаются рекордом. Яхтсмен считает компанию равноправным партнером, не простым спонсором. У компании нет права на личное время спортсмена. Если он не занят, у него есть право заняться иными спортпроектами. Камма считает, что внес существенный вклад в маркетинг предприятия.
Отношение к собственной популярности и советы
Как же сам победитель относится к популярности? Мужчина не считает себя кумиром, хотя наслышан о постерах с собственным портретом на стенах комнат молодого поколения. Для яхтсменов-новичков, всерьез решивших достичь аналогичных с кумиром высот, он советует следующее. Не нужно стесняться выходить в море, проситься в команду. Море ждет и зовет! Надо лишь его услышать. Для моряка главное – опыт. Постичь науку парусного мастерства невозможно только по книжкам.
Игнорировать учебу не стоит: бесценен любой опыт спортсменов.
Жизнь на берегу
Как удается совмещать обычную жизнь и морские приключения? Как признается Камма, парус живет в его жизни без отрыва, совмещать не приходиться. Но ему хотелось бы больше уделить времени дочкам. Остальные виды спорта открыты для всей семьи. Шкипер занимается с дочерьми лыжами, водными видами, сноубордингом. О личной жизни он неохотно говорит. «Морской волк» любит горы, потому смело отправляется на сноубординг, освоил велосипед. Пешие прогулки также ему не чужды. В последнее время стал интересовать картинг с динамичностью, зрелищностью, сравнимой с духом регат. Тактически все виды спорта схожи с яхтингом.
На берегу вместо штурвала у Каммы руль, но он экстремальный водитель. Мечта купить «Астон Мартин» от Джеймса Бонда или «Ситроен» – шутит капитан. Повороты на трассах он пролетает с зажатым ручником, любит гонки. Кстати, нередко полицейские ему присылают штрафы. Прощают некоторые ошибки только в местной полиции.
С оглядкой на прошлое
Бросая взгляд на прошлое, капитан неохотно вспоминает некоторые неудачные регаты в 1998 г. В тот период он пришел третьим, для Каммы это большой минус. Он старался изо всех сил, но молодость, горячность в действиях привела к ошибкам. Это были первые гонки на однокорпуснике-тримаране. Выступить против гигантов спорта – было решением смелым, амбициозным. Он не гордится этой регатой.
Самой удачной яхтсмен считает гонку, состоявшуюся в 2010 г. «Route du Rhum». Выходя из Сен-Мало на «Группама 3», он не рассчитывал на почетное звание чемпиона. Единственная мысль точила мозг: добраться в целости до финиша.
Сложно ли управлять одному лодкой? Да, но освоиться под силу. В последнее время появилось много технических «фишек», направленных на облегчение управление в одиночном плавании. Среди сооружения ценность имеет мощная лебедка, погодный роутинг. Для новичка важно познать индивидуальный характер свежего ветра. Яхта пытается управлять шкипером, потому подчинить себе судно трудно. Для этого понадобится внушительный опыт, знания.
Что сейчас?
В настоящий момент яхтсмен строит планы на одержание победы в Олимпийских играх. К серьезному формату регаты придется готовиться, затратив на подготовку не менее 3 лет. Дни пробегают быстро, погружая в тренировки, рутину технического продумывания, выбор экипировки.
Чемпион не ставит задачу побить новые рекорды. Для участия в Американском Кубке Камма набирает экипаж, пригласив Мишеля Дежуайо. Участником команды становится и Оливье Де Керсасон. Кроме того, понадобится спонсорская помощь.
Сложный, дорогостоящий проект, но яхтсмену некогда унывать. Важно думать о победе и людях.