Михаэля Шмидта знают в яхтинге, относясь к нему неоднозначно. Есть коллеги, ему завидующие, находятся те, кто восхищается. Некоторые жалеют, что гоночный яхтинг лишился мощного спортсмена. Другие коллеги рады, что яхтинг обрел отличного строителя. Михаэль покупает влачащие существование чужие судостроительные бренды, давая им новую жизнь. Эту фигуру знают как производителя «Hanse Yachts» и верфи «Michael Schmidt Yachtbau». Неоднократно представитель судостроительного бизнеса давал интервью на боат-шоу, на палубах собственных лодок, на которых принимал участие в гонках, достойно представляя индустрию. Чем интерес человек-легенда?
Как удалось построить предприятие?
В настоящее время Герра Шмидта воспринимают за создателя крупнейшего бренда «Hanse», отца верфи, полностью перевернувшей представление о парусниках, экипировке, длине катеров. Как ему удалось сконцентрировать на своих детищах внимание яхтенного мира? По словам производителя, он давно влюблен в парусное судостроение. Любовь легла в основу любимого дела жизни.
С 10-летнего возраста мальчишка рассекал по волнам на «Оптимисте». При этом первая лодка была выстроена по его чертежу, парень мастерил борт самостоятельно. Дальше Михаэль предпринял попытку строить лодки адмиральского кубка, на которых позже участвовал в регатах. Друзья Шмидта впервые в истории выиграли Кубок в Англии на этой лодке, хотя британцы слабо верили в победу немцев. Создание нынешней верфи мирового масштаба – процесс вполне закономерный. Хотя поначалу у мужчины планов особенных не было. Волею судьбы так получилось.
Интересный факт! Михаэль в 1971 г. участвовал в регате в Киле, это были Олимпийские игры в категории «Финн».
Позже через год парень с Рольфом Фролийком победил в Чемпионате мира, придя на второе место по классу «Шарк». Гоночные красивые швертботы поставлялись американцами с завода «C&C». Дальше победитель решил все силы кинуть на создание яхт по лицензии американцев на родине. Обретя достаточный багаж опыта в 70-е, мужчина выкупил разорившийся судостроительный завод близ Гамбурга, посвятив долгое время разработке гоночных суперяхт.
Проектированием занимались его друзья, заказывая ему лодки (конструкторы из бюро «Judelundfrolijk»). Сначала производились 40-футовые лодки спортивного стиля, что тогда еще было в диковинку. Шмидт считает их гоночными «швертботами, предназначенными для открытого моря». Это лодки с просторными кокпитами. Идея была новой, свежей, воспринималась «на ура» по сравнению с «Цетусами». У новинок разработали низкие рубки приплюснутого типа. Вдобавок, шел эксперимент касательно кевлара, сотовыми наполнителями.
Гоночный опыт
Шмидт всегда предпочитал агрессивный характер гонок. Не в его планах был проигрыш на дистанции. Амбициозный руководитель верфи даже мысли не допускал о фиаско. В целом аналогичный подход выражен и в бизнес-линии, которую выстроил «человек-пароход».
Студенческие годы Михаэль успешно совмещал с парусным спортом. Хотя яхтсмен говорит, что еще в школе к зубрению книжек не особо внимательно относился. Такое же отношение у него вызывали предметы ВУЗа. Его голова была занята парусами и бездельем, пивом при наличии денег.
Как удавалось зарабатывать на пиво в таком случае? Студент подрабатывал, живя в коммуне яхтсменов. Друзья тоже были безбашенными, они музицировали, иногда выступали, зарабатывая на хлеб. К тому же, парни не гнушались ремонтировать чужие суда. Заработок складировали.
1969 год изменил многое. Совместно с друзьями из APO нелегально Шмидт поселился в вилле. Особняк в Гамбурге на Эль-шоссе хозяева выставили на продажу. Парни же основали там коммуну рокеров с яхтенными интересами. Сообщество создало инцидент в Ольпенице, названный «флажным». Случилось событие 01.05.1969 г. во время «Холодной войны». Тогда в центре НАТО на Балтике вышел швертбот «OK», на мачте реял флаг СССР. Это было событие грандиозное, хотя длилось 5 минут. Случай описали в яхтенных изданиях, подведя многих издателей и журналистов под черту увольнения.
Напрашивается вопрос: «Как рокер-хиппи и крупный бизнес можно связать вообще?».
Из хиппи в кресло директора
Откуда же поступали деньги на основание крупной компании? Шмидт на эти вопросы дает ответ такой. Идея окунуться с головой в крупный бизнес посетила его в 90-е с разрушением Берлинской стены. Тогда практика строительства у человека была, он раньше строил лодки для поляков. Но на обратном пути из Польши ему порекомендовали сделать остановку в Грайфсвальде. Яхтсмен обнаружил верфь в плохом состоянии «VolkswerftStralsund», которая доживала дни на водах реки Рик.
Судостроитель поставлял в былые времена рыбацкие катера и латал суда разного характера. Мастерская содержала огромное число работников, которых необязательно было держать в таком количестве. Верфь также строила яхты-иолы. Спустя время мужчина стал основателем предприятия, которое реорганизовало убыточную верфь.
Первые шаги в бизнесе
Шмидт не сразу начал грезить о строительстве собственного дела на этой базе. Однако он смог оценить технические и географические возможности организации, ведь бывшая процветающая судостроительная компания находилась близ шикарных мест для водных прогулок под ветром и парусом. Вначале судостроитель думал построить линейку коммерческих катеров, одновременно уделяя время постройке судов мечты.
Западная Германия не позволила бы закупить участок для строительства нового завода, это слишком дорогое удовольствие. К тому же, душит желание на корню бюрократическая махина. Никогда на родине ему не удалось бы получить разрешения. Шмидт считал себя рабом правительства, которое стремилось честных предпринимателей изжить со свету налогами, санкциями, пошлинами.
Иной раз «бумаготворчеству» пришлось уделять большее внимание, чем любимому делу – лодочному строительству.
Например, десяток лет назад британцы не смогли своевременно поставить коллекцию нужных для судостроения материалов. Тогда Великобритания предложила заводу купить детали через хорватский филиал. Хорватия в ЕС не входила. Это удалось сделать, но пришлось много потратить времени, сил, денег. Потом после крушения стены провинциальные бюрократы в Грайфсвальде давали шанс сделать это быстрее. В захолустье всегда проблемы решаются быстрее.
Шмидт начал работу, массово сокращая работников. Об этом говорят в яхтенной сфере. Правда, руководитель завода не считает их число слишком большим. Да, более 100 рабочих пришлось уволить. Остальному аналогичному количеству трудяг директор объяснил эту необходимость конкуренцией. Увольнять пришлось только ленивых, не желавших обучаться новому производству или откровенно глупых.
Бизнесмен ждал отдачи от людей, активности, стремления зарабатывать, пообещав оставшимся не увольнять никого в течение 10 лет. Это обещание с трудом удалось сдержать. Предприятие встало в 1993 г. из-за отсутствия запросов. Восточная Германия присоединилась, выступая тяжелым грузом для страны. Присоединенная территория нуждалась в восстановлении экономики. Лодки коммерческого типа считались невостребованными, почти на нет списав производство. К такому повороту сложно было подстроиться: люди ждали подъема.
Историческая справка! Грайфсвальд начал свою историю в 1199 г. Земли облюбовали монахи-затворники с аскетическим образом жизни.
В Средневековье начал работу университет, люди занялись торговлей, сделав город процветающим. В итоге населенный пункт вошел в Ганзейскую Лигу, подразумевающую объединение торговой Ассоциации Прибалтики. Веками город жил за счет рыбной ловли, судостроительной техники и торгового дела. Сейчас побережье Рик наполнено старенькими лодочками рыбаков. Рыбаки прямо на берегу солят улов, щедро засыпая солью. В советскую эпоху город жил благодаря работе АЭС и Радиофизинститута, ныне закрытые или переживающие упадок. Помещение АЭС эксплуатировали как место, где ламинировали корпуса «Hanse». Население выросло до 55 000 жителей, но из них 20% относятся к безработным. Нет ничего удивительного, что администрация города выступала за прокладку газопровода из РФ «Нордстрим», конечный пункт которого расположен тут.
Шмидт не растерялся, купив «по дешевке» матрицу крейсера от шведского завода. За 30 дней предприниматель построил лодку, представив ее потом в Гамбурге на боат-шоу. Это было грандиозное событие в мире парусников. На носовом релинге красовался молот с надписью «Сокрушитель цен». Яхтсмены оценили продукт, купив 275 штук за первый год! Вот так стартовал бренд, ставший впоследствии крупнейшим в мире. Сейчас это приятные воспоминания.
В Германии из рокерского сообщества вышел не только этот бизнесмен. Рольф Фролийк, Фридрих Юдель основали КБ. Также отсюда вышли Йорн Бок, ставший главредом журнала Die Yacht. Сванте Домицлав стал успешным журналистом в Boote Exclusive. Другие знаменитости яхтинга тоже когда-то входили в эту группу. Теперь уже за этой коммуной закрепилось звание отправной точки парусного спорта в Германии.
Что планируется в перспективе
Продав компанию, Шмидт создал другую «Michael Schmidt Yachtbau». Вначале он не планировал создавать бренд. Хотелось покоя, жизни рантье. Мотивом к такому шагу, сделанному после 60-летия бизнесмена, послужило путешествие на модели «Hanse 630», состоявшееся по Черноморской акватории. Балтика знавала лодки длиной 35-38 футов. Средиземноморье встречает лодки в 55 футов. Но на Черном море курсируют гиганты-стометровки. Это вдохновило бизнесмена, дав ему ощутить дыхание мира украинских и русских олигархов.
Тогда в голову закралась мысль предложить им абсолютную новинку – парусную яхту с определенными критериями. Мозг и воображение рисовали технические параметры: 80-ти футовую длину, минимум членов команды, высокоскоростные показатели и комфортные условия. Важная вещь не давала ему покоя. Не все производители задумываются над этим: яхтсмены прошлого технически были отлично подготовлены. Эти представители парусного спорта умели творить чудеса с лодкой. Нынешние шкиперы отстают в знаниях, ленясь погрузиться в детальные изучения яхты, управленческих маневров.
Верфи не дают полный сервисный пакет. Однако покупателю и не нужно задумываться над техническими нюансами, он же не задается целью приобрести головную боль. Размышляя так, предприниматель создал «Брента 80 DC». Флагман предназначался для самого Шмидта. Лодка включила 40-летние наработки судостроения. Великолепное детище устроило полностью судостроителя как шкипера. Красота, простота, функционал – главные требования, которые выдвигались перед производством. Яхта полностью является высшего класса продуктом для Европы. Проектировщики над ним трудились в Италии. Дизайном занимались британцы, строили немцы.
О новой лодке
Яхта планирует стать супербрендовым товаром, демонстрируя впечатляющие показатели скорости. Шмидт не интересуется лодками со скоростью в 15 узлов и выше. Бизнесмен внедрил больше углепластика, облегчив вес и добавив тем самым динамики. Лодка надежная, комфортная для путешествий длительного характера с водоизмещением 34 т. Концептуальные возможности «Wally» или «Shipman» в этом судне не повторяются. Яхтсмен всегда предпочитает собственные разработки.
Производством предприниматель занимается, опираясь исключительно на свои взгляды и идеи.
Шмидт гордится более тщательной задумкой деталей, чем у вышеуказанных брендов. Особенности новой лодки – максимальное упрощение и инновации. Простые планировки палубного пространства вошли в привычку компании. В целом новая модель придерживается традиций, но предложены еще 3 планировки.
Борт с центральным кокпитом – одна из планировок, предложенных производителем. Также планируется создавать модель с расположением кокпита на корме и с салоном, устроенным выше, чем обычно.
Массовое яхтостроение вышло на другую ступень развития с «Hanse 630 Е» для «других» игроков. Планируется ли увеличить размеры лодки, ведь в последнее время наблюдается тенденция к такого рода лодкам? Производитель намерен создавать 100-футовые суда с необычными проектами. Моторное судно около 40 футов готовится к разработке для удовлетворения запросов яхтсменов, предпочитающих дневные прогулки. Лодка должна стать суперконструкцией, которую владельцу будет не стыдно швартовать за рубежом или в родных акваториях. В Германии этого бизнесмена часто называют человеком, видящим будущее.
Ясновидящий судовладелец
Яхтсмен-предприниматель удачлив настолько, насколько он умеет строить планы на ближайшие пять лет. Шмидт не игнорирует этот тренд. В настоящее время бизнесмен-судостроитель работает усиленно. Правда, слишком загадывать наперед не получается в последнее время.
Серийные и эксклюзивные форматы лодки уже отдаляются друг от друга чересчур сильно. Причем пропасть между ними в конструкциях ощутимая. Массовые лодки стали однотипными, и эта тенденция сохранится. Аналогичное положение дел можно наблюдать в автопроме, когда водителя сложно удивить.
Будущее востребованных лодок яхтсмен связывает с изготовлением дальних крейсерских и легких лодочек одинаковой длины. Предприниматель никогда не разделял эти виды яхт. Производство вполне располагает потенциалом для строительства легких, комфортабельных крейсеров. Модели можно сделать легкими за счет сырья. Легкость яхты дарит динамику, ведь оборудование в таком случае и экипаж претерпевают меньшие нагрузки. Это означает, что в плавание необязательно отправляться 10 морякам, брать тяжеловесное оборудование. Экипаж меньше устанет, получив максимум впечатлений от путешествия.
Простые механизмы – цель яхтенного производства.
Когда-то Херман Фрер-старший благоговел перед 90-футовыми судами, оборудованными тремя каютами. Лодка двигалась без штатной команды, имея на борту лишь семейный экипаж. Такой взгляд на судостроение вполне устраивает руководителя компании. Бизнесмен равнодушен к моделям с длиной менее 70 футов. Ему подавай 90-футовую красавицу, где на борту разместится лишь семья и друзья. Экипаж не нужен! Но если русский флот запросит «экипажные» суда, то компания предложит эти модели.
Любопытные факты из биографии
Уроженец города Киль Михаэль Шмидт родился в 1948 г. Бизнесмен считает себя последователем философии Эпикура. По характеру сангвиник, любящий поесть вкусно и не прочь отведать благородные алкогольные напитки. Мужчина с сильным характером ценит людей с хорошим чувством юмора.
Еще мальчишкой в 1958 г. начал осваивать паруса, когда впервые получил медаль на гонках. Приз он бережно хранит. «Оптимист» стал первым швертботом для юноши, который смастерил отец своими руками из фанеры, прикрутив мачту из бамбука. Парус сшила мастерица местного ателье из хлопка. В 1968 г. парень стал вхож в оппозиционное сообщество APO. Это движение стало западногерманским повторением студенческого протестующего сообщества во Франции конца 60-х прошлого века.