Кодекс ISM был принят в соответствии с резолюцией A.741 (18) Международной морской организацией (ИМО) в 1993 году с целью обеспечения безопасности на море, предотвращения человеческих травм или гибели людей и предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, особенно морской среде, и имуществу. Он призван обеспечить международный стандарт управления безопасностью и эксплуатации судов и предотвращения загрязнения. Он образует новую главу Конвенции СОЛАС 74 и является обязательным во всех государствах СОЛАС, включая Великобританию.
Кодекс ISM требует, чтобы судовладельцы / операторы внедряли и поддерживали системы управления безопасностью, охватывающие целый ряд факторов, включая безопасность и защиту окружающей среды, определенные области ответственности и полномочий, а также занимались совершенствованием навыков управления судовым и береговым персоналом. Он не заменяет собой требование о соблюдении каких-либо действующих правил.
Кодекс вступил в силу на международном уровне (в соответствии с СОЛАС) 1 июля 1998 года для некоторых судов с валовой вместимость более 500 единиц, включая пассажирские суда, танкеры для нефтехимии и газа, сухогрузы и скоростные грузовые суда. С 1 июля 2002 года Кодекс распространяется на другие грузовые суда, совершающие международные рейсы (и на морские буровые установки). Это фактически означает, что яхты, задействованные на коммерческих чартерах свыше 500 БРТ, теперь должны соответствовать кодексу. Самую последнюю информацию о Кодексе можно найти в морском примечании к руководству MGN 40 (M) от апреля 1998 года. Кодекс ISM устанавливает стандарты управления яхтами для обеспечения безопасной эксплуатации и предотвращения загрязнения. Несмотря на то, что это требование является обязательным только для коммерческих яхт водоизмещением свыше 500 БРТ, Международная морская организация (ИМО) и большинство администраций флага рекомендуют соблюдать его для всех коммерческих судов свыше 150 БРТ.
Судоходные операции, как правило, являются сложными и регулируются как национальными, так и международными нормами и конвенциями, которые в значительной степени касаются технических аспектов. Капитан однозначно несет ответственность за безопасность судна и его экипажа, но общая ответственность за управление и безопасную эксплуатацию судна лежит на компании или лице (лицах), владеющих или управляющих судном.
Соблюдение Кодекса ISM
Соблюдение Кодекса означает разработку систем и политик, написание руководств и проведение внутренних и внешних аудитов. Каждая судоходная компания (или владелец / управляющий яхтой), если она затронута, должна внедрить и поддерживать Систему управления безопасностью (SMS), которую должны выполнять как судовой, так и береговой персонал. SMS должна содержать:
- Политику в области безопасности и охраны окружающей среды
- Инструкции и процедуры для обеспечения безопасной эксплуатации судна и защиты морской среды.
- Уровни полномочий и линии связи между береговым и морским персоналом
- Процедуры уведомления об авариях
- Процедуры реагирования на чрезвычайные ситуации
- Процедуры внутреннего аудита и анализа со стороны руководства.
Вышеуказанные пункты, конечно, относятся к типу выполняемой операции. То есть требования для крупной судоходной компании отличаются от требований владельца / оператора суперяхты. Аудит обычно проводится классификационным обществом или MCA.
Документация ISM
Для подтверждения соответствия кодексу требуются определенные документы. К ним относятся:
- Руководство по управлению безопасностью
- Сертификат соответствия
- Свидетельство об управлении безопасностью (для перевозки на судне)
Документы будут действительны в течение 5 лет, и подлежит ежегодной проверке. Для подтверждения того, что система находиться в эксплуатации не менее трех месяцев, потребуются объективные доказательства.
Назначенное лицо
MCA считает роль назначенного лица очень важной. Это человек (обычно береговой член команды), который отвечает за соблюдение компанией-владельцем всех аспектов Кодекса ISM. На яхте эту функцию, вероятно, берет на себя Шкипер или руководитель, но в любом случае этот человек должен быть назван в качестве назначенного лица. В правилах не указано, кто конкретно это должно быть, но он должен иметь опыт эксплуатации судна, как в море, так и в порту. Назначенное лицо также должно иметь доступ к органу принятия решений компании-владельца.